Дело № 2-1837/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 04 октября 2018 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.
при секретаре Засориной С.Е.,
с участием помощника прокурора города Воркуты Республики Коми Булышевой Е.В.,
представителя ответчика Демина В.С.,
представителя третьего лица Управления образования администрации МО ГО «Воркута» Хроль В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница» г. Воркуты и Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
установил:
прокурор г. Воркуты обратился в суд, с учетом уточнения требований, об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: <адрес>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обосновывая требования отсутствием такой, предусмотренной законом, информации.
Ответчик - МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница» г. Воркуты, с исковыми требованиями не согласился, в возражениях указывает, что положения Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 в части обеспечения доступности объектов для инвалидов применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, которые детский сад не проходил. До уточнения прокурором требований иска, в отзыве ответчик указывал, о создании условий доступности объекта для маломобильной группы лиц: имеется возможность входа (выхода) на объект, самостоятельного передвижения по территории, в том числе с помощью работников ответчика, сопровождение инвалидов и содействие при входе (выходе), обеспечение допуска собаки-проводника. Тактильные напольные указатели, направляющие полосы, вывески, план здания отсутствуют. Однако мероприятия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и услугам внесены в «дорожную карту» и будут реализованы к 2025 году.
Администрация МО ГО «Воркута» согласно отзыву, надлежащим ответчиком по делу себя не считает, указывает, что в адрес администрации прокурор с представлением не обращался. При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются юридическими лицами и обладают автономией, т.е. самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
В отзыве на иск третье лицо – Управление образования администрации МО ГО «Воркута» в требованиях прокурору просит отказать, на основании приведенных норм Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 и Закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ.
Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница» г. Воркуты с исковыми требованиями не согласился по доводам отзыва на иск.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО ГО «Воркута» также полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель привлеченной по ходатайству прокурора в качестве третьего лица, согласно уточненным исковым требованиям, Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно положениям статей 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ст.12 Закона № 384-ФЗ.
В соответствии с подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. А также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. Так, раздел 6.2 "Пути движения в зданиях" содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.
Доводы ответчика о том, что требования Порядка..., утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, не состоятельны. Подобного условия приведенный Порядок... не содержит, а в п.5 предусматривает как обязательное соблюдение законодательства о доступности объектов инфраструктуры для инвалидов при проектировании, строительстве, приемке, капитальном ремонте и реконструкции, осуществляемых с 01.07.2016. Аналогичным образом действует и СП 59.13330.2016, конкретизируя, в данном случае меры по обеспечению доступа инвалида к социальному объекту.
Следует отметить, что предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации в минимальных пределах.
МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного типа «Чудесница» г.Воркуты, является юридическим лицам осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, осуществляет присмотр и уход за детьми. Учреждение вправе оказывать иные виды деятельности, в том числе платные услуги населению (Устав МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного типа «Чудесница» г.Воркуты, утвержден 18.12.2014). Детский сад расположен по адресу: <адрес> «<адрес>
Судом установлено, что прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований названного законодательства, то есть: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях. Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.
Здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Отсутствие перечисленных мер ответчиком не оспаривается. Исходя из изложенного, исковые требования прокурора города Воркуты правомерно заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц. Срок исполнения, предложенный прокурором - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд также полагает разумным и достаточным, с учётом требуемого объёма работ.
Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 комбинированного вида «Чудесница» г.Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, по адресу: <адрес> <адрес>»; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня принятия решения.
Председательствующий судья Солодилова Е.Ю.