Судья Мартынович А.Ю.
Судья-докладчик Ананикова И.А. № 33-8742/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.
судей Ананиковой И.А., Усовой Н.М.
с участием прокурора Попова А.Б.
при секретаре Ободоевой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску прокурора Усть-Удинского района Иркутской области в защиту интересов Стрельниковой Е.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Усть-Уда (далее по тексту – МБОУ СОШ п. Усть – Уда) о взыскании недоначисленной заработной платы
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 1 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с вышеназванным иском, прокурор мотивировал это тем, что работодатель неправомерно производил Стрельниковой Е.В. начисление заработной платы в размере, ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Просил взыскать в ее пользу невыплаченную заработную плату за период с Дата изъята
Решением Усть-Удинского районного суда Иркутской области от 1 июня 2016 года постановлено иск удовлетворить частично, взыскав с МБОУ СОШ п. Усть-Уда в пользу Стрельниковой Е.В. заработнуюплату за период с Дата изъята в размере (данные изъяты)., в остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе директор МБОУ СОШ п. Усть-Уда Епонешникова О.М. просит решение суда отменить. Мотивирует это тем, что исполнение данного решения, учитывая объем осуществляемого за счет местного бюджета финансирования, повлечет уменьшение стимулирующих выплат для других работников школы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о слушании дела, не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., объяснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Пунктом 3 Постановления ВС РФ от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Положениями ст. 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено что, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Пунктом 13 ранее действовавшего Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
На основании данного Постановления администрацией Иркутской области принято постановление от 28.01.1993 N 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», в соответствии с которым с 1 января 1993 г. на территории юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района) районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих устанавливается в размере 1,3.
Пунктом 1 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах.
Как следует из материалов дела, истец Стрельникова Е.В. состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ п. Усть-Уда, расположенном в местности, относящейся к южным районам Иркутской области, т.е. местности с особыми климатическими условиями, ей начисляются стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе, районный коэффициент в размере 30% от заработной платы и процентная надбавка – 30% от заработной платы.
Разрешая данный спор, суд, правомерно отказав в требовании прокурора о взыскании заработной платы за декабрь 2015 года по мотиву истечения срока исковой давности, о пропуске которого заявил ответчик (л.д.36), вместе с тем, пришел к обоснованному выводу, что с учетом установленного с 01.01.2016 МРОТ 6204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ), ежемесячная заработная плата Стрельниковой Е.В., полностью отработавшей норму рабочего времени в Дата изъята , не должна быть меньше (данные изъяты)
Приведенный в апелляционной жалобе довод об отсутствии у ответчика денежных средств на оплату труда истца в указанном размере значения для дела не имеет, так как финансовое положение работодателя не является обстоятельством, освобождающим его от обязанности обеспечить работнику справедливую заработную плату, регламентированную приведенными выше нормами.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░