РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
с.Усухчай 18 сентября 2015 года.
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арабова Г.Я., при секретаре Айдунбекове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТОУ Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе к МКОУ Демиркентская начальная общеобразовательная школа с.Демирар, Докузпаринского района и к МР «Докузпаринский район» Республики Дагестан о признании их действий неправомерными и об обязании ответчиков устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов,
УСТАНОВИЛ:
ТОУ Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МКОУ Демиркентская НОШ с.Демирар, Докузпаринского района, и к МР «Докузпаринский район» Республики Дагестан о признании их действий неправомерными и об обязании ответчиков устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В судебном заседании и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе Махмудов ФИО8., исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
По обстоятельствам дела и в обоснование заявленных исковых требований он пояснил следующее: что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе согласно распоряжения от 12.01.2015г. №015-19-15 была проведена плановая проверка 16.02.2015г. в отношении МКОУ Демиркентская НОШ с. Демирар, Докузпаринского района, в ходе данной проверки было установлено, что в МКОУ Демиркентской НОШ территория не огорожена забором и не озеленена, в классных помещениях отсутствуют термометры и вешалки, отсутствуют спорт площадка и спортзал, въезды, входы на территории школы не имеет твёрдое покрытие, классные доски не имеют лотков для задержания меловой пыли, отсутствует договор на проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, отсутствует договор на медобслуживание учащихся с Докузпаринской ЦРБ, в пищеблоке кухонное оборудование и уборочный инвентарь не промаркирован, отсутствует программа производственного контроля и не проводят лабораторные исследования в рамках производственного контроля, в пищеблоке нет проточного водоснабжения, отсутствует аптечка для оказания первой медицинской помощи, отсутствуют журналы бракеража готовой и сырой продукции, а также отсутствует журнал здоровья, медицинские книжки у персонала не установленного образца, таким образом нарушаются: п.п.3.1;4.5;3.8;4.13;5.7;6.2;8.2;13.1;11.8; 11.9;9.5 СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; а также п.п.13.1;14.2;14.6;14.7;4,10;5.23; СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования»
По данным нарушениям составлены: протокол об административном правонарушении в отношении директора МКОУ Демиркентская НОШ от 16.02.2015г. № 34-19-15 по ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ; постановление по делу об административном правонарушении от 02.03.2015г. №030-19-15; протокол об административном правонарушении от 16.02.2015г. №35-19-15 в отношении директора МКОУ Демиркентская НОШ по ст.6.3 КоАП РФ; постановление по делу об административном правонарушении от 02.03.2015г. №029-19-15 и предписание от 16.02.2015г. №17-19-15.
В соответствии с Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. №322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения «30.03. 1999г. №52-ФЗ главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьями 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или законного представителя.
Лица падавшие заявление в защиту законных интересов других лиц. пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальными обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявляемое ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные последствиями. В соответствии с ч.3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года №2300-1, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь с п.п. 2 п.1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03. 1999г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.46 ГПК РФ истец просит:
признать действия МКОУ Демиркентская НОШ в части не устранения вышеперечисленных нарушений неправомерными;
обязать соответчика МР « Докузпаринский район» выделить средства для ограждения и устройства дорожек с твердым покрытием, обустроить спортплощадку, либо выделить и оборудовать помещение для физического воспитания учащихся. Подвести водопроводную воду в пищеблок МКОУ Демиркентской НОШ;
обязать МКОУ Демиркентская НОШ заключить договор на проведение дезинфекционных и дератизационных работ, заключить договор с Докузпаринской ЦРБ на медицинское обслуживание учащихся, в классных помещениях установить бытовые термометры, установить классные доски с лотками для задержания меловой пыли;
обязать МКОУ Каракюринская СОШ в пищеблоке завести журналы бракеража готовой и сырой продукции, а также журнал здоровья, промаркировать кухонное оборудование и инвентарь;
довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Представитель соответчика по делу в лице начальника юридического отдела администрации МР «Докузпаринский район» Шахбанов Р.А. в судебном заседании исковые требования не признал и просил суд в их удовлетворении отказать, сославшись на то, что орган Роспотребнадзора не вправе вмешиваться в самостоятельную деятельность администрации района и районного собрания депутатов по вопросам местного самоуправления.
Представитель ответчика - директор МКОУ Демиркентская НОШ Аликулиева Т.Р., в судебном заседании исковые требования признала частично и по обстоятельствам дела пояснила, что указанные недостатки в соблюдении требований закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при функционировании школы имеет место. Здание школы построено еще в 50-е годы прошлого столетия без соблюдения санитарных норм, предусмотренных ныне действующим санитарным законодательством. Кроме того, школе не выделены средства для выполнения указанных ремонтных работ.
Выслушав представителей ответчиков и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе проверки, проведенной органом Роспотребнадзора, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при функционировании МКОУ Каракюринская СОШ с.Каракюре Докузпаринского района. Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении в отношении директора МКОУ Демиркентская НОШ от 16.02.2015г. № 34-19-15 по ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ; постановлением по делу об административном правонарушении от 02.03.2015г. №030-19-15; протоколом об административном правонарушении от 16.02.2015г. №35-19-15 в отношении директора МКОУ Демиркентская НОШ по ст.6.3 КоАП РФ; постановлением по делу об административном правонарушении от 02.03.2015г. №029-19-15 и предписанием от 16.02.2015г. №17-19-15.
Ответчиками наличие указанных нарушений санитарных правил не оспаривается.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, территория школы должна быть озеленена, въезды и входы на территории школы должны иметь твердое покрытие, должны быть складское помещение для хранение продуктов. Кроме того, администрацией школы не разработана программа производственного контроля, не заключен договор на проведения исследований в рамках производственного контроля, не проводятся мероприятия по дезинсекции, дезинфекции и дератизации.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии со ст.31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Статьей 15 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Учредителем МКОУ Демиркентская НОШ является Администрация МР «Докузпаринский район» Республики Дагестан, и финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется за счет субсидий из бюджета МР «Докузпаринский район» Республики Дагестан.
Несоответствие указанных органом Роспотребнадзора нарушений санитарным правилам и нормам суд считает установленным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что соблюдение санитарно- эпидемиологических требований к зданию общеобразовательного учреждения является обязательным в силу закона и относится к мерам по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, суд считает требования истца в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время в удовлетворении части исковых требований органа Роспотребсоюза об обязании соответчика по делу МР «Докузпаринский район» выделить средства для ограждения и устройства дорожек с твердым покрытием, обустроить спортплощадку, либо выделить и оборудовать помещение для физического воспитания учащихся. Подвести водопроводную воду в пищеблок МКОУ Демиркентской НОШ, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 52, 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных отношений, осуществлению бюджетного процесса, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование и утверждение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований закона.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-Ф к вопросам местного значения муниципального района относятся:
- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
В поданном в суд иске ответчиком заявлено требование: «обязать соответчика МР «Докузпаринский район» выделить средства для ограждания и устройства дорожек с твердым покрытием, обустроить стройплощадку, либо выделить и оборудовать помещение для физического воспитания учащихся. Подвести водопроводную воду в пищеблок МКОУ Демиркентская НОШ»; Из прямого толкования данного требования следует, что иск в этой части предъявлен к муниципальному району, который не может быть субъектом гражданско-правовых отношений. В этой части иску суд считает необходимым отказать. Иск должен быть предъявлен к органам управления муниципальным образованием, а не к абстрактному муниципальному району.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется п.8 ч.1 ст.333.20 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу п.19 ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ТОУ Роспотребнадзора по РД в Ахтынском районе удовлетворить частично.
Признать действия МКОУ Демиркентская НОШ в части не устранения вышеперечисленных нарушений неправомерными.
Обязать МКОУ Демиркентская НОШ заключить договор на проведение дезинфекционных и дератизационных работ, заключить договор с Докузпаринской ЦРБ на медицинское обслуживание учащихся, в классных помещениях установить бытовые термометры, установить классные доски с лотками для задержания меловой пыли.
Обязать МКОУ Демиркентская НОШ в пищеблоке завести журналы бракеража готовой и сырой продукции, а также журнал здоровья, промаркировать кухонное оборудование и инвентарь.
Довести в месячный срок после вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в месячный срок со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья Арабов Г.Я.
Мотивированное решение составлено 21 сентября 2015 года.
Судья Арабов Г.Я.