Решение по делу № 2-638/2016 от 31.03.2016

РЕШЕНИЕ №2-638/16

Именем Российской Федерации

13 мая 2016 года город Железноводск

Железноводский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Саматова М.И.,

при секретаре судебного заседания Григоревской А.Ю.,

с участием:

истца Росляковой О.О. и её представителей Абрамовой Р.А., Лопатниковой К.В.,

представителя ответчика Пономаревой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело по иску

Рослякова О.О.

к

Межмуниципальному отделу по г. Кисловодску и г. Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю в лице государственного регистратора Маркарян О.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю

о признании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, обязании выполнить государственную регистрацию права собственности на земельный участок,

установил:

Рослякова О.О. обратилась в суд к Межмуниципальному отделу по г. Кисловодску и г. Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю в лице государственного регистратора Маркарян О.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, обязании выполнить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в межмуниципальный отдел по г. Кисловодску и г. Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - земельный участок, с находящимся на нем частным домом (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на жилой дом прилагается), расположенный по адресу: <адрес> согласно Федеральному закону от 30.06.2006 № 93-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". На земельный участок оформлено право пожизненного наследуемого владения.

В государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости отказано ДД.ММ.ГГГГ . В сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности, государственный регистратор Маркарян О.В. сослалась на требования Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ, Указ Президента РФ от 27.03.1992 №309, Постановление Правительства РФ от 06.07.1992 №462, Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 №14, Постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 №300, Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 №1425, Федеральный закон от 21.07.1997 №122.

Причиной отказа также явились, как указано в сообщении от 18.09.2015г. , поступившие ответы на следующие межведомственные запросы:

- в администрацию города - курорта Железноводска Ставропольского края (исх. , );

- в Правительство Ставропольского края (исх. №26-11/02446/15);

- в прокуратуру г. Железноводска (исх. №26-11/02445/15);

- в филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по Ставропольскому краю (исх. №26-11-433), а также представление прокуратуры г. Железноводска от 07.12.2011 №7-16-2011.

С момента выхода Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», которым введена упрощённая схема, до появления представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , а это в течение 5,5 лет, все вышеуказанные законодательные документы разрешали оформление земельных участков в собственность, находящихся в пределах границ города-курорта федерального значения Железноводск.

Все вышеперечисленные законодательные документы остались в силе и на сегодняшний день являются действующими, тем самым подтверждая нарушение конституционных и гражданских прав истца на равенство перед законом, оговоренные ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, частью 1 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ.

Считает, что отказ межмуниципального отдела по городу Кисловодску Железноводску и городу Железноводску Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права собственности на земельный участок (кадастровый ), находящийся по адресу <адрес> является незаконным по следующим причинам:

1) Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

Пунктами 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков) отнесены к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в частную собственность не допускается.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -Закон № 7-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса (в применимой к спорным отношениям редакции) запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте и федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.

До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (30.12.2013; далее - Закон № 406-ФЗ) статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее -Закон № 33-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий.

Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее -Закон № 26-ФЗ) курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Статьями 2, 6 Закона № 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово «природная», земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий.

У истца имеется ответ Минприроды РФ от 12.03.2014 №12-44/4776 на запрос Росприроднадзора РФ от 11.02.2014 № ВС-02-04-28/1884, а также ответ Минприроды РФ от 03.09.2015 № 12-50/6495-ОГ. Согласно ответов директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ Российской Федерации Белановича Д.М., утверждается, что в соответствии с федеральным законом от 28.12.2013 № 406-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», лечебно-оздоровительные местности и курорты не являются особо охраняемыми территориями федерального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты не включены в закрытый перечень категорий особо охраняемых природных территорий федерального значения, установленный Федеральным законом от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», и еще раз подтверждает, что город Железноводск не имеет статуса ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ.

Таким образом, нормами Закона № 406-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из числа земель особо охраняемых природных территорий. Следовательно, в связи с принятием Закона № 406-ФЗ на курорты не распространяется запрет на приватизацию, установленный для земель особо охраняемых природных территорий пунктом 8 статьи 28 Закона № 178-ФЗ и пунктом 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

2) В части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

У истца, как это указывалось ранее, имеется ответ Минприроды РФ от 12.03.2014 №12-44/4776 на запрос Росприроднадзора РФ от 11.02.2014 №ВС-02-04-28/1884, где подтверждается, что норма части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действует в отношении УСТАНОВЛЕННЫХ категорий ООПТ, а ЗНАЧИТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНИМА К ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ МЕСТНОСТЯМ И КУРОРТАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

3) Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах» определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Железноводск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 в соответствии с Законом № 26-ФЗ курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300. Этим же постановлением № 14 утверждены Положения о названных курортах, в том числе о курорте федерального значения Железноводск.

Статьей 1 Закона № 26-ФЗ в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 406-ФЗ (30.12.2013), курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района; статья 1 Закона о курортах).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в составе округа санитарной (горно­санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами (пункт 4 статьи 16 Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ)

Таким образом, Законом № 26-ФЗ предусмотрено установление зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны в целях осуществления режима охраны лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона.

Статьей 4 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях» установлено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

В настоящее время согласно пункту 7 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения (федеральный кадастр), ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России); государственные кадастры особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (региональные кадастры), ведутся уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сведений о том, что курорт федерального значения Железноводск включен в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения с указанием статуса территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны территорий Железноводска и природопользователях, не имеется.

Как видно из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером площадью 516 кв.м. предоставленный администрацией <адрес> на праве пожизненного наследуемого владения, категория земель указана - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение жилого дома с приусадебным земельным участком.

Сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 516 кв.м., расположен на землях особо охраняемых территорий и объектов в разделе 8.1 кадастрового паспорта объекта с момента внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и до момента обращения межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес> Росреестра по <адрес> и предоставления выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Таким образом, доказательств того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 26:31:020229:2 общей площадью 516 кв.м. находился в пределах особо охраняемой природной территории как до принятия Закона№ 406-ФЗ, так и после его принятия не имеется.

У истца имеется разъяснение природоохранного прокурора Ставропольского края, согласно которому лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и согласно статье 16 федерального закона от 23.02.1995 №26-ФЗ являются особо охраняемыми территориями. Далее природоохранный прокурор разъясняет, что их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно­санитарной) охраны. Во второй и третьей зонах округа граждане и юридические лица вправе приобретать земельные участки в собственность, но использовать данные участки необходимо в соответствии с ограничениями, установленными федеральным законом от 23.02.1995 №26-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 №1425.

4). Вместе с тем, статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (часть 2).

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми домами с включением объектов социально-культурного и коммунального назначения, связанных с проживанием граждан согласно градостроительным регламентам.

Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером общей площадью 516 кв.м., расположен в жилой зоне <адрес> и предназначен для застройки в соответствии с разрешенным использованием - размещение жилого дома с приусадебным земельным участком.

Следовательно, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 516 кв. м не отвечает требованиям статьи 1 Закона № 26-ФЗ, то есть как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

5). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 516 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> «А», находится в пределах третьей зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Железноводск, которая установлена <адрес> и зон санитарной охраны курортов Кавказские Минеральные Воды, составленным Гидрогеологическим режимно-эксплуатационным управлением «Кавминвод» и Специализированной комплексной гидрогеологической партией Конторы «Геоминвод» по заданию Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов ВЦСПС с участием Центрального НИИ курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения СССР.

Доказательства о том, что указанный проект в установленном порядке утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации, в том числе Постановлением от 07.12.1996 № 1425, которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, или в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300, нет.

Вместе с тем, если учитывать указанный проект как установление охранных зон округов санитарной охраны, необходимо учитывать положения пункта 3 статьи 96 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особо охраняемых природных территориях», из которых следует, что третья зона округа санитарной охраны курортной зоны не изъята и не ограничена в обороте.

Указанное обстоятельство дает основание полагать, что в отношении указанных территорий установлены только ограничения использования земельных участков в их составе.

Кроме того Решением Совета города Железноводска Ставропольского края от 07.06.2005. № 669 "Об утверждении границ зон особо охраняемых территорий, включающих земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, и ограничении оборотоспособности земельных участков на территории города Железноводска" (прилагается) утверждены проектные Материалы по установлению границ зон особо охраняемых территорий с особым правовым режимом использования земель в пределах муниципального образования города Железноводска Ставропольского края, границы зон особо охраняемых территорий города Железноводска с особым правовым режимом использования земель.

Земельный участок с кадастровым номером общей площадью 516 кв. м. расположенный по адресу: <адрес> «А», не входит в перечни земель особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, I и II санитарно-охранной зон.

6). Более того, как указано в пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Между тем, из пункта 4 указанного закона следует, что обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в третьей зоне - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.

Таким образом. Федеральный закон от23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» допускает принадлежность земельных участков на праве собственности гражданам и юридическим лицам, расположенных в третьей охранной зоне.

7). Истец не согласен с тем, что к правоотношениям по оформлению земельного участка в собственность подлежат применению положения пункта 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по следующим основаниям.

В статье 58 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (пункт 1).

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 2).

Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (пункт 5).

Вместе с тем, Федеральным законом от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» раздел 8 лечебно-оздоровительные местности и курорты исключен.

Также внесены изменения в статьи 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми лечебно-оздоровительные местности и курорты были исключены из состава особо охраняемых природных территорий. В данном случае, установленный пунктом 5 статьи 58 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрет на приватизацию земельного участка, расположенного не в зоне особо охраняемых природных территорий, не подлежит применению.

Доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью 516 кв.м. с расположенными на нем жилым домом и надворными постройками, является земельным участком, на котором расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, подлежащее особой охране отсутствуют.

8). Отказ межмуниципального отдела по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю истец считает незаконным, так как данный отказ противоречит статье 19 часть 1 Конституции РФ, части 1 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ, где говорится, что все равны перед законом и судом, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений и если учитывать, что на соседние земельные участки зарегистрировано право собственности, а также у мэра г. Железноводска, у судей Железноводского городского суда земельные участки оформлены в собственность (прилагаются сведения о доходах и расходах, об имуществе за 2014 год муниципальных служащих и судей, публикованные на официальных сайтах администрации г. Железноводска и Железноводского городского суда), то истец вправе требовать равенства всех граждан перед законом путем оформления спорного земельного участка в собственность.

Таким образом, земельный участок не имеет ограничений в обороте и может оформляться в собственность.

На основании изложенного, просит суд признать отказ межмуниципального отдела по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю в государственной регистрации права собственности на земельный участок (кадастровый ), находящийся по адресу <адрес> «А» незаконным, обязать межмуниципальный отдел по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выполнить государственную регистрацию права собственности на земельный участок (кадастровый ), находящийся по адресу <адрес>

Ирхин О.С., привлеченный судом в качестве соистца, в судебное заседание не явился, его интересы по полномочной доверенности представляет Рослякова О.О.

Истец Рослякова О.О.и её представители Абрамова Р.А., Лопатникова К.В. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Межмуниципального отдела по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Пономарева Т.В. в судебном заседании, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика показала, что Межмуниципальный отдел по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю, к которому заявлен настоящий иск, не может являться надлежащим ответчиком по делу, так как является территориальным структурным подразделением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра), не является самостоятельным юридическим лицом и, исходя из требований статьи 49 Гражданского кодекса РФ, не обладает самостоятельной правоспособностью. Решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок вынесено на основании абзаца 12 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, согласно которому осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 Закона о регистрации. В соответствии с п.5 ст.25.2 Закона о регистрации, не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Несмотря на то, что Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 406-ФЗ) лечебно оздоровительные местности и курорты исключены из перечня особо охраняемых природных территорий, иные положения законодательства, ограничивающие оборот земельных участков на территории курортов являются действующими. В указанном случае, при принятии решения об отказе в государственной регистрации от 18.09.2015 года государственный регистратор руководствовался нормами и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Выслушав истца и её представителей, представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела и представленные письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ирхин О.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который расположен на земельном участке площадью 516 квадратных метров с кадастром номером , принадлежащем Ирхину О.С. на праве пожизненного наследуемого владения.

Право собственности на жилой дом и право пожизненного наследуемого владения на земельный участок зарегистрировано за Ирхиным О.С. в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Ирхин О.С. обратился в Межмуниципальный отдел по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в упрощенном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Ирхину О.С. отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок со ссылкой на п.5 ст.25.2 Закона о регистрации, согласно которой не допускается государственная регистрация права собственности на земельный участок, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Ирхин О.С. обратился в суд с иском к прокуратуре города Железноводска, Межмуниципальному отделу по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по <адрес> о восстановлении нарушенных прав.

Решением Железноводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Ирхин О.С. к прокуратуре <адрес>, Межмуниципальному отделу по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю о восстановлении нарушенных конституционных и гражданских прав путем их уравнивания с другими гражданами РФ, которым было оформлено право собственности на земельные участки, устранении причин, которые привели к дискриминации по отношению к другим гражданам, отказано.

ДД.ММ.ГГГГ Рослякова О.О., действующая по полномочной доверенности, обратилась в Межмуниципальный отдел по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением в интересах Ирхина О.С. о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 516 квадратных метров с кадастром номером , принадлежащем Ирхину О.С. на праве пожизненного наследуемого владения в упрощенном порядке.

Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.09.2015г. отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок со ссылкой на п.5 ст.25.2 Закона о регистрации, согласно которой не допускается государственная регистрация права собственности на земельный участок, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Согласно п. 5 ст. 25.2 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Такие же ограничения по регистрации права собственности на земельный участок установлены и положениями п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающими запрет на регистрацию гражданином права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, в случаях, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1970 года № 723 курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае.

Указом Президента РФ от 27 марта 1992 года № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

Постановлением Правительства РФ от 06 июля 1992 года № 462 утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе и установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, который является федеральным курортом и к которому, в частности относится город Железноводск.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 года № 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» утвержденные до вступления в силу указанного закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно-санитарной охраны.

Таким образом, утвержденные до вступления в силу Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» округа санитарной охраны курортов не утратили правовой статус и считаются округами горно-санитарной охраны.

До принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ, курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт «ж» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий.

Однако, курорты Кавказских Минеральных Вод и особо-охраняемый эколого-курортный регион КМФ не утратили статус курортов и продолжают входить в состав земель особо охраняемых территорий (статья 96 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» особой охране подлежат, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Согласно пункту 5 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что земельный участок с кадастровым номером 26:31:020229:2, площадью 516 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, посёлок Иноземцево, <адрес>, находящийся на территории города-курорта Железноводска, относится к объектам особой охраны и не подлежит предоставлению в собственность, в силу запрета, установленного федеральным законом.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и оснований выйти за пределы заявленных требований в данном случае не усматривает.

Доводы истца о том, что ответчиками Ирхин О.С. подвергнут дискриминации, которая заключается в том, что ранее жители поселка Иноземцево <адрес> в период 2006-2011 годов, в том числе должностные лица администрации города-курорта Железноводска, судьи Железноводского городского суда получали землю в собственность по «дачной амнистии», а Ирхин О.С. в реализации этого права отказано, суд не может признать состоятельными.

Применение государственным регистратором при вынесении решения об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок действующих положений федерального законодательства, не может само по себе свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов Ирхина О.С., а также свидетельствовать о какой-либо его дискриминации и нарушении его конституционных прав.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

в иске Рослякова О.О. к Межмуниципальному отделу по г. Кисловодску и г. Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю:

о признании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок (кадастровый ), находящийся по адресу <адрес> «А» незаконным;

обязать межмуниципальный отдел по городу Кисловодску и городу Железноводску Управления Росреестра по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выполнить государственную регистрацию права собственности на земельный участок (кадастровый ), находящийся по адресу <адрес> «А» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Железноводский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий,

судья М.И. Саматов

мотивированное решение составлено 18 мая 2016 года

2-638/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ирхин Олег Семенович
Рослякова Ольга Олеговна
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Межмуниципальный отдел по г. Кисловодску и г. Железноводску Управления Росреестра по СК в лице государственного регистратора Маркарян Оксаны Владимировны
Другие
Пономарева Татьяна Васильевна
Абрамова Раиса Андреевна
Лопатникова Ксения Викторовна
Суд
Железноводский городской суд
Судья
Саматов Мухарям Иранович
31.03.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.04.2016[И] Передача материалов судье
05.04.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
22.04.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2016[И] Судебное заседание
18.05.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2017[И] Дело оформлено
01.06.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее