Дело № 2-241/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года город Корсаков Сахалинской области
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Я. Н. Макеевой,
при секретаре Е.А. Трегуловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Виптрейд» о возложении обязанности предоставить в Межрайонную ИФНС России №5 по Сахалинской области налоговую декларацию,
установил:
Корсаковский городской прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Виптрейд» (далее – ООО «Виптрейд»), в котором с учетом уточнений просил возложить на ООО «Виптрейд» обязанность представить в Межрайонную ИФНС России № 5 по Сахалинской области налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения за 2015 год в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу.
В обоснование заявленных требований указал, что Корсаковской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения юридическими лицами Корсаковского городского округа требований налогового законодательства в части своевременности и полноты предоставления в налоговый орган налоговых деклараций, в результате которой установлено, что ООО «Виптрейд» зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области, при этом в установленные сроки налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не представило.
Несмотря на то, что действующим налоговым законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, то непредставление в установленные сроки сведений (налоговой декларации), необходимых для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, нарушает требования Налогового кодекса Российской Федерации и не позволяет проверить соответствие сведений о суммах начисленных и фактически уплаченных налогов (сборов) налогоплательщиком суммам, подлежащим уплате каждым налогоплательщиком, что влечёт нарушение экономических интересов государства, связанных с наполнением бюджета налоговыми доходами.
В судебном заседании помощник Корсаковского городского прокурора Герасина М.А. настаивала на удовлетворении уточнённых исковых требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель третьего лица межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области Долгова В.О. в судебном заседании поддержала иск Корсаковского городского прокурора.
Ответчик ООО «Виптрейд» извещалось о рассмотрении дела по месту регистрации юридического лица согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, судебную корреспонденцию по месту нахождения не получает, в связи с чем согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считается извещенной о рассмотрении дела.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в ответчика.
Выслушав прокурора Герасину М.А., представителя третьего лица межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области Долгову В.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
Согласно ст.9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются, в том числе организации, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками и плательщиками сборов.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, в частности организации, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (статья 19 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Как указано в абзаце 2 пункта 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2009 года № 146-О-О, налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, непредставление в установленный срок которого ставит под угрозу эффективное осуществление налогового контроля и своевременное обнаружение фактов несвоевременного, неполного или неправильного исполнения налоговой обязанности.
В силу положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронном виде.
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса российской Федерации, по итогам налогового периода налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ответчик применяет упрощенную систему налогообложения с 18.01.2013 года, последняя налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представлена ответчиком за 2014 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом по налогу признаётся календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено законом, соответствующие налоговые декларации, в порядке, предусмотренном настоящей статьёй.
На основании изложенного и в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.03.2003 года №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 определения Конституционного суда Российской Федерации от 17.06.2008 № 499-О-О, исходя из того, что обязанность предоставлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу налогоплательщиков данного налога, налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведется и, соответственно, прибыль не извлекается, должен представить в налоговый орган соответствующие документы, таким документом при применении упрощенной системы налогообложения является налоговая декларация, отражающая все показатели хозяйственной деятельности субъекта независимо от их результатов.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, поскольку законом он признан плательщиком единого налога, обязан подавать налоговую декларацию по этому налогу независимо от результатов своей предпринимательской деятельности.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установлены е налоги и сборы. Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации и предусматривает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу требований пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц.
Таким образом исходя из положений статьи 23, пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, на налогоплательщика возложена обязанность по предоставлению налоговой декларации по тому или иному виду налога вне зависимости от получения или неполучения дохода в налоговом периоде.
Как указано истцом в иске и подтверждено представленными доказательствами в судебном заседании, ООО «Виптрейд» зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области.
Органом, осуществляющим налоговый контроль по месту нахождения указанной организации, является Межрайонная ИФНС России № 5 по Сахалинской области.
В нарушение требований действующего законодательства ООО «Виптрейд», как налогоплательщик, не представляет в установленные сроки налоговую отчетность, что подтверждается письмом Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области от 23.12.2016 года, копией списка организаций, состоящих на налоговом учёте и не представляющих налоговую отчётность по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Невыполнение ответчиком установленной обязанности по предоставлению налоговой декларации (налоговой отчетности) нарушает экономические интересы Российской Федерации в сфере налогообложения и налогового контроля.
Следовательно, не предоставление ответчиком указанных сведений, необходимых для начисления и уплаты налогов, не дает возможности налоговому органу осуществлять контроль за полнотой начисления, уплатой налогов, что может повлечь за собой занижение средств бюджетов различных уровней, за счет которых происходит решение государственных вопросов и социальное обеспечение граждан, гарантированное государством.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Виптрейд» о возложении обязанности представить налоговую отчётность в налоговый орган законными и обоснованными.
Поскольку ответчик уклоняется от выполнения требований, возложенных на него законом, тем самым нарушая экономические интересы Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на ООО «Виптрейд» обязанность по представлению налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден при обращении в суд с настоящим иском.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Корсаковского городского прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Виптрейд» представить в Межрайонную ИФНС России № 5 по Сахалинской области налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, за 2015 год в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Виптрейд» в доход бюджета муниципального образования «Корсаковский городской округ» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Корсаковского городского суда Я.Н. Макеева