Именем Российской Федерации
г. Химки Московской области 16 апреля 2015 год
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи – Колмаковой И.Н.,
c участием помощника Х. городского прокурора – Черновой Н.А.,
при секретаре – Ефремовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абросимова В. И., Комиссарова Д. В., Павлова А. Ю., Сластина А. Н., Хачатуряна М. Р. о признании незаконными действий главы г.о. Химки Московской области, о признании незаконным и отмене постановления главы г.о. Химки Московской области от /дата/. №, заинтересованные лица - администрация городского округа Химки Московской области, ООО «ЦентрДевелопмент»,
У С Т А Н О В И Л:
Абросимов В.И., Комиссаров Д.В., Павлов А.Ю., Сластин А.Н., Хачатурян М.Р. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий главы г.о. Химки Московской области, о признании незаконным и отмене постановления главы г.о. Химки Московской области от /дата/. №, ссылаясь на то, что /дата/. между администрацией г.о. Химки и ЗАО «<данные изъяты>» был заключен Инвестиционный контракт №, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта по строительству гостиничного офисно-делового центра с паркингом на земельном участке общей площадью ориентировочно 2,9га, расположенном по адресу: <адрес> Между тем, по словам заявителей, земельный участок не был свободен от имущественных прав третьих лиц и подлежит освобождению.
Как указано в заявлении, контрактом предусмотрено обязательство администрации г.о. Химки осуществить перемещение существующего ГСК «<данные изъяты>» на новую оборудованную инвестором автостоянку, о чем /дата/. между администрацией и ГСК был заключен договор №. Дополнительными соглашениями имущественные права по реализации контракта были переданы ЗАО «<данные изъяты>», а затем ООО «ЦентрДевелопмент». Однако, указанное выше обязательство исполнено не было.
По словам заявителей, ими было установлено, что постановлением изменен вид разрешенного использования земельных участков, предоставленных в аренду инвестору, с кадастровыми номерами № с «для строительства и эксплуатации гостиничного офисно-делового центра» на «для строительства и эксплуатации многоэтажного жилого комплекса» и заключены соответствующие дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков.
По мнению заявителей, изменение вида разрешенного использования администрацией г.о. Химки произведено с целью уклонения ООО «ЦентрДевелопмент» от участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, сокращения времени и процедуры получения указанного участка обществом.
Таким образом, по утверждению заявителей, принятое постановление позволило передать право на использование рассматриваемого земельного участка в указанных целях без проведения аукциона, чем нарушены права заявителей на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства и иного вида использовании, а также права неопределенного круга лиц. На земельных участках с номерами № на момент выхода оспариваемого постановления располагался ГСК и его члены право участвовать в аукционе по аренде данных земельных участков.
Ссылаясь на то, что изданное постановление нарушает конкуренцию и противоречит ФЗ «О защите конкуренции», заявители просят суд признать постановление главы г.о. Химки Московской области от 30.07.2012 №1234 «об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № недействительным и отменить; признать незаконными действия главы г.о. Химки Московской области, нарушившими их права изданием (выпуском) данного постановления.
Заявители Сластин А.Н., являющийся также представителем Павлова А.Ю. по доверенности, Хачатурян М.Р., Комиссаров Д.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, указав, что о вынесенном постановлении им стало известно лишь /дата/. при ознакомлении с материалами прокурорской проверки в Химкинской городской прокуратуре.
Заявители Павлов А.Ю., Абросимов В.И. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель администрации г.о. Химки в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что позиция заявителей не подтверждена, процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка соблюдена, просил применить срок давности к заявленным требованиям.
Представитель ООО «ЦентрДевелопмент» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал письменный отзыв на заявление, также просил применить срок исковой давности.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, исследовав представленные по делу доказательства, находит заявление не обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Главы Администрации Химкинского района Московской области от /дата/. № зарегистрирован ГСК «<данные изъяты>», а также утверждены списки членов кооператива.
Стороной заявителей представлено Уведомление ООО «ЦентрДевелопмент» о необходимости освобождения земельного участка от находящегося на нем имущества (движимых вещей) № от /дата/., в котором последний просит заявителя Сластина А.Н. освободить от принадлежащего на земельном участка с кадастровым номером № ему имущества в течение 10 дней с момента получения уведомления.
Постановлением администрации г.о. Химки Московской области от /дата/ № изменен вид разрешенного использования с «для строительства и эксплуатации гостиничного офисно-делового центра» на «для строительства и эксплуатации многоэтажного жилого комплекса» следующих земельных участков: земельные участки по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащие ООО «ЦентрДевелопмент» на праве аренды на основании договоров от /дата/. уступки прав аренды земельного участка, площадью 7658 кв.м. с кадастровым номером №, площадью 7400 кв.м., с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м. с кадастровым номером №, площадью 14400 кв.м. с кадастровым номером № площадью 7700 кв.м. с кадастровым номером №
Как установлено в судебном заседании, ранее указанные выше земельные участи были предоставлены в аренду ЗАО «<данные изъяты>» сроком на 49 лет, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства и эксплуатации гостиничного офисно-делового центра, в связи чем, были изданы соответствующие постановления и заключены договоры аренды: постановление главы городского округа Химки Московской области от /дата/. № (Договор аренды земельного участка № от /дата/.), № Постановление Главы городского округа Химки Московской области от /дата/. № (Договор аренды земельного участка № от /дата/.), Постановление Главы городского округа Химки Московской области от /дата/. № (Договор аренды земельного участка № от /дата/.), Постановление Главы городского округа Химки Московской области от /дата/. № (Договор аренды земельного участка № от /дата/.), Договор аренды земельного участка № от /дата/
Затем, /дата/. по Договорам уступки прав аренды земельного участка, спорные земельные участки были переуступлены ООО «ЦентрДевелопмент», о чем в материалах дела имеются соответствующие договоры.
/дата/., в связи с изменением вида разрешенного использования спорных земельных участков – на «для строительства и эксплуатации многоэтажного жилого дома» между администрацией г.о. Химки и ООО «ЦентрДевелопмент» были заключены Дополнительные соглашения № к договору аренды земельного участка № от /дата/.. № к договору аренды земельного участка № от /дата/., № к договору аренды земельного участка № от /дата/., № к договору аренды земельного участка № от /дата/., № к договору аренды земельного участка № от /дата/.
В материалы дела представлено Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от /дата/. №, которым администрации г.о. Химки предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно принять меры по возврату предоставленной ООО «ЦентрДевелопмент» муниципальной преференции на основании любого доступного и обеспечивающего достоверность и полноту оценки способа оценки разницы между правами пользования земельными участками с видами разрешенного использования: «для строительства и эксплуатации офисно-делового центра» и «для строительства и эксплуатации многоэтажно жилого комплекса», либо посредствам отмены акта, которым преференция была предоставлена, с представлением документов, подтверждающих отсутствие реализации указанным обществом решения о предоставлении ему муниципальной преференции, что также указанного в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от /дата/ №
/дата/. администрацией г.о. Химки ООО «ЦентрДевелопмент» было направлено уведомление № в котором орган местного самоуправления просил в течение 5 дней с момента получения настоящего уведомления и на основании предписания Управления ФАС по Московской области от /дата/. № возместить разницу между правами пользования земельными участками, определенную на основании отчета № по определению рыночной стоимости: недвижимого имущества права аренды (права пользования на условиях долгосрочной аренды ООО «ЦентрДевелопмент») земельных участков площадью: 7659 кв.м., кадастровый номер №, по адресному ориентиру: <адрес> 7400 кв.м., кадастровый номер №, 8300 кв.м., кадастровый номер №, 14400 кв.м., кадастровый номер №, 7700 кв.м., кадастровый номер № расположенных по вышеуказанному адресу.
Во исполнение указанного предписания ООО «ЦентрДевелопмент» выплатило разницу между правами пользования земельными участками, определенную на основании отчета № по определению рыночной стоимости: недвижимого имущества права аренды, что подтверждено платежными поручениями № от /дата/. на сумму <данные изъяты>., № от /дата/. на сумму <данные изъяты>., № от /дата/. на сумму <данные изъяты>., № от <данные изъяты>. на сумму <данные изъяты>., № от /дата/. на сумму <данные изъяты>
В подтверждение своих доводов о том, что на спорных земельных участках уже начато строительство многоквартирных жилых домов, часть квартир в которых уже была продана, ООО «ЦентрДевелопмент» представлены выписки из ЕГРП от /дата/. №.
П.2 ст. 30 ЗК РФ, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления, предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок (п. 2.1).
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (п.2).
Согласно ст. 38.1 ЗК РФ, аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион). Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
Ст. 41 ЗК РФ предусмотрено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
Ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", действующего на момент вынесения обжалуемого постановления (в редакции от 29.06.2012 N 96-ФЗ), предусматривала, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве до 31 декабря 2014 года и в других случаях не позднее чем до 31 декабря 2012 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", действующей на настоящий момент, вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2016 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков, в отношении которых Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации (далее - земельные участки Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства), земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31 декабря 2016 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению
Таким образом, вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки применительно к г. Москве и Московской области до 01.07.2016 решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (ч. 1 ст. 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний - при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.
Исследовав в совокупности действующую на настоящий момент редакцию ст. 4 закона и статью в редакции, действовавшей на момент издании оспариваемого постановления, суд приходит к выводу, что положения ст. 4 в редакции от 29.06.2012 N 96-ФЗ также распространялись на Московскую область, как это дополнительно указано в настоящей редакции, поскольку в связи с возникшими затруднениями, в ст. 4 08.03.2015 N 48-ФЗ внесены изменения для конкретизации положения: «…но применительно к городу федерального значения Москве до 31 декабря 2014 года и в других случаях не позднее чем до 31 декабря 2012 года…».
В связи вышеизложенным, учитывая также то, что земельные участки были ранее предоставлены заинтересованному лицу на праве аренды для строительства и не могут быть предоставлены повторно для жилищного строительства с соблюдением требований ст.30.1 и ст. 38.1 ЗК РФ, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, по мнению суда, заявителями пропущен срок исковой давности, поскольку ст. 256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление было опубликовано в официальной газете «<данные изъяты>» № от /дата/., таким образом, у заявителей имелась реальная возможность ознакомиться с ним и узнать о возможном нарушении своих прав еще в /дата/. Более того, в судебном заседании заявители показали, что в /дата/. ими был заключен с Администрацией г.о. Химки о предоставлении им нового земельного участка с гаражами.
Таким образом, по мнению суда, заявителями в данном случае пропущен срок исковой давности, уважительных причин его пропуска суду представлено не было.
При таких данных, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Абросимова В. И., Комиссарова Д. В., Павлова А. Ю., Сластина А. Н., Хачатуряна М. Р. о признании незаконными действий главы г.о. Химки Московской области, о признании незаконным и отмене постановления главы г.о. Химки Московской области от /дата/. №, заинтересованные лица - администрация городского округа Химки Московской области, ООО «ЦентрДевелопмент», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено /дата/.
Судья: