Решение по делу № 2-1259/2017 ~ М-1329/2017 от 09.10.2017

Дело №2-1259/2017        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 ноября 2017 г.

Чусовской городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.

при секретаре Бодровой А.И.

с участием представителя истца Бабенцевой О.С.

представителя ответчика Боброва М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Никифоровского сельского поселения об устранении нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

у с т а н о в и л:

.... в суд в интересах неопределенного круга лиц обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю с иском к администрации Никифоровского сельского поселения об устранении нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Из искового заявления следует, что основанием для подачи искового заявления являются материалы проведенной в отношении администрации Никифоровского сельского поселения плановой выездной проверки, в результате которой обследованы объекты водоснабжения на территории д. ... Никифоровского сельского поселения и выявлены нарушения обязательных требований действующего санитарного законодательства. Для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины в ... по ул. ... не разработан в установленном порядке проект зон санитарной охраны; использование водозабора подземных вод из скважины в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допущено при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; не разработана и не согласована в установленном порядке программа производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины; оценить стабильность качества питьевой воды, подаваемой населению ... не представляется возможным, так как за .... г. администрацией не осуществлялся производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в месте водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в распределительной сети д. Никифорово по микробиологическим, санитарно-химическим показателям; по состоянию на .... территория первого пояса ЗСО скважины не обеспечена охраной, не ограждена, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. В адрес администрации Никифоровского сельского поселения выданы предписания должностного лица Роспотребнадзора об устранении выявленных нарушений, администрация поселения привлечена к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. У администрации поселения имелся достаточный период времени, а именно с момента передачи имущества на баланс поселения - .... г. до настоящего времени по соблюдению требований санитарного законодательства, однако до настоящего времени при решении вопросов местного значения поселения (организация водоснабжения поселения) ответчик продолжает допускать не соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-питьевому водоснабжению. Для населения Никифоровского сельского поселения. Допущенные нарушения могут повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, так как организация водоснабжения населения с нарушением требований санитарного законодательства может повлечь за собой причинение вреда здоровью, отсутствие организации и надлежащей эксплуатации 1-го пояса зоны санитарной охраны, снижения степени естественной защищенности источника водоснабжения, вследствие этого велика вероятность возникновения вспышек острых кишечных инфекций водного характера среди населения в паводковый период, повышается риск возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с водным фактором.

Истец просит возложить на ответчика администрацию Никифоровского сельского поселения обязанность устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а именно: в срок до 30.11.2017 разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины в ... по ул. ... в соответствии с требованиями пункта 2.4, пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», пункта 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», пункта 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении»; в срок до 05.06.2018 обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению д. Никифорово в местах водозабора (скважине), перед поступлением в распределительную сеть, а также в распределительной сети в соответствии с требования пунктов 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», пунктов 2.7, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Протоколы лабораторных испытаний за осенний сезон 2017 г., зимний, весенний сезоны 2018 г. представить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5; устранить нарушения требований п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины в ... по ... охраной, ограждением, дорожки к водопроводным сооружениям выполнить в твердом исполнении; в срок до 08.08.2019 устранить нарушения требований пунктов 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункта 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» - для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины в ... по ... разработать и согласовать в установленном порядке проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) источника питьевого водоснабжения. Подтверждающие документы представить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5; устранить нарушение пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - представить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5 санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта скважины в ... по ....

В судебном заседании представитель истца Бабенцева О.С. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Бобров М.П. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, выявленные в ходе проверки нарушения не оспаривал.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Муниципальному образованию «Никифоровское сельское поселение» на праве собственности принадлежит скважина по адресу: ... (л.д. ... копия свидетельства о государственной регистрации права ...).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», Уставом Муниципального образования «Никифоровское сельское поселение» (пункт 4 части 1 статьи 6) организация в границах Никифоровского сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Судом установлено, что в результате проведенной проверки в отношении администрации Никифоровского сельского поселения были выявлены нарушения обязательных требований действующего санитарного законодательства. Из акта проверки от .... следует, что источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения населения в д являются три артезианские скважины. Водозаборы подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения представлены тремя эксплуатационными участками, расположенными на окраинах населенного пункта, а именно: скважина в д. , ..., скважина в д. , ..., ..., ... и скважина в д. .... Данным актом подтвержден факт выявленных нарушений, которые отражены в исковом заявлении и об устранении которых заявлены исковые требования. При этом ответчик наличие нарушений не оспаривает.

Согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. В соответствии с частью 5 указанной статьи программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В судебном заседании установлено, что указанная программа не разработана, поэтому исковые требования разработать и согласовать программу производственного контроля подлежат удовлетворению. Срок для устранения данного нарушения суд определяет относительно даты вступления в законную силу решения суда, и устанавливает срок для исполнения месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

С 1 января 2002 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001. Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

Пункт 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно пункту 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4.1 Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., и введенных в действие с 1 января 2002 года, производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенных в черте городских и сельских поселений. Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

В ходе проверки установлено, что производственный лабораторный контроль качества питьевой воды не осуществляется, поэтому обоснованно заявлены и требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить данный контроль в срок до ....

С 1 июня 2002 г. введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. Указанные СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. При этом ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Из пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Согласно пункту 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (пункт 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В целях устранения выявленных нарушений СанПиН, на ответчика суд возлагает обязанность обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины охраной, ограждением, выполнить дорожки в твердом исполнении (в срок до 05.06.2018) и разработать и согласовать в установленном порядке проект организации ЗСО (в срок до 08.08.2019).

Суд отказывает в удовлетворении требований, касающихся представления в Восточный территориальный отдел протоколов лабораторных испытаний за осенний сезон 2017 г., зимний и весенний сезоны 2018 г. ввиду их беспредметности, поскольку иск предъявлен об обеспечении проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, срок исполнения решения в этой части определен до 05.06.2018. Относительно представления в Восточный территориальный отдел подтверждающих разработку и согласование проекта организации ЗСО суд отмечает, что возложения такой обязанности на ответчика не требуется, поскольку исполнение решения суда подразумевает уведомление взыскателя об этом.

Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Вместе с тем, в компетенцию администрации поселения выдача санитарно-эпидемиологического заключения не входит, и ввиду отсутствия у ответчика указанного заключения, только возложение на него обязанность по его представлению заключения в Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю» не восстановит нарушение прав.

На основании изложенного суд исковые требования удовлетворяет частично.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

обязать администрацию Никифоровского сельского поселения:

разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины в д. ... по ... в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению д. Никифорово в местах водозабора (скважине) перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети, обеспечить территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины в д. ... по ... охраной, ограждением, дорожки к водопроводным сооружениям выполнить в твердом исполнении в срок до 05.06.2018;

для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения скважины в д. ... по ... разработать и согласовать в установленном порядке проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в срок до 08.08.2019.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.

Судья: Е.А. Шакирзянова

2-1259/2017 ~ М-1329/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае
Ответчики
Администрация Никифоровского сельского поселения
Суд
Чусовской городской суд
Судья
Шакирзянова Е.А.
09.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2017[И] Передача материалов судье
13.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2017[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.10.2017[И] Предварительное судебное заседание
08.11.2017[И] Судебное заседание
13.11.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2017[И] Дело оформлено
10.01.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее