Решение по делу № 33-3787/2013 от 12.09.2013

Судья Магомедов А.Ю.

Дело № 33- 3787/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Бейтуллаевой З.А.

судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.

при секретаре Саладихановой С.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 7 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ Махмудова М.А. на решение Буйнакского районного суда РД от 6 августа 2013 года, которым постановлено: «Исковые требования Амирчопанова Р. А. удовлетворить. Взыскать в пользу Амирчопанова Р. А. с ответчика -Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере <.> рублей в связи с получением им увечья при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, повлекшее наступление инвалидности».

Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения представителя истца Амирчопанова Р.А. Гамзатова М.М. (на основании доверенности <адрес>7 от <дата>), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Представитель Амирчопанова Р.А. Гамзатов М.М., действуя на основании доверенности <адрес>7 от <дата>, обратился в суд с исковым заявлением о взыскании в пользу Амирчопанова Р.А. с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета единовременного пособия в размере 300 000 рублей в связи с получением им увечья при участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом, повлекшее наступление инвалидности. В заявленных требований указано на то, что Амирчопанов Р.А. проходил службу по контракту с <дата> в должности старшего водителя, имел специальное воинское звание старший сержант. Согласно представленной медицинской документации и первичной медицинской карточке (Ф - 100) 17.12.2000г. он получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга во время участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе в населенном пункте Ботлих, ОТГ «Высокогорное». Ему долго пришлось лечиться и пройти курс реабилитации, после чего он был направлен на освидетельствование. По результатам освидетельствования признан «В» - ограниченно годным к военной службе, ему установлена № инвалидности вследствие военной травмы и назначена пенсия. Приказом командира в/ч № от <дата> № он исключен из списков личного состава части по состоянию здоровья. Единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от <дата> № 53-Ф3 «О противодействии терроризму», он не получал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ Махмудова М.А. (на основании доверенности № 212/<адрес> от <дата>) содержится просьба об отмене решения суда, как вынесенного с существенным нарушением норм материального права. Статьей 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющих целью возмещение вреда здоровью в случае гибели военнослужащего, причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии)) единовременных пособий. При этом, как предусмотрено п.6 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Такая правовая позиция подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 2-й квартал 2011 года, утвержденным Президиумом ВС РФ <дата> года. В связи с этим военнослужащим и членам их семей, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.

Судом первой инстанции неправомерно не приняты во внимание доводы представителя Министерства обороны РФ о том, что ФЗ «О противодействии терроризму» вступил в законную силу с <дата> года, а ст. 21 указанного Закона вступила в силу с <дата> года. При этом указаний о применении ст.21 Закона к отношениям, возникшим до его вступления в силу, названный Закон не содержит.

Порядок обращения за получением выплат определен Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.08.2008г. № «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом». Согласно указанным Правилам для получения единовременного пособия, установленного ст. 21 Закона, в случае получения увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности, это лицо представляет в федеральный орган исполнительной власти (военный комиссариат по месту регистрации), в котором он проходил службу, необходимые документы, указанные в Правилах.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований истца, основывался лишь на доводах истца о том, что он обращался с заявлением в Министерство обороны РФ. Однако доказательств отказа Министерства обороны РФ в выплате пособия истец не представил. Истец не обращался с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, а именно в уполномоченные органы МО РФ (военный комиссариат по месту жительства) за получением установленных действующим законодательством выплат, соответственно, должностные лица не отказывали истцу в реализации его законных прав, ввиду чего МО РФ не допущено каких-либо нарушений законодательства в данной сфере.

Порядок возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», в соответствии с п. 2 которого расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органом исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.

Указанным Постановлением утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, пунктом 3 которых определено, что для получения единовременного пособия, установленного ч.2 статьи 21 ФЗ «О противодействии терроризму», в случае получения вреда здоровью лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности, письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия и необходимый пакет документов.

Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, по итогам которого составляется заключение, и руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия (п.5 Правил). Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п.8 Правил).

При таких обстоятельствах, судебные инстанции не могут подменить собой деятельность Федерального органа исполнительной власти, на который возложена функция по реализации выплат единовременных пособий, установленных ст.21 Закона, что соответствует принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленной статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Более того, судом первой инстанции установлено, что войсковой частью № истцу в 2009 году были произведены все положенные выплаты.

В соответствии с ч.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Тем самым, положения федерального закона «О противодействии терроризму» не могут применяться при разрешении данного спора. Федеральный закон от <дата> № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», в редакции действовавшей в 2000 году, установил, что возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

При этом статьей 20 вышеуказанного закона, действующего на момент получения ранения (увечья) истцом, установлено, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере <.> рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем требования истца о взыскании <.> рублей являются незаконными и необоснованными.

На основании вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму», который был принят Государственной Думой <дата> и одобрен Советом Федерации <дата> года, право военнослужащего на получение единовременного пособия в связи с получением травмы в размере <.> рублей действует исключительно с <дата> г., поскольку вышеуказанный закон в соответствии со ст.27 вступает в законную силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18,19,21 и 23 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с <дата> года.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, на основании чего Министерство обороны РФ от уплаты государственной пошлины освобождено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из исследованных в судебном заседании документов (свидетельства о болезни № от <дата>) видно, что согласно представленной первичной медицинской карточке (Ф-100) <дата> Амирчопанов Р.А. получил ЗЧМТ, сотрясение головного мозга во время участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе с зачетом времени фактического участия в выслугу лет для начисления пенсии из расчета один месяц службы за полтора месяца. Данная травма заключением ВВК признана военной травмой и он признан «В» - ограниченно годным к военной службе.

Согласно выписки из приказа командира в/ч № от <дата> № 245) уволенный с военной службы Амирчопанов Р.А. исключен из списков личного состава части и направлен для постановки на воинский учет по месту жительства.

Из удостоверения серии БК за № выданного военным комиссариатом РД, серии <.>, серии ГФ № и выписки из акта освидетельствования за № от <дата> ФКУ ГБМСЭ по РД Бюро № видно, что Амирчопанов Р.А. является инвали<адрес>-й группы в связи с получением военной травмы и ему назначена пенсия.

Факт получения травмы Амирчопановым Р.А. при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и последующего установления ему инвалидности по военной травме при рассмотрении дела в суде первой инстанции представителем ответчика не оспаривался.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от <дата> № - ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до <дата>, при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от <дата> № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», действовавшим до <дата>, предусматривалось, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей.

Согласно части 1 ст. 20 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в том числе, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших увечье при проведении контртеррористической операции, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере <.> тысяч рублей. Названное единовременное пособие входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса военнослужащих в результате причинения вреда жизни или здоровью этих лиц при прохождении военной службы.

В соответствии с пунктом 5 ст. 20 действовавшего до <дата> Федерального закона от <дата> № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в ред. Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ), а также в соответствии с частью 6 ст. 21 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

    Довод ответчика о том, что истец уже получил единовременные пособия и страховые суммы, причитающиеся ему при получении травмы при исполнении военной службы и потому не вправе претендовать на аналогичное единовременное пособие, является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о получении Амирчопановым Р.А. единовременного пособия и такие доказательства ответчиком в суд не представлены.

При удовлетворении заявленных требований суд обоснованно исходил из того, что право на единовременное пособие в размере <.> тысяч рублей у истца Амирчопанова Р.А. возникло с момента наступления инвалидности вследствие полученной военной травмы (инвалидность истцу впервые установлена в <.> году). Выплата единовременного пособия до установления инвалидности не могла быть произведена, поскольку наступление инвалидности является обязательным условием для осуществления данной выплаты.

Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения настоящего дела судом является Федеральным закон "О противодействии терроризму", то размер единовременного пособия должен быть определен в соответствии с Федеральным законом, действующим на момент рассмотрения дела. Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2011г.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции установлено, что войсковой частью <.> истцу в 2009 году были произведены все положенные выплаты, также не подтверждены материалами дела. Отвечающих требованиям ст. ст. 59-60 ГПК РФ доказательств в подтверждение своих доводов ответчиком суду первой инстанции либо в суд апелляционной инстанции не представлено.

Судом установлено, что Амирчопанов Р.А. обращался в Министерство обороны РФ с заявлением о выплате единовременного пособия с приложением всех предусмотренных Правилами документов. Копия заявления имеется в материалах дела. Данное заявление было получено ответчиком <дата> г., что подтверждается представленным в суд уведомлением о получении письма Амирчопанова Р.А. экспедицией № Минобороны РФ, которые исследованы и имеются в материалах дела. Письмом за № от <дата> в выплате единовременного пособия ему отказано со ссылкой на то, что ранение получено им в 2000 году.

Довод представителя ответчика о том, что в перечень медицинских документов входит справка о травме, которой у Амирчопанова Р.А. нет, является необоснованным, так как факт получения Амирчопановым Р.А. военной травмы установлен исследованием в судебном заседании суда первой инстанции документов, в том числе, свидетельства о болезни № от <дата>. Кроме того, факт получения военной травмы ответчиком не оспаривается.

В соответствии с частью 1 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок определен постановлением Правительства РФ от <дата> № "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом", п.2 которого предусматривает, что для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти:

а)    письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия;

б)    медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью
(ранение, увечье).

Действующим законодательством не предусмотрено обязательное представление справки о травме.

Исходя из изложенного, судом первой инстанции в пользу истца с Министерства обороны РФ обоснованно взыскано единовременное пособие в размере <.> тысяч рублей.

Судом первой инстанции обоснованно признан несостоятельным довод представителя ответчика о неподсудности данного спора Буйнакскому районному суду, так как в соответствии со ст.29 ГПК РФ истец имеет право на обращение в суд по своему выбору по месту своего жительства.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не могут служить основанием для его отмены, опровергаются изложенным выше.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 6 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства Обороны РФ Махмудова М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3787/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
15.10.2013Судебное заседание
22.10.2013Судебное заседание
07.11.2013Судебное заседание
13.11.2013Передано в экспедицию
13.11.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее