Решение по делу № 2-232/2016 ~ М-248/2016 от 30.11.2016

Дело № 2-232/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рп. Тамала 20.12.2016 года

Тамалинский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Козеевой И.А.

при секретаре Щербаковой Н.Н.

с участием помощника прокурора Тамалинского района Книгиной Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах и защиту прав учащихся к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина о возложении обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тамалинского района Пензенской области обратился в суд в интересах и защиту прав учащихся к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И.Дёмина с вышеназванным заявлением, указывая следующее.

Прокуратурой Тамалинского района по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения, в том числе в филиале МБОУ СОШ с. Варварино им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина – основной общеобразовательной школе с. Калиновка Тамалинского района Пензенской области, что отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Муниципальное образование в лице администрации Тамалинского района и образовательное учреждение МБОУ СОШ с. Варварино им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина (в том числе, филиал МБОУ СОШ с. Варварино – ООШ с. Калиновка) являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания. Отсутствие системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования и прилегающей территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников учреждения. Осуществление деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. На основании изложенного, прокурор Тамалинского района Пензенской области, действуя в защиту интересов несовершеннолетних, просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина оборудовать здание школы филиала МБОУ СОШ с. Варварино им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина – основной общеобразовательной школы с. Калиновка, расположенное по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Калиновка, ул. Мира, 2, системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании.

Помощник прокурора Тамалинского района Пензенской области Книгина Э.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью по доводам и обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Допрошенный в судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина директор школы Кабалина Т.В. требования прокурора Тамалинского района Пензенской области признал в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика отдела образования Тамалинского района Пензенской области - начальник отдела образования Сорокина И.С. с исковыми требованиями прокурора Тамалинского района Пензенской области также согласилась, показав, что 08.11.2016 года отдел образования Тамалинского района Пензенской области обратится в администрацию Тамалинского района Пензенской области с соответствующими заявками о выделении финансовых средств для оборудования здания филиала МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина – основной общеобразовательной школы с. Калиновка, расположенной по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Калиновка, ул. Мира, 2, системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Тамалинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От представителя администрации Тамалинского района Пензенской области ФИО1, действующего на основании доверенности, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Тамалинского района, при этом он указал, что с исковыми требованиями прокурора Тамалинского района Пензенской области согласен.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина директора школы Кабалиной Т.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Сорокиной И.С., принимая во внимание заявление представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО1, заключение помощника прокурора Книгиной Э.А., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года (вступила в силу для СССР 15.09.1990 года) указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к
компетенции образовательной организации в установленной сфере
деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Уставом МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области определено, что учредителем данного образовательного учреждения является отдел образования Тамалинского района Пензенской области, а собственником имущества образовательного учреждения - муниципальное образование «Тамалинский район».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст. 5 вышеприведенного Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем «видеонаблюдения», пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В судебном заседании установлено, что здание филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина – основной общеобразовательной школы с. Калиновка, расположенной по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Калиновка, ул. Мира, 2, не оборудовано системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании, что подтверждается справкой о результатах проверки помощника прокурора Тамалинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ и не отрицали допрошенные в судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина директор школы Кабалина Т.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела образования Тамалинского района Сорокина И.С.

Таким образом, отсутствие системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования и прилегающей территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников учреждения.

Осуществление деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах и защиту прав учащихся к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина о возложении обязанности по оборудованию здания школы филиала МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области – основной общеобразовательной школы с. Калиновка системой видеонаблюдения подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах и защиту прав учащихся к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина о возложении обязанности по оборудованию здания школы филиала МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области – основной общеобразовательной школы с. Калиновка системой видеонаблюдения удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Варварино Тамалинского района Пензенской области им. Героя Советского Союза А.И. Дёмина оборудовать здание школы филиала МБОУ СОШ с. Варварино Тамалинского района Пензенской области – основной общеобразовательной школы с. Калиновка, расположенной по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Калиновка, ул. Мира, 2, системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд в течение месяца.

Судья И.А. Козеева

2-232/2016 ~ М-248/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Тамалинского района
Ответчики
МБОУ СОШ с.Варварино
Другие
администрация Тамалинского района
отдел образования Тамалинского района
Суд
Тамалинский районный суд
Судья
Козеева Ирина Александровна
30.11.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2016[И] Передача материалов судье
30.11.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2016[И] Судебное заседание
20.12.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2017[И] Дело оформлено
31.08.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее