Решение по делу № 33-7516/2018 от 27.09.2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-7516/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                        25 октября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего            Г.Н.Кочуковой

судей            И.В.Сенотрусовой, Г.И.Федоровой

с участием прокурора                Е.В.Максименко

при секретаре                              А.Д.Вигуль

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривошеевой Т. А. к Министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, премии, процентов по апелляционной жалобе представителя Кривошеевой Т.А.Меркуловой Н.Л. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 августа 2018 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения Кривошеевой Т.А., ее представителя Меркуловой Н.Л., представителя ответчика Тхакумашевой Ю.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Кривошеева Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края о взыскании премии, процентов, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что с 16.06.2015г. была принята на должность <данные изъяты> Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Срочный трудовой договор впоследствии преобразовался в трудовой договор на неопределенный срок. В соответствии с приказом Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края от 26.07.2017г. «О внесении изменений в структуру и штатное расписание», вместо сектора был создан отдел организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения, должность <данные изъяты> была сокращена и ей предложена должность ведущего инспектора отдела организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края. В трудовой договор были внесены изменения дополнительным соглашением от 27.07.2017г., согласно которым она приступила к исполнению обязанностей ведущего специалиста с 01.08.2017г. Помимо месячного должностного оклада, ежемесячных и дополнительных выплат, пунктом 3.3 трудового договора установлено, что работнику выплачивается премия по результатам работы в порядке, определенном распоряжением Губернатора. В 2017 году в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края всем сотрудникам Министерства ежеквартально производились выплаты премий по итогам работы за квартал в следующих размерах: за 1 квартал - 4 должностных оклада, за 2 квартал - 6 должностных окладов, за 3 квартал - 7 должностных окладов, за 4 квартал - 12 должностных окладов. При этом ее на протяжении всего 2017 года руководство Министерства незаконно лишало премии. Так, за 1 квартал 2017 года ей не выплачена премия в размере 2 должностных окладов в сумме 11400 рублей, за 2 квартал - 3 должностных оклада в сумме 17100 рублей, за 3 квартал - 1,4 должностного оклада в сумме 7852 рубля, за 4 квартал - 3,6 должностных окладов в сумме 20192 рубля. В Министерстве положение о премировании не разработано и не утверждено, порядок снижения и лишения премии не утвержден, к дисциплинарной ответственности на протяжении всей своей трудовой деятельности она не привлекалась. Всего за 2017 год ей не выплачена предусмотренная распоряжениями Губернатора Хабаровского края премия в размере 10 должностных окладов в сумме 90 470 рублей. Кроме того, в Министерстве на протяжении с марта 2015 года по июль 2017 года руководителями не решался вопрос об увеличении численности сотрудников сектора организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения в целях достижения эффективности и повышения качества работы по направлению деятельности сектора. В то же время организационно-штатные мероприятия, проводимые в Министерстве в июле 2017 года, не повлекли перераспределение возложенных на нее обязанностей.

    Просила взыскать незаконно не выплаченную премию по результатам работы за 2017 год в размере 90 470 рублей, проценты в размере не ниже сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

    В ходе судебного заседания истцом увеличены исковые требования. В заявлении указано, что приказом от 29.03.2018г. с ней был расторгнут трудовой договор, она уволена 03.04.2018г. в связи с сокращением численности работников организации по п.2. ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой материальной помощи и единовременной выплатой за счет средств фонда оплаты труда и выходного пособия в размере среднемесячного заработка. С приказом об увольнении не согласна, считает его незаконным. Просила признать незаконным приказ заместителя Председателя Правительства края от 29.03.2018г. о ее увольнении в связи с сокращением численности работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 03.04.2018г., восстановить ее в прежней должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с учетом среднего месячного заработка в размере 67 457 руб. 57 коп. и премию за 1 квартал 2018 года в размере 44 872 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., незаконно невыплаченную премию по результатам работы за 2017 год в размере 90 470руб., проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже сто пятидесятой действующей в соответствующий период ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В судебном заседании от истца поступило заявление об уменьшении исковых требований в части взыскания премии за 1 квартал 2018 года в связи с частичной выплатой, просила взыскать премию за 1 квартал 2018 года в размере 8975 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 августа 2018 года в удовлетворении искового заявления Кривошеевой Т.А. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Кривошеевой Т.А.Меркулова Н.Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что в настоящем деле фактического сокращения должности, занимаемой истицей, не производилось, поскольку при сокращении численности или штата работников организации исчезает сама потребность в работе определенного рода, тогда как в настоящем случае потребность в ранее выполняемой истицей работе сохранена. Фактически было произведено сокращение должности, не являющейся должностью государственной гражданской службы. Однако для выполнения обязанностей, функционала истицы был принят работник на вновь созданную должность государственной гражданской службы с рабочим функционалом, идентичным рабочему функционалу истицы, то есть фактически произошла замена должностей, но как таковые должностные обязанности не изменились, трудовая функция не исчезла и не была уменьшена. Вопрос о том, имелось ли фактическое сокращение, судом не проверялся, фактически была уволена только Кривошеева Т.А. При увольнении оценка производительности труда и квалификации не производилась, что является нарушением процедуры увольнения в связи с сокращением штата организации. Истице сообщили лишь, что ей ранее снижали размер премии, что не относится ни к производительности труда, ни к квалификации. Кроме того, снижение размера премии производилось также незаконно, о чем в настоящее время существует трудовой спор. Указывает, что премия, при установлении ее в трудовом договоре, локальных нормативных актах работодателя, становится составной частью заработной платы и приобретает гарантированный характер. Согласно действующему трудовому законодательству выплата такой премии является не правом работодателя, а его обязанностью, а ее невыплата без правовых оснований к этому является незаконной.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Тхакумашева Ю.В. просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Как разъяснено в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 года N 2, в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что 16.06.2015г. между Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края и Кривошеевой Т.А. заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец приняла на себя выполнение трудовых обязанностей в должности <данные изъяты> Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края.

27.07.2017г. между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 16.06.2015г., в соответствии с которым истец с 01.08.2017г. приняла на себя выполнение трудовых обязанностей в должности ведущего инспектора отдела организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края.

Согласно распоряжению губернатора Хабаровского края от 20.12.2017 № 738-р «О мерах по оптимизации численности органов исполнительной власти Хабаровского края», в целях реализации Программы оптимизации расходов краевого бюджета на 2017-2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 марта 2017 г. № 193-рп, сокращена предельная штатная численность органов исполнительной власти края на 5 процентов, в том числе в Министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края.

Приказом от 01 февраля 2017 года внесены изменения в структуру и штатное расписание Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, утвержденное приказом Министерства от 03 ноября 2016 г. № 154 «Об утверждении структуры и штатного расписания»: введена должность государственной гражданской службы Хабаровского края главного специалиста отдела организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения; сокращена должность государственной гражданской службы Хабаровского края - главного специалиста сектора по работе с инвесторами отдела инвестиционной и земельной деятельности управления по модернизации агропромышленного комплекса; сокращена должность государственной гражданской службы Хабаровского края в Министерстве согласно приложению №1; сокращены должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края согласно приложению №2.

Согласно приложению № 2 к приказу Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края от 01.02.2018 , установлен перечень должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, подлежащих сокращению, а именно ведущий инспектор отдела организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения.

В приложении к приказу изложено штатное расписание в новой редакции.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по определению преимущественного права на оставление на работе от 01 февраля 2018 года , комиссия пришла к выводу, что в связи с более высокой производительностью труда и квалификацией, а также с наличием двух и более иждивенцев (пятеро несовершеннолетних детей) преимущественное право на оставление на работе имеет ведущий инспектор отдела организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения Министерства сельскохозяйственного обеспечения и развития сельских территорий Хабаровского края ФИО1

Уведомлением от 02 февраля 2018 года Кривошеева Т.А. предупреждена об увольнении в связи с сокращением численности работников организации по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, а также об отсутствии вакантной должности, не являющейся должностью государственной гражданской службы Хабаровского края, соответствующей квалификации истца, и вакантной нижестоящей должности в штатном расписании Министерства.

03 апреля 2018 года истец повторно предупреждена об отсутствии вакантной должности, не являющейся должностью государственной гражданской службы Хабаровского края, соответствующей квалификации истца, и вакантной нижестоящей должности в штатном расписании министерства.

Из представленной справки от 20.07.2018г. следует, что в период с 01 февраля по 03 апреля 2018 года в Министерстве сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края в наличии имелись вакантные должности государственной гражданской службы: консультант отдела развития отраслей растениеводства, химизации и защиты растений управления сельскохозяйственного производства; начальник отдела развития отраслей животноводства управления сельскохозяйственного производства; главный специалист отдела развития отраслей животноводства управления сельскохозяйственного производства; главный специалист отдела организационной работы и материально- хозяйственного обеспечения; заведующий сектором по работе с инвесторами отдела инвестиционной и земельной деятельности управления по модернизации агропромышленного комплекса. Вакантные должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края, в указанный период отсутствовали.

Отказывая в удовлетворении искового заявления Кривошеевой Т.А., суд первой инстанции исходил из того, что работодателем - Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края решение о сокращении численности было принято в рамках предоставленных работодателю полномочий, должность истца была сокращена, порядок и процедура увольнения по указанному основанию ответчиком соблюдены, в отношении истца ответчиком не было допущено дискриминации в области труда, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими обстоятельствам дела.

Проверяя доводы истца о незаконности увольнения, суд первой инстанции установил, что увольнение истца произведено ответчиком с соблюдением установленной процедуры увольнения. Требования статей 81, 179, 180 Трудового кодекса РФ работодателем не нарушены: о сокращении штата работников организации в установленном порядке истец была уведомлена, все имеющиеся в Министерстве вакантные должности (соответствующие и не соответствующие квалификации и опыту работы истца) ответчиком были предложены.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии реального сокращения занимаемой истцом должности в связи с тем, что ответчиком в отдел организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения введена должность государственной гражданской службы Хабаровского края – главного специалиста отдела организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения судебной коллегией отклоняется.

Из материалов дела видно, что в соответствии с приказом Министерства от 01.02.2018г. в отделе организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения сокращено две должности: должность государственной гражданской службы - заместитель начальника отдела и должность ведущего инспектора, не являющаяся должностью государственной гражданской службы.

Данным приказом введена должность государственной гражданской службы Хабаровского края – главного специалиста отдела организационной работы и материально-хозяйственного обеспечения путем сокращения должности государственной гражданской службы Хабаровского края - главного специалиста сектора по работе с инвесторами отдела инвестиционной и земельной деятельности управления по модернизации агропромышленного комплекса.

Решение о внесении изменений в штатное расписание Министерством принято в рамках предоставленных полномочий на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края в целях оптимизации расходов краевого бюджета и эффективного и бесперебойного выполнения поставленных перед Министерством функций и задач и об отсутствии фактического сокращения занимаемой истцом должности не свидетельствует.

Доводы апелляционной жалобы об обязанности ответчика выплачивать премию в максимальном размере являются необоснованными.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 25.05.2011 года -р утверждено Положение о порядке выплаты премии работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края. В соответствии с п.п. 2-4 Положения премирование работников, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Хабаровского края, производится по результатам работы в целях повышения материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач и поощрения инициативного и результативного труда. Премирование осуществляется ежеквартально с учетом результатов оценки эффективности и результативности деятельности работника, индивидуальный размер премии устанавливается руководителем подразделения. В Положении отсутствует норма о том, что премия является обязательной частью заработной палаты и гарантированной выплатой. Пунктом 5 Положения установлено, что премия выплачивается в пределах фонда заработной платы и не должна быть ниже 0,75 месячного должностного оклада.

С учетом оценки эффективности и результативности трудовой деятельности Кривошеевой Т.А. в 2017 году и за первый квартал 2018 г. выплачивались премии в соответствии с Положением, в связи с чем оснований считать, что ответчик частично лишал премии истца, не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, установленных судом в ходе разрешения спора, выражают несогласие с выводами суда, направлены на их переоценку и не содержат оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.

При таких данных решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 августа 2018 года по гражданскому делу по иску Кривошеевой Т. А. к Министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, премии, процентов оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Кривошеевой Т.А. – Меркуловой Н.Л. – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:                          Г.Н.Кочукова

Судьи:                                                                         И.В.Сенотрусова

                                                                                     Г.И.Федорова

33-7516/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Центрального района г.Хабаровска
Кривошеева Татьяна Анатольевна
Ответчики
Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
Другие
Меркулова Н.Л.
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Федорова Галина Ивановна
25.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее