Дело № 33-11811
Судья Юрченко И.В.
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2016 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Мальцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Бырминского сельского поселения Кунгурского муниципального района на дополнительное решение Дзержинского районного суда г. Перми от 12 июля 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования Истомина В.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о возложении обязанности исключить из государственного кадастрового учета сведения о земельных участках с кадастровыми номерами **, **, ** оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Бырминского сельского поселения Кунгурского муниципального района, Истомин В.И. обратились в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ФГБУ ФКП Росреестра по Пермскому краю) о возложении обязанности исключить из государственного кадастрового учета сведения о земельных участках с кадастровыми номерами **, **,
**.
В обоснование требований указано, что на территории Бырминского сельского поселения Кунгурского муниципального района проводятся работы по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования, Правила землепользования и застройки сельского поселения с формированием карт объектов землеустройства. При проведении указанных работ выяснилось, что часть населенного пункта расположена на спорных земельных участках. В ГКН земельные участки носят статус учтенные и находятся за пределами населенного пункта д. Верх-Турка Бырминского сельского поселения Кунгурского района. Вместе с тем на спорных земельных участках имеются жилые дома 1990г. постройки, право собственности на которые, не зарегистрировано. Истцы полагают, что вышеуказанные земельные участки не могли быть поставлены на государственный кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, поскольку фактически относятся к категории земель - земли населенных пунктов Бырминского сельского поселения. В связи с установлением границы населенного пункта д. Верх-Турка Бырминского сельского поселения Кунгурского района в соответствии с фактическим расположением границ населенного пункта на местности, возникла необходимость исключения сведений из ГКН о местоположении границ и площади спорных земельных участков. Наличие в ГКН сведений о координатах характерных точек границ участков нарушает права истцов.
В удовлетворении требований администрации Бырминского сельского поселения Кунгурского муниципального района отказано решением Дзержинского районного суда г. Перми от 14.06.2016г. Дополнительным решением суда от 12.07.2016г. Истомину В.И. также отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе администрация Бырминского сельского поселения просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, приводит доводы, изложенные в иске при обращении в суд, а также ссылается на то, что право собственности на спорные земельные участки в ЕГРП не зарегистрировано. В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельного участка не исключается возможность его разрешения в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота на судебную защиту, гарантированную ст. 46 Конституции Российской Федерации. Спорные земельные участки расположены на территории Бырминского сельского поселения. В силу положений Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые располагаются на территории сельского поселения, распоряжается администрация сельского поселения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов настоящего дела и кадастровых дел следует, что земельные участки с кадастровыми номерами **, **, ** были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 1039000 кв.м, предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования СУ-** треста Пермдорстрой на основании свидетельства от 01.02.1993г. № **. Границы земельных участков были согласованы с администрацией Кунгурского муниципального района, администрацией Бырминского сельского поселения, ГКУ «Кунгурское лесничество», ОАО «МРСК Урала» филиал Пермэнерго. Основанием постановки на учет явилось описание границ земельных участков от 09.12.2008г., распоряжение МУ Комитет имущественных и земельных отношений Кунгурского муниципального района Пермского края об образовании земельных участков путем деления от 09.12.2008г., заявление о постановке на государственный кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером ** площадью 412566+/-1605.78 кв.м поставлен на кадастровый учет 17.03.2009г., земельный участок с кадастровым номером ** площадью 232501+/-1205.5кв.м поставлен на кадастровый учет 20.03.2009г., земельный участок с кадастровым номером ** площадью 5475+/-184.98 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 25.03.2009г. Спорные земельные участки расположены по адресу: ****, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, имеют статус учтенных земельных участков, вид собственности: государственная на основании ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, что следует из кадастровых выписок о земельных участках.
В ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельные участки не имеется.
Разрешая требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 70, 77, 79, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 1, ст. 4, ч.1, ч.2 ст.16, ч.1 ст. 23, ч. 3.1, ч.4 ст.24, ст.ст. 22, 25, 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Суд исходил из обоснованности постановки на кадастровый учет спорных земельных участков на основании описания земельных участков.
Судом указано, что в соответствии с письмами Минэкономразвития России от 26.12.2008 № **, 30.06.2009 № **, Роснедвижимости от 04.03.2008 № ** «Об оформлении документов, необходимых для кадастрового учета», в целях защиты прав граждан и юридических лиц, которые до 01.01.2009г. заключили договоры подряда на выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для ГКУ вместо межевых планов могут представляться описания земельных участков.
Таким образом, до 01.07.2009г. был установлен переходный период, в течение действия которого при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка в составе документов, необходимых для кадастрового учета, в качестве межевого плана принималось описание земельных участков, оформленное в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, предъявляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными Приказом Росземкадастра от 02.10.2002г. № П/327.
В обоснование исковых требований истцами указано на то обстоятельство, что спорные земельные участки не могли быть поставлены на государственный кадастровый учет с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, поскольку фактически относятся к землям населенного пункта.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что для осуществления перевода земель из одной категории в другую в целях установления границ населенного пункта, необходимо соблюдение установленной законом процедуры перевода земель из одной категории в другую.
Кроме этого, истцом не представлено достаточно объективных, бесспорных доказательств, подтверждающих наличие кадастровой ошибки при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, законом о кадастре предусмотрен специальный порядок исправления кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости. В случае спора о границах, соответствующий земельный спор подлежит разрешению в соответствии с нормами земельного законодательства.
Выводы суда являются правильными, основаны на нормах закона, обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах.
В соответствии с п.1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно сведениям ГКН спорные земельные участки являются государственной собственностью.
Исходя из того, что спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, образованы из земельного участка сельскохозяйственного назначения, федеральным законодательством установлены порядок и процедура перевода земель из одной категории в другую, границы земельных участков были согласованы, в том числе администрацией Бырминского сельского поселения, доказательств, подтверждающих, что границы спорных земельных участков налагаются на границы Бырминского сельского поселения не представлено, а также с учетом того, что земельные участки относятся к государственной собственности, являются ранее учтенными и не являются преобразуемыми, оснований для снятия их с кадастрового учета не имеется.
В связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда относительно ненадлежащего способа защиты нарушенного права заслуживает внимание. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Ошибочность вывода суда в данной части на законность по существу правильного решения не влияет.
Остальные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, повторяют правовую позицию истца, изложенную при разрешении дела судом первой инстанции, а потому были оценены судом, сводятся к переоценке обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм закона, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бырминского сельского поселения Кунгурского муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: