Дело № 2 -459/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2015 года г. Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Колокиной И.И.
при секретаре Оглодиной Л.В.,
с участием помощника прокурора Киржачского района Виноградова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче дело по заявлению исполняющего обязанности Владимирского природоохранного прокурора о признании п. 5 ст. 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования Филипповское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов МО Филипповское сельское поселение от 30.12.2014 года № 11/29 недействующим со дня его принятия,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Владимирского природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением к о признании пункта 5 статьи 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области, утвержденных решением Совета народных депутатов Муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области от 30.12.2014 года № 11/29 недействующим со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым решениемутверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района. Пунктом 5 статьи 28 Правил определено максимальное предельное количество голов домашних животных, разрешаемых содержать на территории одного домовладения. Полагает подлежащими признанию недействующим и не подлежащим применению п.5 ст.28 названных Правил, как принятый с превышением полномочий исходя из следующего. ФЗ-№ 131 от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку полномочия органов местного самоуправления в указанной сфере не предусмотрены. В силу статьи 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принятие нормативных правовых актов в области ветеринарии органами местного самоуправления также не предусмотрено. Кроме того, пунктом 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 01.02.2012 № 13 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации» принять нормативные правовые акты, регулирующие правила содержания домашних животных рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, включая норму, устанавливающую максимальное предельное количество голов домашних животных, разрешаемых содержать на территории одного домовладения, Совет народных депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района вышел за пределы предоставленной компетенции. Советом народных депутатов муниципального образования Филипповское сельское поселение протест прокурора вышеуказанный нормативный правовой акт оставлен без удовлетворения.
Старший помощник прокурора Киржачского района Виноградов В.Е., действуя по поручению Владимирского природоохранного прокурора в судебном заседании просил удовлетворить требования и.о. Владимирского природоохранного прокурора по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Совета народных депутатов Муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области в судебном заседании полагал заявление не подлежащим удовлетворению, как принятое в пределах предоставленных полномочий.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы природопользования; охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По положениям ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131- ФЗ.
Статьями 14, 14.1, 15, 15.1, 16 и 16.1, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ определен круг вопросов местного значения, закреплены права органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.
В силу частей 2 и 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом под благоприятными условиями жизнедеятельности человека понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 52-ФЗ, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принятие нормативных правовых актов в области ветеринарии органами местного самоуправления не предусмотрено.
Пунктом 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 01.02.2012 года № 13 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации» принять нормативные правовые акты, регулирующие правила содержания домашних животных рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Совета народных депутатов МО Филипповское сельское поселение от 30.12.2014 года № 11/29, утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Филиповское Киржачского района Владимирской области", которые были опубликованы в газете "Красное знамя" от 29.01.2015 года (л.д. 8, 9, 10-14).
И.о. Владимирского природоохранного прокурора принёс протест № от 05.03.2015 года в Совет народных депутатов МО Филипповское сельское поселение с требованием отменить п. 5 ст. 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования Филипповское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов МО Филипповское сельское поселение от 30.12.2014 года № 11/29 (л.д.15-17).
Письмом и.о. главы администрации МО сельское поселение Филипповское Киржачского района № 529 от 03.04.2015 года протест и.о. Владимирского природоохранного прокурора оставлен без удовлетворения в связи с отсутствием правовых оснований, так как решение данного вопроса передано в ведение органов местного самоуправления Киржачского района Владимирской области (л.д.18-19).
Суд установил, что настоящее заявление подано и.о. Владимирского природоохранного прокурора в пределах полномочий, определенных в Федеральном законе от 17.01.1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Домашние животные являются фактором среды обитания человека, которое оказывает влияние на условия его жизнедеятельности, в связи с чем нормирование численности животных относится к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.
Право принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области содержания домашних животных Федеральным законом № 131- ФЗ органам местного самоуправления не предоставлено. Принятие подобных нормативных правовых актов противоречит приведенным выше нормам федерального закона.
Из положений вышеназванных нормативных актов, вытекает невозможность произвольного ограничения прав в отношении содержания домашних животных, такие ограничения должны быть направлены на защиту прав иных граждан и юридических лиц. Установленные в п. 5 ст. 28 Правил такие ограничения по количеству содержания домашних животных не связано ни с какими другими объективными причинами и критериями, являются произвольными, противоречат федеральным законам, в которых такие ограничения не установлены и в которых отсутствуют указания на передачу полномочий органам местного самоуправления по установлению таких ограничений.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что пункта 5 статьи 28 оспариваемых Правил подлежит признанию незаконным и недействующим со дня его принятия, как противоречащий требованиям действующего федерального законодательства.
Поскольку органы местного самоуправления и прокурор от уплаты государственной пошлины в бюджет освобождены, суд распределение судебных расходов понесенных судом при рассмотрении данного заявления не производит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 28 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30.12.2014 ░░░░ № 11/29 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░