Дело № 2а-1858/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2017 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Журбич Л.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании признать дом непригодным для проживания и включить в перечень программы по переселению,
установил:
Журбич Л.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просит суд обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» признать дом № ... расположенный по адресу: ..., непригодным для проживания в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести дом № ... расположенный по адресу: ... в перечень программы переселения из ветхого, пожароопасного и аварийного жилья в ** ** **
В судебное заседание административный истец Журбич Л.И. не явилась, извещена.
Представитель административного истца по ордеру адвокат Тоболев В.Е. настаивал на заявленных требованиях.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Андрушко Я.Н. возражала против удовлетворения административного иска.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные вопросы подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Как установлено судом, истец Журбич Л.И. является собственником квартиры по адресу: ... на основании договора на передачу квартиры в собственности от ** ** **.
** ** ** проведено обследование квартиры по адресу: ...
По результатам обследования вынесено заключение межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ..., согласно которому квартира по адресу: ... признана пригодной для проживания.
Как указано ранее, административный истец просит суд обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» признать дом № ..., расположенный по адресу: ..., непригодным для проживания в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям, каждое из которых в отдельности является достаточным для отказа в иске:
1. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, в отношении многоквартирного дома не может быть принято заявленное истцом требование о непригодности для проживания в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, поскольку в отношении многоквартирного дома в целом могут быть приняты только решения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
2. Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Административным истцом не представлено доказательств того, что по заявлению Журбич Л.И. проводилось какое – либо обследование и принято решение межведомственной комиссии в отношении многоквартирного дома, в связи с чем постановка вопроса, касающегося существа решения, которое может быть принято, является преждевременной.
Административный истец не лишен права в установленном Положением порядке обратиться в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о признании дома аварийным, а после его рассмотрения и принятия решения, при несогласии с ним, обжаловать в суд в порядке, предусмотренным КАС РФ.
3. Из пояснений представителя административного истца следует, что соответствующая обязанность возникла у административного ответчика в связи с обращением Журбич Л.И.
Как следует из представленных документов, ** ** ** Журбич Л.И. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением, в котором просила предоставить акт обследования МВК ..., а также дать ответ, почему дом не вошел в программу переселения.
Одновременно ** ** ** в администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило коллективное обращение жителей дома ..., в котором содержалась просьба обследовать дом на предмет его физического состояния и признать его непригодным для проживания, аварийным, пожароопасным и подлежащим сносу, внести программу переселения. Ответ на обращение дать Журбич Л.И.
На указанные обращения Журбич Л.И. дан ответ от ** ** **, к которому приобщена копия акта межведомственного комиссии от ** ** ** № ..., разъяснены причины невключения в дома в программу переселения, а также разъяснен порядок признания дома аварийным, в том числе на необходимость предоставления заинтересованными лицами заключения специализированной организации.
По существу данный ответ содержит ответ на личное обращение Журбич Л.И. и отказ в проведении обследования на предмет аварийности многоквартирного дома в связи с отсутствием необходимым документов.
Учитывая изложенное, предметом оспаривания может быть только отказ в проведении обследования многоквартирного дома на предмет его аварийности по представленным документам.
Как следует из административного иска, Журбич Л.И. не ставит требование о признании незаконным отказа и обязании провести обследование дома на предмет аварийности по представленным документам.
При этом суд отмечает, что отказ в проведении обследования по данному основанию является правомерным.
Согласно п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Согласно п. 45(2) Положения комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.
Учитывая изложенное, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения является документом, который должен предоставить заявитель при соответствующем обращении.
Поскольку многоквартирный дом фактические не снесен, в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения обоснованно признано необходимым предоставление данного заключения, до его предоставления заинтересованными лицами МВК администрации МО ГО «Сыктывкар» не может принять соответствующего решения. При этом обязанность по его предоставлению в силу п. 45 Положения лежит именно на заявителе.
Иное толкование означало бы возможность любого собственника помещения неограниченное число раз обращаться в МВК по вопросу признания дома аварийным и обязанности органа местного самоуправления по каждому обращению финансировать расходы по проведению и составлению заключения проектно-изыскательской организации, что противоречит требованию гражданского законодательства о том, что именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
4. Как следует из материалов дела, обжалуемый ответ администрации МО ГО «Сыктывкар» датирован ** ** **. Согласно штампу на конверте, который представлен административным истцом, ответ отправлен и поступил в почтовое отделение связи адресата ** ** **
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Из пояснений представителя административного истца следует, что ему неизвестно, когда фактически получил письмо административный истец.
Поскольку иное не следует из пояснений административного истца и представителя, суд исходит из того, что о существе принятого решения административному истцу стало известно ** ** ** Последний день обращения с административным иском – ** ** **
Административный иск подан ** ** **, что свидетельствует о пропуске срока.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оснований для восстановления срока суд не усматривает. Учитывая изложенное, помимо изложенных судом оснований для отказа в административном иске по существу, заявленные требования не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока обращения в суд.
Требование об обязании внести дом № ..., в перечень программы переселения из ветхого, пожароопасного и аварийного жилья в ** ** ** является производным и также не подлежит удовлетворению.
Действующая Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2015 - 2017 годы" предусматривает расселение многоквартирных домов, признанных аварийными до ** ** **
Жилой дом по адресу: ..., к указанной категории не относится, а следовательно, оснований для его включения в данную программу не усматривается.
Учитывая изложенное, административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Журбич Л.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании признать дом непригодным для проживания и включить в перечень программы по переселению оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов