Дело № 2-36/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 08 февраля 2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе:
судьи Козель Н.Ю.,
с участием зам. прокурора г. Гремячинска Юнусовой Ф.Г.
представителя ответчика Щур Т.В. на основании доверенности
при секретаре судебного заседания Обуховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гремячинского городского поселения о понуждении к действию
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации Гремячинского городского поселения о понуждении к действию, указывая, что прокуратурой <адрес> по обращениям гр. ФИО3, Кузнецовой Ю.Ю. проведена проверка о нарушении правил благоустройства при содержании придомовой детской площадки, расположенной по <адрес> в <адрес>. Из обращения заявителя следует, что по адресу : <адрес>, имеется детская площадка, часть элементов которой неисправна и не соответствуют ГОСТ Р. 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования». ДД.ММ.ГГГГ с выходом на придомовую территорию по <адрес>, в <адрес> в присутствии представителя администрации Гремячинского городского поселения был произведен осмотр указанной детской площадки, в ходе которой установлено, что придомовая территория, на которой размещена площадка, не отмежевана. На придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, размещены части 4-х оборудований для детских игровых площадок:
-баскетбольный щит на деревянной основе с металлическим кольцом без сетки установлен среди металлических конструкций для сушки белья, вследствие чего использование детского спортивного оборудования по целевому назначению невозможно;
-металлическая лестница для развития движений, имеющая конусную и вертикальную основы. На вертикальных частях оборудования отсутствуют поперечные металлические стержни для движения вверх и отсутствует ударопоглощающее покрытие поверхности вокруг данного оборудования, что создает опасность травмирования детей во время игры;
-металлические качели с двумя точками подвеса. Подвесы отсутствуют. Левая металлическая опора качелей деформирована;
-спортивно-игровой комплекс неустойчив из-за гнилостных процессов деревянных конструкций и частично разукомплектован: нет составных частей ходунков.
Состояние имеющихся на придомовой территории по <адрес> в <адрес> оборудований для детских игровых площадок свидетельствовало об их не безопасности при использовании.
Согласно ст.ст. 38, 41 Конституции РФ детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 15) и утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19).
Согласно Устава муниципального образования "<адрес>" к компетенции администрации города относится обеспечение исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения ( п. 1 ч.1 ст. 41), организует благоустройство и озеленение территории поселения, использование и охрану городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения ( п.24 ч.1 ст. 41).
В силу ст.6 Устава муниципального образования "<адрес>" к вопросам местного значения <адрес> относятся: создание условий для массового отдыха жителей, организация обустройства мест массового отдыха населения, организация благоустройства территории поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 15 Устава муниципального образования "<адрес>" органы территориального общественного самоуправления: могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления поселения с использованием средств бюджета поселения.
В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Гремячинское городское поселение», утв. решением Думы Гремячинскаого городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № благоустройство- комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского поселения.
Проверкой установлено, что у детской игровой площадки, расположенной у <адрес>, собственник сооружения отсутствует, на балансе администрации муниципального образования "<адрес>" объект не числится, техническое состояние не соответствует установленным нормам и правилам.
Согласно ч.ч. 1,3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О техническом регулировании» целями стандартизации являются повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновебния чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни здоровья животных и растений.
Согласно раздела 4 ГОСТ Р. 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утв. приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст ( далее- ГОСТ Р. 52301-2013), монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами. Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей. Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей.
Согласно пунктам 6.2, 6.3 и 6.4 ГОСТ Р. 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца). Контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр.
Как установлено, детская игровая площадка, расположенная на придомовой территории у <адрес> установлена самовольно, собственник не определен. Оборудования для детских игровых площадок не имеют надлежащего проекта, не имеют паспортов изготовителя, контроль за их техническим состоянием и контроль соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонт их никем не осуществляется, регулярный визуальный осмотр, функциональный осмотр и ежегодный основной осмотр указанной детской игровой площадки также не производится, что создает угрозу жизни и здоровью детей, в виду того, что объекты детской площадки установлены и эксплуатируются с нарушением установленных норм и правил.
Кроме этого, указанная детская игровая площадка находится на территории муниципального образования "<адрес>", земельный участок, на котором расположена площадка, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен в собственности жильцов дома, расположенного рядом с детской площадкой, не находится.
Таким образом, нахождение неучтенного некомплектного имущества на детской площадке придомовой территории по <адрес> в <адрес> расценивается как обстоятельство недостаточного обеспечения благоустройства территории.
При этом отсутствие данных о балансовой принадлежности объекта не освобождает администрацию муниципального образования от принятия мер в рамках реализации предусмотренных Уставом обязанностей по решению вопросов местного значения ГОСТ Р. 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" запрещает пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей, создает угрозу жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, вследствие чего оборудования детской площадки у дома по <адрес> в <адрес> должны быть демонтированы в порядке, предусмотренном ст. 222 ГК РФ.
В рассматриваемом случае дальнейшее использование небезопасного оборудования детской площадки у <адрес> в <адрес> может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принятие мер по устранению нарушений законодательства о безопасности использования оборудования на детской площадке у дома по <адрес> в <адрес> подлежит возложению на администрацию Гремячинского городского поселения.
Прокурор просит обязать администрацию Гремячинского городского поселения принять меры по устранению нарушений правил благоустройства при содержании придомовых территорий, для чего в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать части 4-х оборудований на детской игровой площадке : баскетбольного щита на деревянной основе; металлической лестницы для развития движений; металлических качелей; деревянного спортивно-игрового комплекса, расположенных на придомовой территории по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании зам. прокурора Юнусова Ф.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала, изложив доводы, аналогичные доводам искового заявления, просит предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГг.
Представитель ответчика администрации Гремячинского городского поселения Щур Т.В. с исковыми требованиями не согласилась, изложила доводы аналогичные доводам, указанным в письменном отзыве.
Суд, выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 15) и утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19).
Статьей 6 Устава муниципального образования "<адрес>" предусмотрено, что к вопросам местного значения <адрес> относятся: создание условий для массового отдыха жителей, организация обустройства мест массового отдыха населения, организация благоустройства территории поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 15 Устава муниципального образования "<адрес>" органы территориального общественного самоуправления: могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления поселения с использованием средств бюджета поселения.
Согласно п. 2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Гремячинское городское поселение», утв. решением Думы Гремячинскаого городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № благоустройство- комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского поселения.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ одним из элементов общего имущества многоквартирного дома является земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом.
Причем под земельным участком в данном случае понимается не только участок земли, непосредственно занятый многоквартирным домом, но и придомовая территория.
Придомовая территория это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 605).
Обслуживание общего имущества жилых домов осуществляется на основании и в соответствии с заключенными договорами управления.
Согласно методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территории поселений, городских округов, внутригородских районов, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.04.2017г. №\пр детские площадки относятся к объектам благоустройства территории различного функционального назначения.
Между тем, как следует из представленных материалов и установлено судом, на земельном участке около многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> имеются железные и деревянные конструкции, которые не подлежат эксплуатации по своему назначению в связи с износом и отсутствием необходимых частей (разукомплектация), таким образом, данные части конструкций нельзя признать детской площадкой, относящейся к общему имуществу собственников жилья и подлежащей обслуживанию управляющей компанией, поскольку отсутствуют сведения о согласии собственников жилья на её установку, кроме того, оставшиеся детали конструкций располагаются на земельном участке на территории муниципального образования «<адрес>», границы придомовой территории не установлены. Поэтому обязанность демонтировать небезопасные конструкции должна быть возложена на собственника земельного участка.
Прокурорской проверкой установлено, что оставшиеся детали конструкций «детской площадки», расположенной у <адрес> в <адрес> не безопасны для детей и неопределенного круга лиц, не соответствуют целям защиты жизни и здоровья человека, его имущества, не соответствуют ГОСТ Р. 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», поэтому подлежат демонтажу.
Суд соглашается с установленными прокурором сроками для устранения нарушений, полагает, что предоставленный период времени для принятия мер по устранению нарушений реален для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Гремячинского городского поселения принять меры по устранению нарушений правил благоустройства при содержании придомовых территорий, для чего в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать части 4-х оборудований на детской игровой площадке: баскетбольного щита на деревянной основе; металлической лестницы для развития движений; металлических качелей; деревянного спортивно-игрового комплекса, расположенных на придомовой территории по <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в городе Гремячинске Губахинского городского суда в течение одного месяца, начиная с 13.02.2018г.
Судья Н.Ю. Козель