Судья: Морозова Л.М. Дело № 33-2162
Б-10
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 марта 2015г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Соснина Ю.А., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора: Ковязина М.Д.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора Саянского района в интересах Демидовой Н.Ю. к КГБУЗ «<адрес> больница» о взыскании не начисленной и не выплаченной стимулирующей выплаты,
по апелляционному представлению прокурора Саянского района Новикова А.И.,
на решение Саянского районного суда от 12 января 2015г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Саянского района в интересах Демидовой Н.Ю. к КГБУЗ «Саянская районная больница» о взыскании не начисленной и не выплаченной стимулирующей выплаты отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Саянского района в интересах Демидовой Н.Ю. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Саянская районная больница» о взыскании не начисленной и не выплаченной стимулирующей выплаты. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки в КГБУЗ «Саянская районная больница» выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в неправильном начислении работникам стимулирующих выплат. В соответствии с п.4.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Саянская районная больница» размер выплат работнику определяется как произведение стоимости одного балла и количества баллов по результатам оценки труда работника за отчетный период. При этом стоимость одного балла устанавливается для всех работников учреждения одинаковой, как разность между фондом стимулирования работников больницы и фондом оплаты стимулирующих выплат руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера, деленная на суммарное количество баллов по результатам оценки деятельности всех работников учреждения. В нарушение утвержденного порядка приказом от 21 февраля 2014г. с февраля 2014г. установлена дифференцированная стоимость одного балла по категориям работников больницы. В связи с этим начисление стимулирующих выплат работникам, относящимся к категории прочего персонала больницы, производилось с 01 февраля 2014г. в меньшем размере, чем должно было быть произведено согласно Положению об оплате труда. В этой связи прокурор просил суд взыскать в пользу Демидовой Н.Ю. задолженность по заработной плате по не начисленной и не выплаченной стимулирующей выплате за период с февраля 2014г. по июль 2014г. в сумме <данные изъяты>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Саянского района Новиков А.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание Демидова Н.Ю., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя КГБУЗ «Саянская районная больница» Рыбачек Д.А., заключение прокурора, поддержавшего апелляционное представление и полагавшего необходимым отменить решение суда, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Частью 2 статьи 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законом Красноярского края от 29 октября 2009г. №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» установлено, что система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и настоящим Законом.
Система оплаты труда устанавливается с учетом: единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих; единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; государственных гарантий по оплате труда; примерных положений об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; мнения представительного органа работников.
Статьей 4 Закона предусмотрено, что работникам учреждений в пределах утвержденного фонда оплаты труда могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; персональные выплаты; выплаты по итогам работы.
Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников, утверждаются органом исполнительной власти края, осуществляющим правовое регулирование в соответствующих областях или сферах государственного управления, для работников подведомственных им учреждений, а также для работников учреждений, подведомственных службам и агентствам, которые находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти края.
Критерии оценки результативности и качества труда работников учреждений могут детализироваться, конкретизироваться, дополняться и уточняться в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах учреждений, устанавливающих систему оплаты труда.
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника.
Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников.
Приказом Министра здравоохранения Красноярского края от 09 декабря 2009г. №521-орг «О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края» статьей 1 частью 2 предусмотрено, что работникам учреждений производятся выплаты стимулирующего характера, в том числе выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ (п.2.1, 2.2,2.3,2.4).
Выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работникам учреждений, за исключением выплаты за качество выполняемых работ работникам учреждений здравоохранения с высшим и средним медицинским образованием, замещающим должности согласно перечню, утвержденному Правительством края, и участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, осуществляются в соответствии с приложениями №1-6 к настоящему Порядку.
Выплаты конкретному работнику учреждения устанавливаются ежеквартально на квартал, следующий за кварталом, в котором производилась оценка работы в баллах, по итогам работы в отчетном периоде (год, полугодие, квартал) в зависимости от периодичности оценки, определенной в приложениях №1-6 к настоящему Порядку.
Согласно пункта 9 указанного Приказа выплаты стимулирующего характера работнику учреждения осуществляются по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников, и оформляются соответствующим приказом.
Из материалов дела видно, что Демидова Н.Ю. на основании трудового договора от 14 мая 2010г. принята в МУЗ «Саянская ЦРБ» на должность санитарки-уборщицы. Приказом №688 от 13 сентября 2010г. истица переведена на должность кухонного работника пищеблока с 10 сентября 2010г. В соответствии с дополнительным соглашением № 325 к трудовому договору работнику установлен: должностной оклад; выплаты компенсационного характера: районный и северный коэффициент, надбавка в связи с опасными и тяжелыми условиями труда; выплаты стимулирующего характера: за выслугу лет (непрерывный стаж работы в сфере здравоохранения и социального обеспечения), персональный повышающий коэффициент, выплата стимулирующего характера.
Согласно пункту 4.2 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Саянская РБ» выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении постановленной задачи, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работников учреждения устанавливаются с учетом критериев оценки результативности и качества деятельности Учреждения. Критерии оценки результативности и качества деятельности утверждаются главным врачом по согласованию с выборным профсоюзным органом.
В соответствии с пунктом 4.3 указанного Положения размер выплаты, осуществляемой конкретному работнику, определяется по формуле, исходя из стоимости 1 балла для определения размеров стимулирующих выплат работникам Учреждения на плановый период. Максимальное значение баллов при выполнении всех показателей работникам учреждений устанавливается руководителем учреждения.
Приказами и.о. главного врача КГБУЗ «Саянская РБ» №204-п от 21 февраля 2014г., №280-п от 18 марта 2014г. и приказом №561-п от 21 июля 2014г. для начисления выплат стимулирующего характера за важность выполняемых работ, степень самостоятельности и ответственности, за интенсивность и высокие результаты, качество труда, утверждена стоимость 1 балла по категориям персонала, в том числе прочему персоналу, в размере 45 рублей.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, а также нормами локальных нормативных актов, исходил из того, что ответчиком нарушений норм трудового законодательства и трудовых прав истицы не допущено. При установлении стоимости 1 балла по категориям работников руководитель учреждения действовал в пределах своей компетенции, т.к. данные выплаты стимулирующего характера и их размер осуществляются по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работников в пределах бюджетных ассигнований исходя из фонда стимулирующих выплат для каждой категории персонала, с учетом мнения комиссии по оценке деятельности работников, в которую входит представитель профсоюзного органа.
Доводы прокурора о том, что пункт 4.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Саянская районная больница» предусматривает стоимость одного балла для всех работников больницы одинаковой, судом правомерно были отклонены, поскольку исходя из системного анализа указанных выше нормативных актов, а также Положения об оплате труда, не следует, что расчет суммы одного балла должен производиться по единой формуле для всех работников без деления на категории персонала, для каждой из которого установлен свой фонд стимулирующих выплат. Размер стимулирующих выплат не является гарантированным, а данные выплаты осуществляются в пределах денежных средств в фонде оплаты труда на эти цели и не могут быть равными в суммовом выражении для всех категорий работников, независимо от их квалификации. При этом распределение фонда стимулирующих выплат по категориям персонала в пределах утвержденного фонда заработной платы, как правильно указал суд, необходимо для реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012г. №597, а также мероприятий, предусмотренных Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях на 2012-2018 годы и для выполнения индикативных показателей дорожной карты, установленных Министерством здравоохранения Красноярского края.
Доводы апелляционного представления судебная коллегия не может признать состоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Саянского районного суда от 12 января 2015г. оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Саянского района Новикова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: