Дело № 2а-396/2018
УИД 29RS0011-01-2018-000696-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 30 ноября 2018 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Беляковой Е.С.,
при секретаре Чупровой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Малыгину Н.Н. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Малыгину Н.Н. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
В обоснование административного искового заявления указали, что Малыгин Н.Н. в период с __.__.______г. по 06.05.2015 являлся индивидуальным предпринимателем и обязан был исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы. Поскольку в установленные законом сроки страховые взносы не были уплачены, в адрес налогоплательщика было направлено требование от 09.01.2017, в котором сообщалось о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 45 526,42 рублей. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила, в связи с чем просили ее взыскать с Малыгина Н.Н.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Малыгин Н.Н. в судебном заседании также не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В отзыве, направленном в суд, указал, что с административным иском не согласен, поскольку он снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя с 06.05.2015, требования за период с 01.01.2015 по 06.05.2015 на сумму 8 002,01 рублей, за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 на сумму 27 193,87 рублей, а также требование налогового органа от 09.01.2017 им исполнены.
Заинтересованное лицо представитель УПФ РФ в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) участия в судебном заседании не принял, в отзыве на иск указали, что в отношении Малыгина Н.Н. за фактический период деятельности в 2015 году были начислены страховые взносы в соответствии с п. 11 ст. 14 Закона №212-ФЗ в размере 45 526,42 рублей. Указанная сумма недоимки на основании Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ передана налоговым органам для взыскания, однако по результатам сверки с ИФНС 27.11.2018 аннулирована ввиду предоставления Малыгиным Н.Н. налоговой декларации за 2015 год.
Поскольку стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели.
Пунктом 2 статьи 14 указанного Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ закреплено, что страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон №212-ФЗ), действующего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Исходя из положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 №237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, определяется в следующем порядке:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в вышеуказанном фиксированном размере плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, определяется в зависимости от величины полученного ими дохода.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Как указано в части 8 статьи 16 Федерального Закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Федеральными законами от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Судом установлено, что административный ответчик Малыгин Н.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, утратил этот статус 06.05.2015.
Согласно представленным сведениям в отношении административного ответчика за фактический период деятельности в 2015 году были начислены следующие страховые взносы: 6 503,77 рублей – фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии; 1 275, 74 рублей – фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ФФОМС; 45 526,42 рублей – страховые взносы, исчисленные в соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ.
Учитывая, что задолженность у Малыгина Н.Н. образовалась за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, подлежит применению законодательство, регулировавшее порядок исчисления и уплаты страховых взносов до указанной даты.
Административным ответчиком произведена частичная уплата страховых взносов: 6 503, 77 рублей и 1 275, 74 рублей.
Декларацию о доходах, которую в силу требований п. 3 ст. 229 НК РФ административному ответчику следовало направить в налоговый орган в 5-дневный срок со дня прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, административный ответчик не подал.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2015 году, подлежащих уплате плательщиком, не представившим отчетности о доходах в налоговые органы до окончания расчетного периода, составляет 8 МРОТ (в 2015 году МРОТ составлял 5 965 рублей) x 26% (тариф страховых взносов) = 12 407, 20 рублей (в месяц) х 4 мес. 6 дн. (фактический период деятельности в 2015 году) = 52 030,19 рублей минус 6 503,77 рублей (фиксированный платеж за 2015 год) = 45 526,42 рублей.
Указанные суммы страховых взносов Малыгиным Н.Н. не были уплачены в установленный законодательством о налогах и сборах срок. В связи с этим на образовавшуюся задолженность были начислены пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 695,17 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате страховых взносов за 2015 год в адрес должника направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2015 год, от 09.01.2017 № ***. Факт отправки требования подтверждается реестром заказной корреспонденции.
В добровольном порядке требование налогового органа Малыгиным Н.Н. не исполнено.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № *** *** судебного района *** области от __.__.______г. о взыскании с Малыгина Н.Н. в пользу МИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 45 526,42 рублей и пени в размере 8 695,17 рублей отменен определением от 06.04.2018.
В дополнительных пояснениях к иску административный истец указал, что обратился с иском к Малыгину Н.Н. о взыскании страховых взносов в размере, исчисленном в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ, а не на основании ч. 11 ст. 14 указанного Федерального закона, в связи с чем недоимка не подлежит списанию в порядке ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ.
Вместе с тем, суд с данными доводами налогового органа не согласен по следующим основаниям.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Судом установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2015 год, в размере 45 526,42 рублей исчислены Пенсионным органом на основании п. 11 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ в связи с неподачей Малыгиным Н.Н. сведений о доходах за 2015 год. Указанная сумма недоимки за период с даты окончания срока оплаты страховых взносов за 2015 год с 20.05.2015 по 31.12.2016 до вступления в силу Федерального закона №243-ФЗ была передана в МИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО, что подтверждается отзывом УПФР в г. Котлас Архангельской области (межрайонное).
Поскольку предъявленная к взысканию сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, имела место по состоянию до 01.01.2017, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом, последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с Малыгина Н.Н. указанной суммы задолженности не имеется.
Как следует из части 1.1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ, фиксированный размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемый данной нормой закона, применяется в случае предоставления в налоговый орган плательщиком страховых взносов налоговой отчетности. В случае отсутствия сведений о доходах, размер страховых взносов определяется в порядке, установленном частью 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона №212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Производя начисление страховых взносов административному ответчику в порядке ч. 11 ст. 14 Закона №212-ФЗ, УПФР в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) исходил из того, что у него отсутствуют сведения о доходах от деятельности плательщика страховых взносов, из налоговых органов такие сведения в установленном законом порядке к ним не поступали.
Как следует из ответа МИФНС России №1 по Архангельской области и НАО, а также отзыва УПФР, по данным сверки с ИФНС 27.11.2018 выявлено, что Малыгиным Н.Н. была представлена декларация за 2015 год 12.07.2017, доход от деятельности составил *** рублей, и поскольку налоговая декларация ответчика была выгружена в УПФР в 2018 году, 27.11.2018 требование на сумму 54 221,59 рублей (45 526,42 рублей – страховые взносы, 8 695,17 рублей – пени) аннулировано пенсионным органом.
Таким образом, административным истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств обоснованности взыскания с Малыгина Н.Н. страховых взносов за 2015 год в сумме 45 526,42 рублей.
Частью 2 статьи 114 КАС РФ установлено, что при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, то соответствующая пошлина не подлежит взысканию.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска к Малыгину Н.Н. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 45 526,42 рублей по требованию от 09.01.2017 № *** Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области.
Судья Е.С. Белякова