Дело № 2а-2402/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2019 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Васильевой Т.Н.,
при секретаре Безрук Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области к автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я», Смирновой Е.А., Яковлевой И.А. и Плетенчук В.Е. о ликвидации автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я»,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области (далее – Управление) обратилось в Московский районный суд г. Твери с административным исковым заявлением к автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я» (далее – Организации), Смирновой Е.А., Яковлевой И.А. и Плетенчук В.Е. о ликвидации Организации.
В обоснование административного иска указано, что Управлением, действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста России № 26 от
03 марта 2014 года, в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года (далее – Федерального закона «О некоммерческих организациях»), в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Организации и установлено следующее.
13 ноября 2014 года на Общем собрании учредителей Организации было принято решение о ее создании, утверждении устава, избрании органов управления. Учредителями Организации выступили 3 физических лица –
Смирнова Е.А., Яковлева И.А. и Плетенчук В.Е.
22 декабря 2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись о создании Организации за регистрационным номером 1146952034261. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 13 ноября 2014 года.
04 декабря 2018 года Управлением в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 2 постановления Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 года в связи с тем, что Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017 год.
В связи с неустранением выявленных нарушений к установленному сроку (27 февраля 2019 года) постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Московского района г. Твери от 11 апреля 2019 года Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере
10000 рублей.
26 июня 2019 года в адрес руководящих органов Организации вынесено письменное предупреждение № за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 2 постановления Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 года в связи с тем, что Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017 год и 2018 год.
В предупреждении от 26 июня 2019 года Управление информировало Организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации Организации.
Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) Организации, вернулось в Управление. К установленному сроку (14 августа 2019 года) нарушения Организацией не устранены.
Таким образом, Организация на протяжении нескольких лет неоднократно нарушала требования действующего законодательства РФ. Бездействие руководящих органов Организации, непринятие мер, направленных на соблюдение законодательства РФ, свидетельствует о том, что Организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей.
Ссылаясь на п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», просит ликвидировать Организацию, обязать учредителей (участников) Организации совершить действия по ее ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), установить срок ликвидации не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представитель административного ответчика Организации, административные ответчики Смирнова Е.А., Яковлева И.А. и Плетенчук В.Е. в судебное заседание не явились. Судом принимались меры, предусмотренные
ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), по надлежащему извещению названных ответчиков о времени и месте слушания дела, однако судебные повестки востребованы указанными лицами не были.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В силу ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
На основании ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Возвращенные почтовые конверты с отметками почтовой службы «истек срок хранения» являются доказательствами надлежащей отправки судом извещений в адрес названных административных ответчиков.
Судом при рассмотрении дела не выявлено обстоятельств, которые могли бы быть признаны свидетельствующими о том, что органом почтовой связи были допущены нарушения Правил и Особых условий приема, вручения, хранения и возврата отправлений разряда «Судебное».
Заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Суд, учитывая, что сведений об изменении адреса административных ответчиков в материалах дела не содержится, принимая во внимание направление извещений посредством заказной корреспонденции, размещение информации о времени и месте судебных заседаний на официальном сайте Московского районного суда г. Твери, приходит к выводу, что требования действующего законодательства по извещению административных ответчиков о судебном разбирательстве соблюдены.
В связи с изложенным, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что срок для устранения допущенных нарушений Организации устанавливался до 14 августа 2019 года. Административное исковое заявление подано в суд 13 ноября 2019 года, то есть в установленный законом срок.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, названным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 цитируемой статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента РФ № 1313 от 13 октября 2004 года Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Согласно положениям п. 2 постановления Правительства РФ № 212 от
15 апреля 2006 года представление в уполномоченный орган документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных названной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в сроки, установленные п. 2 постановления Правительства РФ
№ 212 от 15 апреля 2006 года, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ
№ 1313 от 13 октября 2004 года.
В судебном заседании установлено, что запись о создании Организации в качестве юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 22 декабря 2014 года, присвоен
ОГРН 1146952034261.
Организация ведет свою деятельность в соответствии с Уставом от
13 ноября 2014 года.
На протяжении длительного периода времени Организация не выполняет требования п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и постановления Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 года, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, суд приходит к следующим выводам.
До настоящего времени доказательства представления Организацией отчетов за 2017-2018 годы по формам № ОН0001 и № ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ № 72 от 29 марта 2010 года, отсутствуют.
Доводы административного истца о нарушении Организацией обязанностей, возложенных на нее названными выше положениями закона, нашли подтверждение при рассмотрении дела, административными ответчиками оспорены и опровергнуты не были. В связи с изложенным, на основании п. 10
ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» суд приходит к выводу, что допущенные нарушения являются основанием для ликвидации некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования о ликвидации Организации подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» № 64 от 27 декабря 2016 года разъяснено, что в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п. 5 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ).
В связи с изложенным, принимая во внимание, что сведения о фактическом осуществлении Организацией деятельности отсутствуют, суд считает целесообразным возложить обязанность по осуществлению ликвидации Организации на ее учредителей (участников).
При таких обстоятельствах административные исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области к автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я», Смирновой Е.А., Яковлевой И.А. и Плетенчук В.Е. о ликвидации автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я» удовлетворить.
Ликвидировать автономную некоммерческую дошкольную образовательную организацию «Сем я и Я» (ОГРН 1146952034261).
Обязать учредителей (участников) автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я» совершить предусмотренные действующим законодательством действия по ликвидации автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исключить сведения об автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Сем я и Я» из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Н. Васильева
Решение суда в окончательной форме принято 30 декабря 2019 года.
Судья Т.Н. Васильева