Решение по делу № 3а-78/2015 от 29.10.2015

Дело № 3а-78/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                         14 декабря 2015 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи         Ночевника С.Г.,

при секретаре                  Р.,

с участием представителя административного истца П.А.С.И.В.А., представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» В.Т.В., представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области Р.А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П.А.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

установил:

П.А.С. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра по Ленинградской области» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, а именно, в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб. Кроме того, просил обязать ФГБУ «ФКП Росреестра по Ленинградской области» внести изменения в государственный кадастр недвижимости и указать кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков в размере соответственно <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.

В административном исковом заявлении П.А.С. указано, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами и . Кадастровая стоимость земельных участок рассчитана исходя из среднего удельного показателя, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 282 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области», и составляет для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> руб., а для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> руб. Кадастровая стоимость в разы превышает рыночную стоимость данных земельных участков, указанную в отчете об оценке, что нарушает его права как собственника земельных участков и плательщика земельного налога (л.д.6-9).

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Правительство Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области, в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика - администрация МО «Оржицкое сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (л.д.134).

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Р.А.Г. указала, что разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной оставляет на усмотрение суда. В отзыве обращено внимание на то, что федеральное законодательство и федеральные стандарты оценки приравнивают базу кадастровой стоимости к рыночной стоимости, что в свою очередь свидетельствует о том, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость является по своей сути рыночной и отражает конъюнктуру рынка относительно стоимости объектов недвижимости (л.д.232).

В письменном отзыве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и была изменена ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство» и ее размер определен в соответствии с п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития № 222 от 12.08.2006. Следовательно, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и внесена законно и обосновано. Филиал не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка, поскольку действует как орган учета сведений. Филиал может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Поскольку действия органа кадастрового учета законны и обоснованы, то в удовлетворении требований П.А.С. следует отказать (л.д.190).

В судебное заседание административный истец П.А.С., представители административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области, заинтересованного лица администрации МО «Оржицкое сельское поселение», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца И.В.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Указал, что в просительной части административного искового заявления допущена описка, в части указания размера рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., а земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> руб.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» В.Т.В. возражала против удовлетворения требований административного истца в части внесения изменения в государственный кадастр недвижимости. Вопрос об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Р.А.Г. в судебном заседании сообщила, что кадастровая стоимость земельных участков административного истца определена на основании постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383, законность которого проверена Верховным Судом РФ. Следовательно, права административного истца Правительством Ленинградской области не нарушены. Разрешение требований административного истца оставила на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административных ответчиков, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Исходя из положений ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области на 01.01.2008.

Согласно п.2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за П.А.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>. Кадастровый (л.д.213).

ДД.ММ.ГГГГ за П.А.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>. Кадастровый (л.д.229).

Постановлением главы местной администрации МО «Оржицкое сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ измен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство» (л.д.223).

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области принято решение о кадастровом учете изменений объектов недвижимости учтенных в государственном кадастре недвижимости с кадастровыми номерами и (л.д.203,217).

Акт об определении кадастровой стоимости земельных участков составлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.201,202).

ДД.ММ.ГГГГ П.А.С. выданы свидетельства о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общая площадью <данные изъяты> кв.м.) и земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: дачное строительство, общая площадью <данные изъяты> кв.м.) (л.д.10,11).

Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., а земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> руб. Дата утверждения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,13).

В п.12 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Следовательно, датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и является ДД.ММ.ГГГГ и рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков должна быть определена на ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного административным истцом отчета об оценке , составленного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на дату оценки – ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., а земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> руб. (л.д.16).

Отчет выполнен оценщиком К.Н.А., являющей членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», ответственность которой застрахована ОСАО «Ингосстрах» по страховому полису (л.д.161,162).

В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной П.А.С. рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

Как следует из представленных Правительством Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» письменных отзывов и пояснений представителей указанных административных ответчиков в судебном заседании, достоверность изложенных в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ выводов оценщика о размере рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и указанными административными ответчиками не оспаривается.

Из отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для определения рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход, метод сравнения продаж. При этом, оценщиком обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов.

При подборе объектов-аналогов оценщиком были отобраны объекты, по своим характеристикам максимально приближенные к объектам оценки, в том числе с учетом их наиболее эффективного использования, что соответствует требованиям п.15 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 611.

В результате анализа характеристик отобранных объектов-аналогов, оценщиком были выбраны четыре объекта-аналога, в отношении которых были проведены корректировки на дату предложения и скидку на торг, а также, корректировки на площадь и вид разрешенного использования.

Допрошенная в качестве свидетеля К.Н.А. пояснила, что при подборе объектов-аналогов отдала предпочтение объектам, расположенным в одном районе с оцениваемыми объектами. Несмотря на ограниченное количество предложений, выбор данных объектов-аналогов был обусловлен тем, что подбор объектов-аналогов из других районов Ленинградской области существенно бы исказил достоверность определения рыночной стоимости, поскольку корректировка на местоположение имела бы очень вероятностный характер. При этом, отличие объектов-аналогов от оцениваемых объектов по площади и виду разрешенного использования было нивелировано посредством проведения необходимых корректировок, расчет которых основан на значительном объеме статистических исследований.

В экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ на отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ указано, что данный отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, ССО-РОО 2010, соответствует заданию на оценку и выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными (л.д.169).

Таким образом, представленный административным истцом отчет содержит подробное описание проведенных оценщиком исследований. В отчете указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объекты оценки в полной мере идентифицированы. Отчет содержит результат оценки при применении сравнительного подхода оценки методом сравнения продаж с использованием методов линейной алгебры, обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Отчет содержит обоснование выбора объектов, используемых для сравнения. Имеются основания полагать, что при выборе объектов - аналогов, оценщиком учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы оценщика о рыночной стоимости объекта оценки. Примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчет содержит сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки.

Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельных участков не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, составляющей на дату определения кадастровой стоимости, <данные изъяты> руб., а земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб.

Необходимости в возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанности по внесению сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости суд не усматривает, поскольку в силу положений ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для возложения указанной обязанности отсутствуют.

Обращаясь в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, П.А.С. уплатил государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в п.31 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», где указано, что в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.

Поскольку административными ответчиками не оспаривалось право административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, в том числе по размеру рыночной стоимости определенной отчетом об оценке, то оснований для взыскания с административных ответчиков расходов административного истца на уплату государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление П.А.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления П.А.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и считать ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении административного искового заявления П.А.С. об обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в государственный кадастр недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2015 г.

3а-78/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Портнов А.С.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинград
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
29.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2015Передача материалов судье
30.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.11.2015(Вид производства изменен на "административное")
24.11.2015[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
24.11.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2015[Адм.] Предварительное судебное заседание
14.12.2015[Адм.] Судебное заседание
18.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2015[Адм.] Дело оформлено
24.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее