Дело № 2-87/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шаркан 22 апреля 2013 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Концевой Н.А.
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием прокурора Широбокова А.С.,
истца Максимовой А.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Шарканский район» - Перевозчиковой О.А.,
представителя ответчика Министерства образования и науки УР - Филипповой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах Максимовой А.С. к администрации муниципального образования «Шарканский район», Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарканского района УР <дата> обратился в суд с иском в интересах Максимовой А.С. о предоставлении жилого помещения, обосновав свои исковые требования следующим.
Максимова А.С., проживающая по адресу: <*****>, зарегистрированная по адресу: <*****>, <дата> обратилась в администрацию Муниципального образования «Шарканский район» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет жилья, пригодного для проживания. К заявлению приложен пакет документов, подтверждающих статус лица и отсутствие жилья. В связи с получением полного пакета документов администрацией МО «Шарканский район» Максимова А.С. поставлена в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилья, пригодного для проживания, обеспечиваются им вне очереди. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другое благоустроенное помещение, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту. Жилое помещение предоставляется однократно по договору социального найма (ст.5 Закона УР № 2-РЗ). За получением жилья во внеочередном порядке могут обратиться указанные выше лица, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет. Согласно ст.15 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению жильем указанных лиц переданы органам местного самоуправления. Максимова А.С. имеет право на социальную поддержку в виде внеочередного получения жилья, так как является лицом из числа детей-сирот, признана нуждающейся в жилом помещении, другого жилого помещения не имеет, в настоящее время окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 40», однако до настоящего времени администрацией МО «Шарканский район» жильем не обеспечена и меры по обеспечению указанного лица жилым помещением не принимаются. <дата> Максимова А.С. обратилась в прокуратуру района с просьбой защиты ее жилищных прав, что явилось основанием для обращения в суд.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Шарканский район» предоставить Мксимовой А.С. жилое помещение по договору социального найма жилого помещения общей площадью от 18 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям.
В ходе рассмотрения дела прокурор, ссылаясь на то, что с 1 января 2013 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности, в соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений, уточнил предмет иска: просил обязать администрацию муниципального образования «Шарканский район» предоставить МАксимовой А.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
В настоящем судебном заседании прокурор Широбоков А.С. поддержал иск, с учетом уточнения, пояснил, что Максимова А.С. относится к категории лиц, указанным в Федеральном законе от 21.12.1996 г № 159-ФЗ, имеет право на внеочередное получение жилья, с учетом изменений, внесенных в указанный Закон, вступивших в силу с 1 января 2013 года, а также вступления в силу Закона УР от 14 марта 2013 г № 8-РЗ обязанность по обеспечению жильем в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения лежит на Министерстве образования и науки УР, заключить договор социального найма с Максимовой А.С. обязана администрация МО «Шарканский район».
Истец Максимова А.С. иск поддержала, пояснила, что ее родители в 2002 году по решению суда лишены родительских прав в отношении нее, она не имеет закрепленного за ней жилья, зарегистрирована в <*****>, в доме у бабушки, которая умерла, в указанном доме проживают ее отец и брат. В 2011 году она обратилась в администрацию муниципального образования «Шарканский район» с заявлением о предоставлении жилого помещения, была поставлена на учет, но жилье до настоящего времени не предоставлено, желает получить жилье в <*****>, по месту окончания обучения в профессиональном учебном заведении.
Представитель ответчика администрации МО «Шарканский район» - Перевозчикова О.С. иск не признала, сослалась на то, что с 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон № 159-ФЗ, 29 марта 2013 года вступил в силу Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ. Согласно новому законодательству, уполномоченным органом по вопросам обеспечения жильем детей-сирот является Министерство образования и науки УР, поэтому администрация МО «Шарканский район» не является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Министерства образования и науки УР – Филиппова С.И. иск не признала, указав на то, что Закон УР № 8-РЗ, вступивший в силу 29 марта 2013 года, устанавливает новый порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. В силу ст.6 Закона, Максимовой А.С. для включения в список для получения жилья необходимо обратиться в орган опеки и попечительства МО «Шарканский район» с необходимыми документами. Порядок и процедура принятия решения о включении в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, также предусмотрен указанным Законом. Максимова А.С. с таким заявлением не обращалась, обстоятельств, в связи с которыми она может быть включена в список без прохождения процедуры, предусмотренной законом, не имеется. Так как Максимовой А.С. не были совершены необходимые юридически значимые действия для получения жилья в соответствии с действующим на момент рассмотрения дела судом законодательством, ее законное право на получение жилья не нарушено.
