Дело № 2-63/2015 Председательствующий - судья ФИО8
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-778/2015
гор. Магас 9 июля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – ФИО12,
судей – ФИО16 ФИО11
при секретаре ФИО17
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия и представителя Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республике Ингушетия на решение Назрановского районного суда от 19 февраля 2015 г., которым удовлетворено заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО6 ФИО23 ФИО7 на неправомерные действия Управления ФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 ФИО18., ФИО6 ФИО20 ФИО6 ФИО19, ФИО6 ФИО21. и ФИО6 ФИО24. до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. В результате разрешения кризиса в 1994 г. вынуждены были покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлён до 27 февраля 2015 г. Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия заявители исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ходе согласования списков с Управлением ФМС России по Республике Ингушетия. Полагая свои права нарушенными, обратились в суд с заявлением, в котором просили обязать Управление ФМС России по Республике Ингушетия восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия включить их в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в той же очередности и под тем же номером, в которой состояли до исключения из списка.
Решением Назрановского районного суда от 19 февраля 2015 г. требования заявителей удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Управления ФМС России по Республике Ингушетия просит отменить решение в связи с выплатой заявителям компенсации за утраченное жилье и имущество. Кроме того указывается на то, что ФИО6 ФИО25. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 63,77 кв.м., расположенный по адресу: Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Градусова, 135/2.
В апелляционной жалобе представитель Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия просит отменить решение. В обоснование жалобы указывается на то, что основания для включения заявителей в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы отсутствуют, поскольку в ходе согласования списков с Управлением ФМС России по Республике Ингушетия выяснилось, что заявители исключены из списка по причине получения компенсации за утраченное жилье и имущество.
Заявители ФИО6 ФИО26., ФИО6 ФИО27., ФИО6 ФИО28 представитель Управления ФМС России по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ФИО10-ФИО31., просившую решение отменить, заявителей ФИО6 ФИО29. и ФИО6 ФИО30., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-1015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила) право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу п. 8 ч. 2 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденного приказом Минфедерации РФ от 10 апреля 2001 г. N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев" вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Согласно уведомлению Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия от 27 января 2015 г. заявители отсутствует в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции, установив, что заявители обладают статусом вынужденного переселенца, до настоящего времени не обустроены, пришёл к правильному выводу о том, что действия Управления ФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, выразившиеся в исключении заявителей из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются неправомерными.
Согласно удостоверениям вынужденного переселенца срок действия статуса вынужденного переселенца заявителям продлён до 27 февраля 2015 г.
Как усматривается из материалов дела, заявители до настоящего времени не обустроены, полученная компенсация не соответствует стоимости утраченного жилья и не дает возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 29 апреля 2002 г., получение компенсации за утраченное жилье или имущество гражданами, пострадавшими в результате кризиса в Чеченской Республике, могло бы служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания с учетом норм, установленных в данном регионе.
При таких обстоятельствах, поскольку обстоятельства, препятствующие заявителям в обустройстве на новом месте жительства не устранены, заинтересованной стороной не представлено доказательств, подтверждающих обустройство заявителей на новом месте жительства, судебная коллегия полагает решение суда, которым на Управление ФМС России по Республике Ингушетия возложена обязанность включить заявителей в сводный список вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий и на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия возложена обязанность восстановить их в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в соответствии с постановлением Правительства № 153 под тем же порядковым номером, под которым они состояли до исключения из списка, законным и обоснованным.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований ФИО33 поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 мая 2015 г. последней отказано в удовлетворении заявления в части обязания Управление ФМС России по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что ФИО32. в период с 27 августа 2010 г. по 29 марта 2011 г. принадлежал на праве собственности жилой дом, общей площадью 63.77 кв.м., расположенный по адресу: г. Карабулак, ул. Градусова, 135/2.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение в части возложения на Управление ФМС России по Республике обязанности включить ФИО6 ФИО34. в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы удовлетворить частично.
Решение Назрановского районного суда от 19 февраля 2015 г., которым удовлетворено заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО6 Азы ФИО7 на неправомерные действия Управления ФМС России по Республике Ингушетия и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, изменить, отказав в удовлетворении заявления ФИО6 ФИО35 ФИО7.
В остальной части решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО11