Дело № 12-18/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
28 ноября 2018 года с.Лопатино
Судья Лопатинского районного суда Пензенской области Осипова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Камаевское» на постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по республике Мордовия и Пензенской области Халикова Р.Р. от 12 сентября 2018 года, которым постановлено:
Признать виновным в совершении административного правонарушения юридическое лицо Федеральное государственное унитарное предприятие «Камаевское» по ч.2 ст.8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить административный штраф размере ниже минимального 100000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по республике Мордовия и Пензенской области Халикова Рафика Рауфовича № 136 от 12 сентября 2018 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Камаевкское» привлечено к административной ответственности за административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере ниже минимального 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Федеральное государственное унитарное предприятие «Камаевкское» обратилось в суд с жалобой, считая постановление незаконным и необоснованным, поскольку в силу ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Должностными лицами, проводившими проверку и привлекавшими организацию к ответственности, не установлена виновность ФГУП «Камаевское», не проведено всестороннее, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств, что выражается в следующем.
В постановлении №136 от 12.09.2018 года, а также в протоколе об административном правонарушении №05-28 от 05.09.2018 года, акте проверки №924 от 05.09.2018 года указывается, что в ходе осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 58:15:0480702:3 (площадью 1000 кв.м); 58:15:0480702:2 (площадью 11146 кв.м); 58:15:0490302:38 (площадью 154795 кв.м); 58:15:0490302:39 (площадь 60001 кв.м); 58:15:0490303:18 (площадью 1117 кв.м); 58:15:0480702:4 (площадью 42322 кв.м); 58:15:0490302:40 (площадью 1022 кв.м) установлено, что на вышеуказанных земельных участках расположены частично разрушенные не действующие и не используемые для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции здания, строения, сооружения.
Однако в нарушение норм закона должностными лицами не было установлено, что на вышеуказанных земельных участках объектов капитального строительства юридически не существует, т.е. они не могут являться объектами правонарушений, так как в их отношении отсутствуют какие-либо разрешительные правоустанавливающие (право подтверждающие) документы, что может быть подтверждено сведениями Росреестра. Указанные земельные участки используются ФГУП «Камаевское» на праве аренды и при заключении соответствующих договоров передавались только земельные участки, т.е. какие-либо права на объекты капитального строительства на указанных земельных участках у арендодателя отсутствуют и арендатору не передавались, что подтверждается актами приема-передачи.
Кроме того, доводы должностных лиц в документах на то, что вышеуказанные земельные участки по всей площади зарастают плотной, многолетней растительностью прошлых лет, а видовой состав растительности свидетельствует о неиспользовании указанных земельных участков и сооружений более трех лет являются предположительными и субъективными, не подтвержденными объективными доказательствами.
Просило обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ФГУП «Камаевское» Дугин А.А. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям. Не отрицал факт неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства на протяжении более трех лет. В случае отказа в удовлетворении жалобы просил применить положения КоАП РФ, позволяющие снизить размер назначенного административного штрафа с учетом тяжелого финансового положения общества.
Начальник отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по республике Мордовия и Пензенской области Халиков Р.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя ФГУП «Камаевское», изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФнеиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выявлению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч.1 ст.7, ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса, земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
ГОСТом 26640-85 «Земли» утверждено, что охрана земель - комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Согласно ст.ст.1, 8 Федерального закона от 16 июля 1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Под агротехническими мероприятиями, согласно Федерального закона от 16.07.1998 года № 101 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", понимается совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, является неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения№ для ведения сельскохозяйственного производства.
При рассмотрении административного дела начальником отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Халиковым Р.Р. установлено, что 30.08.2018 года в ходе проведения внеплановой выездной, согласованной с прокуратурой Пензенской области проверки в отношении ФГУП «Камаевское», проводимой на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Б.И. Пирумова № 924 от 25.07.2018 года, в присутствии временно исполняющего обязанности директора Дугина А.А. был проведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:15:0480702:3 площадью 1000 кв.м, 58:15:0480702:2, площадью 11146 кв.м, 58:15:0490302:38, площадью 154795 кв.м, 58:15:0490302:39, площадью 60001 кв,м, 58:15:0490303:18, площадь 1117 кв.м, 58;15:0480702:4, площадью 42322кв.м, 58:15:0490302:40, площадью 1022 кв.м, расположенных на территории Лопатинского района Пензенской области.
В ходе осмотра установлено, что на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения расположены частично разрушенные, не действующие и не используемые для производства хранения и переработки сельскохозяйственной продукции здания, строения, сооружения. Вышеуказанные земельные участки по всей своей площади зарастают плотной, многолетней травянистой дикорастущей сухостойной сорной растительностью прошлых лет (полынь горькая, осот полевой и др.), а местами и древесно-кустарниковой растительностью. Следы хозяйственной деятельности на указанных земельных участках отсутствуют. Видовой состав растительности свидетельствует о неиспользовании указанных земельных участков и сооружений более 3-х лет.
Согласно выпискам из ЕГРН от 17.05.2018 года, указанные земельные участки принадлежат на праве аренды ФГУП «Камаевское» с 2009 года.
Таким образом ФГУП «Камаевское» совершило административное правонарушение выразившееся в неиспользовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В ходе осмотра 30.08.2018 года установлено, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 58:15:0480702:3 площадью 1000 кв.м, 58:15:0480702:2, площадью 11146 кв.м, 58:15:0490302:38, площадью 154795 кв.м, 58:15:0490302:39, площадью 60001 кв,м, 58:15:0490303:18, площадь 1117 кв.м, 58;15:0480702:4, площадью 42322кв.м,58:15:0490302:40, площадью 1022 кв.м, расположены частично разрушенные не действующие и не используемые для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции здания, строения, сооружения. Вышеуказанные земельные участки по всей своей площади зарастают плотной, многолетней травянистой, дикорастущей, сухостойной, сорной растительностью прошлых лет (полынь горькая, осот полевой и др.), а местами и древесно-кустарниковой растительностью. Следы хозяйственной деятельности на указанных земельных участках отсутствуют. Видовой состав растительности свидетельствует о неиспользовании указанных земельных участков и сооружений более 3-х лет.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то обстоятельство, что ФГУП «Камаевское» являясь арендатором вышеуказанных земельных участков, совершило административное правонарушение, выразившееся в неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.
Вина ФГУП «Камаевское» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, исследованного в подлинном виде в судебном заседании: постановлением № 136 от 12 сентября 2018 года, протоколом осмотра земельного участка от 30 августа 2018 года, фотоматериалами, актом проверки №924 от 05 сентября 2018 года, протоколом об административном правонарушении № 05-28 от 05 сентября 2018 года.
Исследование доказательства получены в соответствии с требованиями закона и оснований сомневаться в их допустимости и достоверности не имеется.
Должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены все процессуальные требования КоАП РФ, объективно исследованы и проверены значимые обстоятельства по делу, учтен характер совершенного правонарушения.
Выводы, изложенные в обжалуемом постановлении соответствуют обстоятельствам совершенного правонарушения и основаны на нормах действующего законодательства, действиям ФГУП «Камаевкое» дана правильная юридическая оценка и квалификация.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Оснований для переоценки установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела не имеется.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, согласно положений ст. 4.5 КоАП РФ соблюден.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого решения, не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии права собственности ФГУП «Камаевское» на объекты строительства, расположенные на земельных участках, суд считает несостоятельными, поскольку данный факт не препятствует использованию земельных участков по назначению. Кроме того, представитель ФГУП «Камаевское» пояснил, что данные объекты ранее использовались предприятием в сельскохозяйственном производстве.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы заявителя об отмене обжалуемого постановления и прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения у суда не имеется.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному. При назначении административного наказания должностным лицом были учтены характер совершённого административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, характер деятельности юридического лица.
Оснований для снижения размера назначенного должностным лицом административного штрафа не имеется, поскольку при рассмотрении административного дела должностным лицом учтено финансовое положение предприятия и штраф снижен до 100000 рублей.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Халикова Р.Р. подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1ст. 30.7КоАПРФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Халикова Р.Р. № 136 от 12 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренномч. 2ст.8.8КоАП РФ, в отношении юридического лица Федерального государственного унитарного предприятия «Камаевское» оставить без изменения, жалобу ФГУП «Камаевское» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: Т.В.Осипова