Дело № 2-2570/2016 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2016 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Бнзматерных О.В.,
при секретаре Козловской В.Н.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО7, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 сельского поселения <адрес> о признании права собственности на строение, состоящее из бани, предбанника и навеса,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО11 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2 сельского поселения <адрес> о признании права собственности на строение, состоящее из бани, предбанника и навеса, расположенное по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование данного требования истец указал, что на основании постановления Главы ФИО2 сельской ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ он получил в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по указанному адресу. С ним был заключён договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на три года. Исходя из кадастрового паспорта, категория земель была изменена на земли населенных пунктов, земельному участку присвоен адрес. При уточнении границ земельного участка незначительно изменилась площадь земельного участка, составляющая в настоящее время 1486 кв.м. После истечения срока аренды отношения по использованию земельного участка не прекратились, истец продолжает использовать земельный участок и исправно исполняет обязанность по внесению арендной платы. На арендуемом земельном участке он возвел строение, состоящее из бани, предбанника и навеса. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 фактически отказала в продлении договора аренды земельного участка на новый срок. В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе требовать признания права собственности на возведённое строение.
Истец ФИО11 не явился в судебное заседание, извещен о времени и месте судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 просил об удовлетворении предъявленного требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
ФИО2 сельского поселения <адрес> не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, не представила возражений на иск, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии её представителя.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, не представило возражений на иск, представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
Из постановления Главы ФИО2 сельской ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, приложения к нему, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью 1 500 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, предоставлен в аренду (временное владение и пользование) ФИО11 для ведения личного подсобного хозяйства на три года: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-12).
Согласно акту приёма-передачи данный земельный участок передан во временное владение и пользование ФИО11 (л.д.12 оборот).
Указанный земельный участок имеет площадь 1486 кв.м., местоположение на землях населённых пунктов по адресу: <адрес>, ФИО2 сельское поселение, <адрес>, позиция 43, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства и поставлен на кадастровый учёт под номером №. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.13-17).
ФИО11 вносил арендную плату за пользование указанным земельным участком на счёт Комитета имущественных отношений ФИО4 <адрес> муниципального района <адрес> (арендодателя), не имеет задолженности по внесению арендной платы, что следует из платёжных документов (чеков-ордеров) и уведомлений (требований) о необходимости внесения арендной платы, акта сверки взаимных расчетов (л.д.18-22).
При таком положении суд считает, что ФИО11 владеет земельным участком на законном основании, поскольку право аренды земельного участка возникло у истца, истец вносит плату за использование земли на основании требований арендодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьёй 222 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов
В силу статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.Из пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
На земельном участке (кадастровый №), расположенном по адресу: <адрес> находится объект недвижимого имущества, который представляет собой строение, состоящее из бани (литер Г) общей площадью 9,4 кв.м., предбанника (литер Г1), площадью 9,2 кв.м., и навеса (литер Г2), площадью 4,9 кв.м., что подтверждается техническим паспортом домовладения (л.д.24-35). Указанное строение целиком располагается внутри границ земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО9
На основании п.п. 1,3 ст. 222 ГК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2015 года), самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Права на указанное строение не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Согласно сообщению ФИО2 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО11 отказано в продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок может быть предоставлен ФИО11 в аренду на общих основаниях в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса РФ при условии опубликования извещения о предоставлении земельного участка (л.д.23).
При таком положении суд находит, что при отсутствии правоустанавливающего документа на земельный участок, регистрация права собственности на возведённый объект недвижимости невозможна во внесудебном порядке.
ФИО2 сельского поселения не оспаривала факт возведения ФИО1 данного строения на указанном земельном участке.
Суд считает, что ФИО11 построил строение, состоящее из бани, предбанника и навеса, владеет данным строением и земельным участком на законном основании, поскольку он действует разумно и добросовестно при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей; строительство бани, предбанника и навеса произведено на земельном участке, предоставленном на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства, разрешенное использование земельного участка предусматривает возведение на нем бытовых и иных зданий, строений, в силу закона выдача разрешения на строительство спорного строения не требуется; договор аренды земельного участка не содержит запрета на возведение построек на арендованном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постройка в виде здания бани, предбанника и навеса не может быть признана самовольной, исковые требования являются правомерными, подлежащими удовлетворению и признаёт спорный объект недвижимости собственностью ФИО1
В соответствии со статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» судебные акты, вступившие в законную силу, являются основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности на строение, состоящее из бани (литер Г), площадью 9,4 кв.м., предбанника (литер Г1), площадью 9,2 кв.м., и навеса (литер Г2), площадью 4,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Решение является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня вынесения в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
Копия верна:
Судья О.В.Безматерных