Решение по делу № 2-17/2019 (2-934/2018;) ~ М-723/2018 от 17.10.2018

Дело № 2 – 17/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» января 2019 года           с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Рочевой В.С., с участием истца Митюнина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Митюнина С.В. к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании решения об отказе в признании семьи как имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты и принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,

установил:

Митюнин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Корткеросский». С учетом дополнения просил признать незаконным решение администрации об отказе в признании его семьи из 3-х человек как имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты и принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий; обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» поставить его с составом семьи 3 человека на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. В обоснование требований истцом указано, что он обратился в администрацию с заявлением о принятии его семьи составом из 3-х человек по категории «молодая семья», «инвалид» на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, на что получил отказ. Его семья состоит из трех человек, включая супругу и дочь. Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, вместе со своими родителями, сестрой и братом, а супруга с ребенком зарегистрированы по адресу: <адрес>. Его семья проживает совместно, ведет общее хозяйство. С целью создания семьи и совместного проживания с супругой и ребенком вселились в <дата> г. в квартиру по адресу: <адрес>, где фактически проживают по настоящее время, какого-либо документа на вселение в эту квартиру у них нет, но факт проживания в данной квартире является открытым, известен администрации сельского поселения «Керес». <адрес> в <адрес> разобран. Квартира по <адрес> признана непригодной для проживания.

Истец Митюнин С.В. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в иске, поддержал.

Третье лицо Митюнина Л.Н. надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие. В предыдущем судебном заседании на требованиях истца настаивала, подтвердив факт совместного с истцом и дочерью проживания с <дата> года, ведения общего хозяйства.

Ответчик, администрация муниципального района «Корткеросский», надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил. В отзыве представитель ответчика указал на несогласие с иском, ссылался не предоставление истцом документов, подтверждающих факт совместного проживания супругов и ведения общего хозяйства, что предусмотрено абз. 6 ст. 4 Закона Республики Коми от <дата> ХХХ-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО2, ФИО3, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата> ХХХ (п. 2) Митюнину С.В., зарегистрированному по адресу: <адрес>, состав семьи 3 человека, отказано в признании имеющим право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в связи с тем, что предоставлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Основанием отказа явились справка администрации сельского поселения «Керес» от <дата>ХХХ, п. 2 ч. 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ.

О принятом решении истец уведомлен <дата> Комиссией по оказанию мер государственной поддержки гражданам, имеющим право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (письмо ХХХ).

Согласно пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата) в рамках реализации мероприятий Подпрограммы установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее Правила).

Участие молодых семей в Подпрограмме является добровольным (п. 9 Правил). При обращении молодой семьи в орган местного самоуправления для участия в Подпрограмме, специалисты органа местного самоуправления ответственный за реализацию Подпрограммы, разъясняют молодой семье условия участия в Подпрограмме, после этого, молодая семья при предоставлении полного пакета документов для участия в Подпрограмме в орган местного самоуправления, заполняет заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам (пп "а" п. 15), в котором все совершеннолетние члены молодой семьи ставят свою подпись, что они с условиями участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы ознакомлены и обязуются их выполнять.

Согласно п. 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий. Несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным данным пунктом, служит основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 22 Правил).

В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми № 30-Р3 "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (далее Закон № 30-РЗ) право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, в числе прочих - молодые семьи, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 30-Р3 имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, в числе прочих:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и признанном непригодным для проживания;

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 3(1) ст. 2).

Ст. 4 Закона № 30-РЗ предусмотрено, что для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Согласно п. 2 ч. 13 ст. 2 Закона № 30-РЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от <дата> N 258-0-0).

Судом установлено и следует из материалов дела следует, что истец Митюнин С.В. состоит в браке с Митюниной Л.Н. с <дата>, до регистрации которого у них родилась дочь ФИО1, <дата> г.р.

С <дата> истец Митюнин С.В. имеет регистрацию в жилом помещении по адресу: <адрес>, где совместно с последним прописаны: отец ФИО4, мать ФИО5, брат ФИО4, сестра ФИО6 Жилое помещение по месту регистрации истца имеет общую площадь <...> кв.м., жилую - <...> кв.м. В отношении данного жилого помещения между администрацией сельского поселения «Керес» и нанимателем ФИО4, отцом истца, <дата> заключен договор социального найма жилого помещения ХХХ. Членами семьи нанимателя включены супруга ФИО5 и их дети – Митюнин С.В., ФИО4, ФИО6 Каких-либо прав на недвижимое имущество за указанными выше лицами в Едином государственном реестре прав на недвижимость и органах технической инвентаризации не зарегистрировано.

Постановлением администрации сельского поселения «Керес» от <дата> <адрес> признано непригодным для постоянного проживания, выведено из состава жилого фонда, определен запрет на регистрацию в нем и дальнейшее проживание.

Супруга и дочь истца Митюнина Л.Н. и Митюнина А.С. с <дата> зарегистрированы по адресу: <адрес>, где также прописана мать Митюниной Л.Н. – ФИО7 Общая площадь жилого помещения составляет <...> кв.м., находится в частной собственности матери. При информации сельского поселения в <дата> гг. данный жилой дом, <дата> г. постройки, спилен на дрова за ветхостью здания, однако у жильцов дома сохраняется регистрация в нем. В лицевом счете ХХХ похозяйственной книги администрации сельского поселения «Керес» за <дата>. обозначено, что Митюнина Л.Н. и Митюнина А.С. проживают в <адрес>. В Едином государственном реестре прав на недвижимость зарегистрированных прав на недвижимость за данными лицами не учитывается.

Истец Митюнин С.В. является инвалидом <...> группы с детства, что подтверждается (справкой МСЭ от <дата>).

<дата> истец Митюнин С.В. обратился к ответчику с запросом о принятии его семьи на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условия, указав адрес своего места жительства – <адрес>, категория гражданина - «инвалид <...> группы, молодая семья», состав семьи - три человека: Митюнин С.В., Митюнина Л.Н., ФИО1 Кроме того, в заявлении истец отразил о наличии зарегистрированных в квартирах в <адрес> в <адрес>, своих и супруги родственников. С заявлением предоставил требуемые Законом № 30-РЗ документы.

Как следует из оспариваемого решения и отзыва на иск ответчика, представленные истцом документы на состав семьи из 3-х человек, включая, помимо его, супругу и ребенка не подтверждали факта совместно проживания и ведения общего хозяйства, что явилось основанием для отказа в постановке на учет.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что семья Митюнина С.В., включающая в себя истца, его супругу и дочь, с <дата> г. проживает в пустующей квартире общей площадью <...> кв. м. по адресу: <адрес>, относящейся к муниципальному жилищному фонду, без согласия собственника. Семья проживает совместно, супруги ведут общее хозяйство.

Данные изложенные обстоятельства подтверждаются справками администрации сельского поселения «Керес» от <дата> ХХХ, от <дата> ХХХ, показаниями Митюнина С.В. и Митюниной Л.Н., а также свидетелей ФИО2, ФИО3, ответчиком не опровергнуты.

Более того, по материалам отказного учетного дела видно, что супруга истца и их ребенок фактически, в том числе на момент обращения истца с запросом к ответчику, проживали в <адрес>, о чем отмечено судом выше. Справка администрации СП «Керес» от <дата> ХХХ, свидетельствующая о фактическом отсутствии <адрес>, истцом в администрацию была предоставлена. Однако эти данные по документам ответчиком не проверены, оценка им в ходе рассмотрения запроса не дана.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.

В силу положений ст. 69, 31 ЖК РФ к членам семьи нанимателя, собственника жилого помещения относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем либо собственником в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Исходя из норм семейного и жилищного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.

Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства предусмотрен Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст.3 Закона). Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 указанного Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие регистрации истца и членов семьи истца в одном жилом помещении, при условии проживания их совместно, не свидетельствует об отсутствии семейных отношений.

В соответствии с ч. 4 ст. 50, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК РФ).

Учитывая, что жилое помещение по месту регистрации супруги и дочери истца – отсутствует, жилое помещение, в котором зарегистрирован истец, признано непригодным для проживания, а самовольное вселение семьи в жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, не порождает возникновение прав в его пользовании, суд приходит к выводу, что фактически семья истца как на момент обращения к ответчику так и на момент принятия судом настоящего решения жилья, соответствующего санитарным и техническим требованиям, на каком-либо законном основании не имеет.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и истцом доказано наличие у него права на принятие на учет с членами семьи, а ответчиками эти обстоятельства не опровергнуты.

На основании ч.10 ст.2 Закона РК № 30-РЗ по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан. Согласно ч. 11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья считается - для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет семьи истца не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Признать п. 2 постановления администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата> ХХХ «О признании граждан имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат и принятия на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» незаконным в части отказа Митюнину С.В., зарегистрированному по адресу: <адрес>, состав семьи 3 человека, в признании имеющим право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» признать Митюнина С.В. с составом семьи 3 человека имеющим право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат и принять на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи три человека с <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья      Федотова М.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.01.2019.

2-17/2019 (2-934/2018;) ~ М-723/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Митюнин С.В.
Ответчики
Администрация МО МР Корткеросский
Другие
Администрация СП Керес
Суд
Корткеросский районный суд
Судья
Федотова Марина Владимировна
17.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2018[И] Передача материалов судье
18.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2018[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2018[И] Судебное заседание
18.12.2018[И] Судебное заседание
16.01.2019[И] Судебное заседание
21.01.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2019[И] Дело оформлено
29.04.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее