Дело № 3а-224/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2015 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Концерн «Калашников» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Концерн «Калашников» (далее по тексту – ОАО «Концерн «Калашников», Общество, административный истец) обратилось в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером 18:26:040630:167, общей площадью 526 313 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр-д Дерябина, д.2/02, с разрешённым использованием: для эксплуатации и обслуживания комплекса производственных зданий и сооружений (далее по тексту – земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере 220 330 000 рублей.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на то, что кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка, от которой определяется его арендная плата, составляет 935 431 884,29 руб. и не соответствует его рыночной стоимости, определённой Отчётом об оценке № ОКА 180222/ЗУ от 03 августа 2015 года по состоянию на 08 августа 2011 года, соответствие действующему законодательству которого подтверждено Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент». Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку влечёт уплату арендной платы в завышенном размере.
В качестве правового основания заявленного спора указана часть 3 статьи 66 ЗК РФ (л.д.3-5).
В судебном заседании представитель административного истца С.К.Ю. (доверенность №179 от 29 октября 2015 года сроком по 31 декабря 2016 года, диплом ВБА 0469251 от 06 июля 2008 года, регистрационный № ДЮ 8251 от 01 августа 2008 года, л.д.258, 184) поддержал требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Правительства УР и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений УР К.С.В. (доверенности №7-196/34 от 29 декабря 2014 года сроком по 29 декабря 2015 года и №06 от 12 января 2015 года сроком по 31 декабря 2015 года, диплом ВСБ 0229391 от 18 июня 2003 года, регистрационный № 63845 от 03 июля 2003 года, л.д.259, 260, 261) в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований, заявленных ОАО «Концерн «Калашников», полагая правомерным представленный им Отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Представители соарендаторов земельного участка, привлечённые судом к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованных лиц, – директор Общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» (далее по тексту – ООО «Сатурн») Ф.Т.Ю. (л.д.266, 267) и представитель С.Н.А. – С.М.А. (доверенность 11 АА 0428908 от 25 октября 2013 года сроком на 10 лет, диплом ДВС 0598287 от 07 июня 2000 года, регистрационный № 590075, л.д.268, 269) в судебном заседании поддержали требование административного истца, полагая его подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР), заинтересованные лица – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР), Администрация г. Ижевска, а также соарендаторы земельного участка – ООО «ИжмашЭнергоСервис», Г.А.Н., Н.П.В. и С.А.Н. были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явились и явку своих представителей не обеспечили (л.д.188, 243, 245, 246, 249-251).
В силу ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Согласно письменным пояснениям, поступившим в суд от Управления Росреестра по УР, последний не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, которая будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления настоящего решения суда в законную силу (л.д.262).
Согласно письменным пояснениям ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР земельный участок с кадастровым номером 18:26:040630:167 является учтённым, сведения о нём внесены в государственный кадастр недвижимости 08 августа 2011 года; кадастровая стоимость определена на основании приложения №2 постановления Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275, после чего изменения в его количественные и качественные характеристики не вносились (л.д.263, 264).
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц Правительства УР, Минимущества УР, ООО «Сатурн» и Соловьёва Н.А., изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные ОАО «Концерн «Калашников» требования подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно договору аренды земельного участка №4329 от 06 мая 2008 года с изменениями, внесёнными в него соглашениями с №4329/1 от 30 сентября 2008 года по №4329/изм. от 23 марта 2015 года, а также согласно сообщению Арендодателя – Администрации г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, – на день рассмотрения настоящего административного дела в суде Арендаторами земельного участка с кадастровым номером 18:26:040630:167, общей площадью 526 313 кв.м, расположенного по адресу УР, г. Ижевск, пр-д Дерябина, д.2/02, являются: ОАО «Концерн «Калашников», ООО «ИжмашЭнергоСервис», ООО «Сатурн», С.Н.А., Г.А.Н., Н.П.В. и С.А.Н. (л.д.9-90, 199, 219, 224, 239, 240).
Расчёт арендных платежей по договору аренды производится на основании постановления Правительства УР №172 от 06 ноября 2007 года по формуле, одним из составляющих которой является кадастровая стоимость земельного участка, утверждённая постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – Постановление №275) (л.д.63-68).
Суд признаёт, что действующее законодательство позволяет устанавливать кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия) или решением суда.
Причём для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Данное требование закона административным истцом соблюдено.
07 октября 2015 года Комиссия приняла решение за №200 об отклонении заявления ОАО «Концерн «Калашников», поступившего к ним 11 сентября 2015 года, выявив несоответствие Отчёта об оценке № ОКА 180222/ЗУ от 03 августа 2015 года требованиям статьи 11 Федерального закона от 27 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральным стандартам оценки, а также несоответствие положительного Экспертного заключения требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации (л.д.98-100).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как Арендатора земельного участка, ОАО «Концерн «Калашников» обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт № ОКА 180222/ЗУ от 03 августа 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:040630:167, общей площадью 526 313 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр-д Дерябина, д.2/02, составленный независимым оценщиком Обществом с ограниченной ответственностью «Оценка. Консалтинг. Аудит.» (далее по тексту – ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.»), согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 08 августа 2011 года составляет 220 330 000 рублей (л.д.105-162).
Кроме того, в силу представленного административным истцом положительного Экспертного заключения № 2014/С-15 от 27 августа 2015 года, выполненного Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией «Свободный Оценочный Департамент», членом которой является оценщик, Отчёт № ОКА 180222/ЗУ от 03 августа 2015 года по определению рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса производственных зданий и сооружений, общая площадь 526 313 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр-д Дерябина, д.2/02, кадастровый номер 18:26:040630:167 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей на дату составления Отчёта редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.163-181).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно государственному контракту №2 от 15 августа 2007 года Заказчиком по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики являлось Министерство имущественных отношений УР, которое в силу условий данного контракта принимало и оплачивало вышеназванные работы (л.д.252-257).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены Постановлением №275.
При этом, в приложении №1 к данному Постановлению, которым утверждён перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель г. Ижевска по состоянию на 01 января 2007 года, отсутствует земельный участок с кадастровым номером 18:26:040630:167.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года №222 (далее по тексту – Методические указания).
В абзаце 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума №28 от 30 июня 2015 года) содержатся аналогичные разъяснения, согласно которым датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17 марта 2015 года № 1800/501/15-85331, сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:26:040630:167 внесены в государственный кадастр недвижимости 08 августа 2011 года (л.д.91).
Как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела, кадастровая стоимость земельного участка определена по приложению №2 Постановления №275 в соответствии с девятой группой видов разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, – в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.3 Методических указаний. А именно, 1 777,33 руб./кв.м (удельный показатель девятой группы видов разрешённого использования в кадастровом квартале 18:26:040630) х 526 313 кв.м (площадь земельного участка) = 935 431 884,29 руб. (кадастровая стоимость земельного участка).
Таким образом, из правовых положений статей 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности и пункта 2.6 Методических указаний следует, что рыночную стоимость объекта недвижимости в рассматриваемом случае следует определять на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, а именно на 08 августа 2011 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке № ОКА 180222/ЗУ от 03 августа 2015 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением № 2014/С-15 от 27 августа 2015 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:040630:167 по состоянию на 08 августа 2011 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца (л.д.187 на обороте, 270).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:040630:167, равный 220 330 000 рублей, установленный в Отчёте об оценке № ОКА 180222/ЗУ от 03 августа 2015 года участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили (л.д.271).
Принимая во внимание, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, то суд признаёт, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает права и интересы административного истца.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, были внесены в государственный кадастр недвижимости 08 августа 2011 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд Общество обратилось 03 ноября 2015 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.
Из чего следует, что срок обращения ОАО «Концерн «Калашников» в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Концерн «Калашников» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
На основании заявления Открытого акционерного общества «Концерн «Калашников» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поданного в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике 11 сентября 2015 года, установить кадастровую стоимость земельного участка, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации и обслуживания комплекса производственных зданий и сооружений, с кадастровым номером 18:26:040630:167, общей площадью 526 313 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр-д Дерябина, д.2/02, в размере его рыночной стоимости, равной 220 330 000 рублей, определённой в соответствии с Отчётом об оценке № ОКА 180222/ЗУ от 03 августа 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Оценка. Консалтинг. Аудит.» по состоянию на 08 августа 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 ноября 2015 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.