№ 2-5550/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2014 года.
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Беловой И.А., при секретаре Козловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозовой О.А. о признании незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, обязании принять решение,
УСТАНОВИЛ:
Морозова О.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия в принятии решения о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду, обязании принять решение по предоставлению земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель Морозовой О.А. по доверенности Трофимчук Р.В. заявление поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Морозова О.А. обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду на <данные изъяты> лет земельного участка для размещения склада и парковки площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по градостроительству и земельным отношениям, на которой было принято решение согласовать предоставление земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в муниципальной газете «Вперед» было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Пояснил, что после этого Морозовой О.А. была изготовлена и согласована с Администрацией <адрес> схема планировочной организации и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также акт выбора земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ было издано Постановление Главы <адрес> о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта. За счет Морозовой О.А. был изготовлен межевой план земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №. ДД.ММ.ГГГГ Морозова О.А. повторно обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет указанного выше земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ состоялась повторная комиссия по градостроительству и земельным отношениям, которая приняла решение согласовать предоставление земельного участка в соответствии с законодательством, срок действия решения комиссии установлен равным 6 месяцам. Однако до настоящего времени муниципальный акт о предоставлении земельного участка не издан. Считает, что со стороны Администрации <адрес> имеет место незаконное бездействие по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду, нарушающее права заявителя Морозовой О.А. Уточнив требования, просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выраженное в непринятии в установленный законом срок решения по предоставлению земельного участка в аренду и обязать Администрацию <адрес> принять решение по предоставлению в аренду Морозовой О.А. земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> по доверенности Ясинский А.М. против удовлетворения заявления Морозовой О.А. возражал и в судебном заседании пояснил, что в соответствии с нормами действующего земельного законодательства решение о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду принимает Администрация <адрес>. Подтверждает, что решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду Морозовой О.А. принято не было, в материалы дела представлена только публикация в периодическом печатном издании газета «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ с сообщением о предоставлении земельного участка в аренду. Документов, подтверждающих размещение такого же сообщения в сети «Интернет» на официальном сайте Муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район <адрес>» не представлено. Также пояснил, что необходимо выставление права заключения договора аренды земельного участка на торги, что отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретного гражданина, а также позволяет обеспечивать открытость, справедливость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Кроме того, считает, что опубликование заявления в спецвыпуске газеты не может расцениваться как опубликование в периодическом печатном издании. Также считает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд с заявлением об обжаловании действий Администрации, поскольку Постановление о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта было издано еще ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ Морозова О.А. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для организации склада площадью <данные изъяты> кв.м., однако, документы, обосновывающие испрашиваемую площадь земельного участка, не представлены. В соответствии с Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков на территории <адрес>» предоставление всех вновь выделяемых земельных участков в собственность или аренду должно осуществляться только путем проведения торгов. Указанное основание также не позволяло предоставить заявителю земельный участок без проведения торгов. Считает действия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района соответствующими требованиям закона и просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Обратившись в суд, Морозова О.А. оспаривает, как незаконное, бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, выразившееся в не принятии в установленный законом срок решения по ее заявлению о предоставлении в аренду земельного участка.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их оформлению: 1). без предварительного согласования мест размещения объектов; 2). с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п.5 ст. 30 ЗК РФ).
Статьей 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п.2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п.2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лица, заинтересованного в таком предоставлении.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Морозова О.А. обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду на <данные изъяты> лет земельного участка для размещения склада и парковки площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по градостроительству и земельным отношениям, на которой было принято решение согласовать предоставление земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в муниципальной газете «Вперед» было опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. После этого Морозовой О.А. была изготовлена и согласована с Администрацией <адрес> схема планировочной организации и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также акт выбора земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ было издано Постановление Главы <адрес> о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта. Морозовой О.А. был изготовлен межевой план земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №. ДД.ММ.ГГГГ Морозова О.А. повторно обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет указанного выше земельного участка. В заявлении содержались указание на назначение объекта, предполагаемого к размещению на земельном участке, указано испрашиваемое право на земельный участок (в аренду), а также предполагаемое место размещения объекта, указан кадастровый номер земельного участка, категория земель, вид разрешенного использования. ДД.ММ.ГГГГ состоялась повторная комиссия по градостроительству и земельным отношениям, которая приняла решение согласовать предоставление земельного участка в соответствии с законодательством, срок действия решения комиссии установлен равным 6 месяцам. Однако до настоящего времени с учетом положений ст.ст. 31 и 32 ЗК РФ, муниципальный акт о предоставлении земельного участка не издан. В судебном заседании представитель заинтересованного лица подтвердил, что по заявлению Морозовой О.А. решение не принималось.
Принимая во внимание изложенное выше, суд считает, что со стороны Администрации <адрес> имеет место незаконное бездействие по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду, нарушающее права заявителя Морозовой О.А. Уклонение Администрации <адрес> от исполнения обязанности, установленной ст.ст. 31, 32 ЗК РФ, создает препятствия реализации права заявителя на предоставление земельного участка в аренду для целей строительства.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что со стороны Администрации <адрес> имеет место незаконное бездействие по принятию решения по заявлению Морозовой О.А. о предоставлении земельного участка, то с учетом положений ст. 258 ГПК РФ имеются основания для возложения на Администрацию <адрес> обязанности принять решение по предоставлению Морозовой О.А. испрашиваемого земельного участка.
Возражая против заявления Морозовой О.А., представитель Администрации <адрес> указывал на то, что Морозовой О.А. пропущен срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ. Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления о применении пропуска срока обращения в суд, поскольку бездействие Администрации <адрес> является длящимся. Кроме того, решение комиссии по градостроительству и земельным отношением от ДД.ММ.ГГГГ было получено Морозовой О.А. ДД.ММ.ГГГГ, обращение в суд последовало ДД.ММ.ГГГГ.
Другие доводы представителя заинтересованного лица против заявления Морозовой О.А. суд не принимает во внимание, поскольку правового значение по делу они не имеют.
Руководствуясь ст.ст. 29, 30, 31, 32 ЗК РФ, ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, выразившееся в непринятии решения по заявлению Морозовой О.А. по предоставлению в аренду земельного участка.
Обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района принять решение по предоставлению Морозовой О.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. сроком на <данные изъяты> лет для размещения склада и парковки, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Федеральный судья И.А. Белова
Решение в окончательной форме принято 03 октября 2014 года.
Федеральный судья И.А. Белова