Представитель третьего лица Министерства финансов УР, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке, в суд не явился, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не просил. В письменных объяснениях, направленных в суд на ранее назначенное судебное разбирательство, представитель Министерства финансов УР пояснял, что права Министерства данным иском не затрагиваются, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.49 Жилищного Кодекса РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции до 29 февраля 2012 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон УР №2-РЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
В силу ст.4 Закона УР № 2-РЗ жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства однократно по договору социального найма. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Согласно ст.5 Закона УР №2-РЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления. К заявлению, прилагаются следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя, или документ, удостоверяющий личность и статус законного представителя заявителя (в случае если заявление подается законным представителем заявителя);
2) документ (копия документа, заверенная в установленном порядке), подтверждающий (подтверждающая), что заявитель является сиротой или оставшимся без попечения родителей или лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (свидетельства о смерти родителей, свидетельство о смерти единственного родителя, решение суда о лишении родителей родительских прав, решение суда об отобрании детей, решение суда о признании родителей недееспособными, решение суда о признании родителей умершими, письменно оформленный документ об отказе родителей от ребенка и даче согласия на усыновление (удочерение), другие документы, подтверждающие, что заявитель является сиротой или оставшимся без попечения родителей или лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
3) справка из уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним, об отсутствии у заявителя жилых помещений (жилой площади) на праве собственности на территории Удмуртской Республики;
4) документ (копия документа, заверенная в установленном порядке) об окончании заявителем образовательного учреждения, прекращении его пребывания в учреждении социального обслуживания, образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждении профессионального образования, прекращении его нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо об окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо окончании нахождения в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы;
5) справка из уполномоченного органа местного самоуправления (иного управомоченного органа, должностного лица) о том, что заявитель не является нанимателем по договору социального найма либо не имеет право на пользование жилым помещением на условиях договора социального найма.
Максимова А.С., <дата> рождения, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имея закрепленного за ей жилья, по окончании ГОУНПО <***> УР <дата> обратилась в администрацию МО «Шарканский район» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья, приложив к заявлению пакет документов, предусмотренных ст.5 Закона УР №2-РЗ, подтверждающих ее статус и отсутствие у нее жилья. В связи с получением полного пакета документов администрацией МО «Шарканский район» Максимова А.С. поставлена в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются следующим.
Согласно решению Шарканского районного суда УР от <дата> родители Максимовой А.С. - П.*** и М.*** лишены родительских прав в отношении нее (л.д.11).
Согласно диплому о начальном профессиональном образовании Максимова А.С. <дата> закончила ГОУНПО <***> <*****> (л.д.13-14).
Из письменного заявления Максимовой А.С. на имя главы администрации МО «Шарканский район» следует, что <дата> она обратилась в администрацию с вопросом о постановке ее на учет качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.8).
Из расписки о получении представленных документов на постановку на учет по предоставлению жилого помещения видно, что Максимова А.С. вместе с заявлением о постановке на учет представила документы, подтверждающие ее статус и отсутствие у нее жилья, предусмотренные ст.5 Закона УР №2-РЗ (л.д.6).
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 декабря 2011 года сведения о наличии в собственности у Максимовой А.С. жилого помещения отсутствуют (л.д.12).
Согласно справке начальника отдела по управлению муниципальной собственностью администрации МО «Шарканский район» от <дата> Максимова А.С., зарегистрированная по адресу: <*****>, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма на территории МО «Шарканский район» (л.д.12. оборот.).
Согласно постановлению первого заместителя Главы администрации МО «Шарканский район» от <дата> № №*** Максимова А.С. поставлена на учет лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья (л.д.7).
Исходя из изложенного, Максимова А.С. на основании нормативно-правовых актов, названные выше, на момент обращения с заявлением в администрацию МО «Шарканский район» имела право на внеочередное получение жилья. Поскольку жилье во внеочередном порядке ей не было предоставлено, она <дата> обратилась к прокурору с заявлением об обращении в суд с иском о предоставлении жилого помещения (л.д.5).
В ходе рассмотрения дела в суде с 1 января 2013 года вступили в силу указанные ниже нормативно-правовые акты, изменившие порядок предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ (введена в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г № 15-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождениявоенной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ст.1 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу 29 марта 2013 года (далее по тексту - Закон УР № 8-РЗ) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган).
Проанализировав все указанные выше нормативно-правовые акты в совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Так в судебном заседании установлено, что истец Максимова А.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного за ней жилого помещения, на основании ст.8 Федерального закона N159-ФЗ в редакции до 29.02.2012 г, действовавшего до 1 января 2013 года, ст.3 Закона УР №2-РЗ, действовавшего до вступления в силу Закона УР № 8-РЗ, в установленном законом порядке <дата> обратилась в администрацию МО «Шарканский район» с заявлением о предоставлении жилья. Поскольку жилье ей предоставлено не было, по ее заявлению прокурор обратился в суд с иском в ее интересах о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, Максимова А.С. предприняла все необходимые и возможные меры для реализации своего права на внеочередное получение жилья.
Действие положений статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г № 15-ФЗ, согласно указанного Закона, распространяется на отношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального Закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
В силу ст.23 Закона УР № 8-РЗ, настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования (29 марта 2013 года), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
Поскольку право Максимовой А.С. на обеспечение жилым помещением не реализовано, ей должно быть предоставлено жилье, в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г № 15-ФЗ, а также в порядке, предусмотренном Законом УР № 8-РЗ.
Таким образом, Максимова А.С. должна быть обеспечена жилым помещением в <*****> по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям указанного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. (п.7 ст.8 Федерального Закона № 159-ФЗ в редакции ФЗ от 29.02.2012 г, п.1 ст.3 Закона УР от 14 марта 2013 года № 8-РЗ).
Надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу ст.1 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ, является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот,
Администрация муниципального образования «Шарканский район» не является надлежащим ответчиком по делу, так как после вступления в силу Закона УР № 8-РЗ не является органом, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. С доводами прокурора, полагавшего, что администрация МО «Шарканский район» - надлежащий ответчик, так как, в соответствии со ст.9 Закона УР № 8-РЗ, наделена полномочиями по заключению договоров найма специализированного жилого помещения, предоставленных лицам, указанным в ст. 2 настоящего закона, согласиться нельзя, поскольку, в силу п.2 ст.7 Закона УР № 8-РЗ, решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган – Министерство образования и науки УР, а не орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика Министерства образования и науки УР, по мнению которой Министерством образования и науки УР права истца Максимовой А.С. не нарушены, так как Законом УР 8-РЗ предусмотрено включение в список лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, на основании заявления, в то время как Максимова А.С. не обращалась в уполномоченный орган с таким заявлением, не представляла документы в подтверждение своего права, в связи с чем у уполномоченного органа не было возможности проверить достоверность указанных документов и т.д., не могут повлиять на решение суда. Так судом установлено, что Максимова А.С. приняла все необходимые и возможные меры для реализации своего права на получение жилья. Факт наличия у нее права на получение жилого помещения нашел свое подтверждение в судебном заседании. Изменением законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения, не должно быть допущено нарушение ее прав и законных интересов.
Кроме того, согласно п.9 ст.6 Закона УР № 8-РЗ, заявление и документы, предусмотренные частями 4 и 7 настоящей статьи, подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства лица, указанного в статье 2 настоящего Закона. Таким органом является администрация МО «Шарканский район», куда Максимовой А.С. и были представлены заявление с документами на получение жилья. Обязанность по проверке наличия или отсутствия оснований для включения в список лежит на уполномоченном органе – Министерстве образования и науки УР. Доказательств, опровергающих достоверность документов, подтверждающих право Максимовой А.С. на получение жилья, ответчик суду не представил.
Таким образом, иск прокурора в интересах Максимовой А.С. о предоставлении жилого помещения к Министерству образования и науки Удмуртской Республики полежит удовлетворению, иск к администрации муниципального образования «Шарканский район» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах МАксимовой А.С. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Максимовой А.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту окончания пребывания в образовательном учреждении – в <*****>, в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «Шарканский район», но не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров.
В иске к администрации муниципального образования «Шарканский район» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР через Воткинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 8 мая 2013 года.
Судья: подпись Концевая Н.А.