Решение по делу № 2-3839/2016 ~ М-3103/2016 от 31.05.2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

23 сентября 2016 года                             г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Смолиной Т. С.,

при секретаре судебного заседания Шишкиной Е. В.,

с участием:

представителя истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Сукотнова Г. Р.,

ответчика С.П., его представителя Калининой Е. С.,

представителя третьего лица СНТ «Надежда» Казаковой Л. В.,

в отсутствие:

представителей третьих лиц ФГУП «Рослесинфорг», Министерства лесного комплекса Иркутской области, Администрации Иркутского районного муниципального образования,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-3839/2016 по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к С.П. П.А. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику С.П., в котором просит истребовать у С.П. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 817 кв.м., адрес (месторасположение): .... .

В обоснование исковых требований истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... указал на то, что государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства. В этих целях между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от **/**/**** № Р-2К-12/1. Согласно его условиям предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках с протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель. В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от **/**/**** с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий ..... Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства .... были выявлены земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок), принадлежит на праве собственности ответчику. Указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, расположен на землях лесного фонда по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, пересекает земли лесного фонда площадью 1200 кв.м. Данный факт установлен заключением из сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от **/**/**** - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат. Таким образом, спорный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Территориальное управление считает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации. Территориальное управление полагает, что спорный земельный участок, предоставленный ответчику, находится на землях лесного фонда. Следует отметить, что какие-либо мероприятия по переводу участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за ответчиком, у которого земельный участок находится фактически в незаконном владении.

В судебное заседание представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... Сукотнов Г. Р. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства. В этих целях между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от **/**/**** № Р-2К-12/1. Согласно его условиям предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках с протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель. В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от **/**/**** с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий ..... Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства .... были выявлены земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок), принадлежит на праве собственности ответчику. Указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, расположен на землях лесного фонда по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, пересекает земли лесного фонда площадью 1200 кв.м. Данный факт установлен заключением из сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от **/**/**** - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат. Таким образом, спорный земельный участок образован на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Территориальное управление считает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации. Территориальное управление полагает, что спорный земельный участок, предоставленный ответчику, находится на землях лесного фонда. Следует отметить, что какие-либо мероприятия по переводу участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за ответчиком, у которого земельный участок находится фактически в незаконном владении. Не поддерживает ходатайство о назначении и проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы.

Ответчик С.П. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 817 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., участок . Указанный земельный участок используется им по назначению- для ведения садоводства. Принадлежащий ему участок был приобретен у садоводства и разработан предыдущим хозяином в 1995 -1996 гг., о чем свидетельствует документация правления садоводства. В мае 2003 года участок был переоформлен на его имя, а в сентябре 2010 года .... муниципального образования постановлением мэра от **/**/**** предоставила ему участок в собственность для ведения садоводства. В январе 2011 года земельной кадастровой палатой по .... ему был выдан кадастровый паспорт земельного участка, а в марте 2011 г. свидетельство о государственной регистрации права, переоформленное в ноябре 2014 .... участка заняло полтора года. Все документы на всех этапах проверялись многократно. У него нет оснований не доверять государственным органам, выдавшим ему все эти документы. В письме Министерства экономического развития РФ от **/**/**** № ОГ - .... -212 по вопросам изменения границ земельных участков сказано, что если участок находится в пользовании 15 и более лет, то нужно закрепить за ним эти границы. Участку более 20 лет. Участок принадлежит ему более 13 лет. Все эти годы исправно платит земельные налоги и членские взносы. На участок проведена электроэнергия «Южными электрическими сетями». Имеется много посадок, построен дом, на который сейчас собирает пакет документов для предоставления в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Представитель ответчика С.П.- Калинина Е. С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что С.П. на основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 817 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 6 .... участок , которых находится в границах СНТ «Надежда». Не согласна с заключением от **/**/**** сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий инженера ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».

Представитель третьего лица Администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель по доверенности Глущенко К. Д. просила рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица. Из письменного отзыва на исковое заявление представителя Глущенко К. Д. следует, что истцом не представлено надлежащих доказательств признания спорного участка лесным, а также его расположения на землях лесного фонда. Кадастровый учет лесных участков с целью установления местоположения конкретных координат границ участка не проводился. Истцом должна быть представлена проектная документация лесного участка, утвержденная решением уполномоченного органа государственной власти принятого не более чем два года назад. Признание участка лесным еще не свидетельствует о принадлежности его к землям лесного фонда. В материалах дела отсутствуют достоверные сведения о границах земель лесного фонда, на территории которых, возможно, расположен спорный земельный участок. Согласно материалам лесоустройства Агентства лесного хозяйства Иркутской области Управления Росреестра по Иркутской области, землеустройство земельного участка лесного фонда с целью установления местоположения и конкретных координат границ участка лесного фонда не проводилось. На момент предоставления спорного земельного участка межевые работы по установлению границ участков лесного фонда не были проведены, границы земельных участков лесного фонда не определены, в связи с чем отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета свидетельствуют об обратном - спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета никем не оспорены и не признаны недействительными. Сведения об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с чем истцом не доказано право на обращение с заявлением об истребовании у ответчика из чужого незаконного владения спорного земельного участка. Согласно данным ГКН спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Данные публичной кадастровой карты также содержат сведения о том, что спорный земельный участок фактически расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Установление факта расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда, является исключительной прерогативой ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области. Ведение государственного кадастра недвижимости на территории Иркутской осуществляется ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» осуществила постановку спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, а Управлением Росреестра по Иркутской области было зарегистрировано право собственности на спорный участок, что свидетельствует о законности действий органа местного самоуправления муниципального района по предоставлению спорного земельного участка и законность владения данным участком ответчиком. При осуществлении государственной регистрации прав собственности ответчиков у государственного регистратора также не возникло каких-либо сомнений по вопросу законности предоставления спорного земельного участка и правоустанавливающих документов. Спорный земельный участок предоставлен администрацией Иркутского района ответчикам на основании Федерального Закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно ч.2 ст.82 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Согласно п. 4 ст. 28 Федерального Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 данной статьи установлен перечень документов, являющихся основанием для предоставления земельного участка на территории садоводства: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. Из буквального толкования указанных норм следует, что предоставление земельного
участка возможно только в случае, если заявителем представлены необходимые документы, а также испрашиваемый земельный участок соответствует проекту организации застройки территории или иному документу, устанавливающему распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении. Ответчиком были представлены все необходимые документы. Спорное постановление издано на основании личного заявления ответчика, копии членской книжки, а также документов, представленных правлением СНТ - выписки из заключения правления СНТ, подписанной председателем правления и скрепленной печатью, а также кадастрового паспорта спорного земельного участка (описание местоположения земельного участка, подготовленное гражданином). В связи с предоставлением ответчиком вышеперечисленных документов у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Представители третьих лиц ФГУП «Рослесинфорг», Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица СНТ «Надежда» Казакова Л. В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что истцом не представлено надлежащих доказательств признания спорного участка лесным, а также его расположения на землях лесного фонда. В 2012 году в СНТ «Надежда» дважды проводились публичные слушания по уточнению границ садоводства «Надежда», о чем официально публиковалось в газете «Ангарские огни». Ни одна из заинтересованных организаций на слушания не явились. Предписаний СНТ «Надежда» о нарушении границ садоводством никогда не было. Истцом пропущен срок исковой давности для обращения с указанным исковым заявлением в суд, так как: земельный участок в собственности находятся уже более 3-х лет. Земельный участок всегда находился в границах садоводства и был закреплен за членом садоводства С.П., этим земельным участком член садоводств С.П. пользуется обрабатывает его более 20 лет. Ситуационные планы садоводства утверждались на общем собрании членов СНТ «Надежда». Правление Садоводческого некоммерческого товарищества « Надежда» подтверждает, что земельный участок по .... действительно существует в ведомости списка садоводства «Надежда» за 1996 г., в настоящее время в собственности у члена СНТ «Надежда» С.П. Правление подтверждает, что данный земельный участок до 2016 г. находился в пределах границ СНТ «Надежда» и заявлений о ссорах по размеру земельного участка или по его использованию между С.П. и его смежными землепользователями не имелось.

Изучив письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу ст. ст. 77, 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу п. 9, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Пунктом 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно абзацу второму статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем предъявления соответствующего иска.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса РФ. Среди них предусмотрены такие способы защиты гражданских прав, как признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзацы первый и пятый названной статьи).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Судом установлено, что на основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** С.П. предоставлен земельный участок площадью 817 кв.м.- земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ...., .... ...., участок в собственность бесплатно для ведения садоводства, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного Садоводческому некоммерческому товариществу «Надежда».

Из данного постановления следует, что принято в соответствии со ст. 28 Федерального закона от **/**/**** № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества 2 № 93-ФЗ от **/**/****, ст. 39, .... муниципального образования, на основании описания местоположения границ земельного участка, заявления С.П. и выписки из заключения правления СНТ «Надежда».

Из исследованного судом дела правоустанавливающих документов на спорный земельный участок следует, что С.П. является собственником спорного земельного участка на основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** .

Из кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства.

Согласно членской книжке СНТ «Надежда», выдана **/**/**** С.П., за которым закреплен участок по ...., участок .

Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что также следует из представленного в суд кадастрового паспорта земельного участка и подтверждается кадастровым делом земельного участка.

Из сообщения Управления Росреестра по .... от **/**/**** следует, что в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с одновременным составлением проекта перераспределения АОЗТ «Кайское» .... (1995г., М 1:25000), а также на основании постанволения главы .... от **/**/**** «О прекращении СХПК «Пригородный» аренды на земельные участки» (в редакции постановления администрации .... от **/**/**** «Об отмене пункта 3 постановления главы района от 21.12.2005») земельный участок с кадастровым номером , площадью 817 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно постановлению .... совета народных депутатов от **/**/**** п-98 отвести Всероссийскому обществу инвалидов под коллективное садоводство «Надежда» земельный участок площадью 34 га, расположенный на землях Иркутского лесхоза в кварталах 21,26,27 Баклашинского лесничества.

Как следует из государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянно) пользования землей, выдан Садоводческому товариществу «Надежда» решением от **/**/**** .3 о предоставлении 1,0 га земли в коллективную совместную собственность 4,67 га для общего пользования садоводства.

Согласно постановлению главы администрации .... от **/**/**** .3 «О проведении инвентаризации земельного участка садоводческого товарищества «Надежда» утвердить материалы инвентаризации земельного участка садоводческого товарищества «Надежда» общей площадью 34,36 га, отведенного решением Иркутского райисполкома .5 от **/**/**** (34,0 га) Иркутскому областному Всероссийскому обществу инвалидов под коллективное садоводство «Надежда».

Из постановления мэра .... от **/**/**** следует, что изъять из земель акционерного общества закрытого типа «Кайское» (Баклашинское лесничество) земельный участок общей площадью 1 га лесов 1 группы .... предоставить садоводческому товариществу «Надежда» для расширения садоводства.

Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянно) пользования землей, выдан Садоводческому товариществу «Надежда» решением от **/**/**** 94.2 о предоставлении 1,0 га земли в бессрочное (постоянное) пользование дополнительный отвод для расширения садоводства.

Руководствуясь ст. ст. 12, 212 Гражданского кодекса РФ, пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от **/**/**** "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, частями 1, 3 ст. 6, ст. ст. 67, 92 Лесного Кодекса РФ, статьями 4.2, 4.4 Федерального закона от **/**/**** N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что оснований для истребования из владения ответчика спорного земельного участка не имеется.

Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от **/**/**** N 516, Приказом Рослесхоза от **/**/**** N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.

Доказательств, достоверно подтверждающих, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и находится в федеральной собственности, не представлено.

Спорный земельный участок был отчужден в частную собственность С.П. на основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** , то есть уполномоченным органом местного самоуправления и в порядке, предусмотренном действовавшим на тот момент законодательством, постановка земельного участка на кадастровый учет, установление категории земельного участка, как и право собственности на спорный земельный участок были оформлены в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела указанное постановление никем не оспорено и в установленном законом порядке недействительным не признано.

Суд не может положить в основу решения представленное Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... в подтверждение доводов о частичном расположении спорного земельного участка на земельном участке государственного лесного фонда заключение от **/**/**** сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленное инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку заключение не содержит каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в нем выводы о нахождении спорного земельного участка в границах земельного участка лесного фонда с учетом установленных обстоятельств о предоставлении С.П. земельного участка на основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** , в котором указана категория земельного участка- земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, указанное заключение составлено **/**/****, тогда как с иском в суд истец обратился в 2016 г., что также не соответствует признакам допустимости к рассматриваемому спору.

Из представленного в суд пояснения к заключению от **/**/**** главного специалиста Мошкиревой Н. П. следует, что схема пересечения границ земель лесного фонда с границами спорного земельного участка выполнена на основании материалов лесоустройства 2002-2003 в М 1:25000. При этом, на основании каких именно материалов лесоустройства выполнена данная схема, в заключении от **/**/**** не указано, указанные материалы лесоустройства, из которых с достоверностью следует данные выводы, суду не представлены.

Из представленной в суд копии государственного контракта № Р-1К-13/1 от **/**/**** следует, что заключен между ФГУ «Рослесресурс» и ФГУП «Рослесинфорг» в пользу Федерального агентства лесного хозяйства, являющимся получателем работ, согласно которому исполнитель обязуется выполнение в 2013 г. работ по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию.

Таким образом, указанное заключение о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленное не в рамках рассмотрения данного гражданского дела, не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства по делу, учитывая факт его оспаривания ответчиком и также, что в нем отсутствуют сведения о предупреждении лица, его составившего, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Истцом не доказано, что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации. При этом, сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. В нарушение ст. 56 ГК РФ истцом не представлены допустимые и относимые доказательства в подтверждение приведенных доводов. Кроме того, факт принадлежности части спорного земельного участка, находящегося в фактическом владении ответчика, лесному фонду мог быть подтвержден заключением проведенной по делу экспертизы. В суде ходатайство о назначении экспертизы истцом поддержано не было. Требование об установлении границ участка лесных земель Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в данном деле не заявлено.

Доводы истца о том, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, свидетельствуют о наличии спора о праве собственности, который в данном деле не заявлен и не был предметом судебного рассмотрения. Материалами дела достоверно установлено, что право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано за ответчиком и не оспорено в установленном законом порядке. Спорный земельный участок отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, и сведения о категории земельного участка, внесенные в ГКН, истцом также не оспорены. Решение органа кадастрового учета об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о категории земельного участка в материалах дела отсутствует.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков (абзац пятый).

Оценивая доводы представителя третьего лица о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.

В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Истец ссылается на то, что факт расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда, был установлен заключением ФГУП «Рослесинфорг» от **/**/****, в суд с исковым заявлением истец обратился **/**/****.

Иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на осведомленность истца о нарушении прав Российской Федерации ответчиком, судом установлено не было.

При таких обстоятельствах вывод представителя третьего лица о пропуске истцом срока исковой давности противоречит закону и фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к С.П. об истребовании у С.П. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельного участка с кадастровым номером , площадью 817 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., участок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с которым лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 28.09.2016.    

Судья                       Т. С. Смолина

2-3839/2016 ~ М-3103/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Росимущества
Ответчики
Алексеев Сергей Петрович
Суд
Иркутский районный суд
Судья
Смолина Т.С.
31.05.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2016[И] Передача материалов судье
01.06.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2016[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.08.2016[И] Предварительное судебное заседание
31.08.2016[И] Судебное заседание
20.09.2016[И] Судебное заседание
23.09.2016[И] Судебное заседание
28.09.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее