Мировой судья Сухова И.В. Дело №11-81/18
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 февраля 2018 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бусыгина Д.А.,
при секретаре Перваковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Осиповой Е.А. на решение мирового судьи судебного участка №11 по Советскому судебному району г. Казани от 24 ноября 2017 года по иску Осиповой Е.А. к Парфилову И.В. о возмещении ущерба, которым постановлено: В удовлетворении требований иска Осиповой Е.А. к Парфилову И.В. о взыскании уплаченной суммы транспортного налога в размере 38921 рубль 41 копейки и судебных расходов отказать.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Осиповой Е.А., поддержавшей жалобу, а также Парфилову И.В. и его представителя, просивших в удовлетворении жалобы отказать, суд
УСТАНОВИЛ
Осипова Е.А. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Парфилову И.В. (далее по тексту – ответчик) о возмещении ущерба. В обоснование заявленных требований указала, что 16 мая 2014 года между истцом и ответчиком Парфиловым И.В. был заключен договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>, который сторонами исполнен: произведена передача транспортного средства, а денежные средства получены истцом. До настоящего времени Парфилов И.В. автомобиль на свое имя не зарегистрировал. Осипова Е.А. получила из ИФНС 1684 г. Казани налоговое уведомление от 12 сентября 2016 года об уплате транспортного налога за проданный автомобиль в размере 45900 рублей. 31 января 2017 года Осипова Е.А. обратилась в ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в связи с продажей другому лицу. Считает, что с момента продажи транспортного средства 16 мая 2015 года не должна производить оплату транспортного налога. Налоговый орган принудительно списал с Осиповой Е.А. денежные средства в счет уплаты налоговых платежей в размере 38921 рубль 41 копейку. В связи с чем истец понесла убытки, так как ответчик пользуется и распоряжается автомобилем по своему усмотрению.
Осипова Е.А. просит взыскать с Парфилова И.В. уплаченную сумму транспортного налога в размере 38921 рубль 41 копейку, расходы на представителя 15000 рублей и госпошлину 1368 рублей.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Парфилов И.В., являясь новым собственником, должен был во исполнение договора купли-продажи зарегистрировать приобретенное им транспортное средство в органах ГИБДД. Считает, что обязанность по изменению регистрационных данных возложена на нового собственника. Поскольку транспортное средство не было снято с учета в ГИБДД МВД РФ, это повлекло начисление транспортного налога на прежнего собственника и возникновение убытков в размере уплаченного налога 38921 рубль 41 копейки.
Ответчик Парфилов И.В. иск не признал и пояснил, что после приобретения транспортного средства оно не было поставлено на учет в органы ГИБДД, так как находилось в неисправном состоянии, в связи с чем, истец 29 мая 2014 года продал его по договору купли-продажи Газимову И.Г. Фактически автомобиль находился в его собственности 13 дней. О продаже автомобиля он сообщил истцу, с которой неоднократно связывался и обсуждал сложившуюся ситуацию. Истцу было известно, что в базе данных МИФНС указанное транспортное средство до сих пор значится за ней, в связи с чем истцу к уплате начислялся транспортный налог с 2014 года. Следовательно, для фиксации и недопущения роста убытков она должна была незамедлительно снять автомобиль с учета, чего она сделала.
Третье лицо Газимов И.Г. пояснил, что 29 мая 2014 года по договору купли-продажи он приобрел автомобиль «<данные изъяты>, который был в неудовлетворительном состоянии. Автомобиль он разбил в аварии, которую совершил по своей вине. После чего он занимался ремонтом автомобиля, но восстановить его не смог и продал на запасные части.
Представитель третьего лица МИФНС России №4 по РТ в суд не явился, представив письменный отзыв, согласно которому Осипова Е.А. являлась плательщиком транспортного налога по автомобилю <данные изъяты> с 21 марта 2014 года по 31 января 2017 года включительно и обязана была уплачивать транспортный налог.
Мировой судья вынесла решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец считает решение мирового судьи незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку доводы ответчика были приняты судом без соответствующих доказательств; ни одним нормативно-правовым актом не закреплены обязательства предыдущего собственника транспортного средства по снятию проданного автомобиля с регистрационного учета органов ГИБДД. При этом, действующим административным регламентом МВД РФ от 7 августа 2013 года №605 установлено, что подача заявления прежним собственником транспортного средства является правом, но не его обязанностью.
Проверив материалы дела с учетом требований части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу приведенных норм плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Обязанность по уплате налога возникает с момента регистрации транспортного средства в регистрирующем органе и прекращается после снятия его с учета.
В соответствии с абзацем 2 части 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункта 4 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 года №1001 «О порядке регистрации транспортных средств», (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»), собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с пунктом 60.4 административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 07 августа 2013 года №605 регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Из материалов дела следует, что истец являлась собственником транспортного средства <данные изъяты> с 21 марта 2014 года, что подтверждается карточкой учета транспортного средства и сведениями из налогового органа (л.д. 11,24).
16 мая 2014 года между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты> 2002 года выпуска по цене <данные изъяты> рублей (л.д. 8).
Договор не содержит условий о том, кто из сторон должен совершить регистрационные действия с проданным автомобилем.
Автомобиль <данные изъяты> новым собственником Парфиловым И.В. на регистрационный учет в течение 10 дней поставлен не был.
31 января 2017 года на основании заявления истца регистрация проданного автомобиля <данные изъяты> прекращена (л.д. 12).
МИФНС России №4 по РТ был произведен расчет транспортного налога за автомашину <данные изъяты> и направлено налоговое уведомление №90353346 от 12 сентября 2016 года о необходимости уплаты истцом транспортного налога на сумму 45900 рублей в срок до 1 декабря 2016 года (л.д. 10).
Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства, в том числе налогового, возникновение обязанности по уплате транспортного налога связана с фактом его регистрации в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения. Следовательно, прекращение этой обязанности наступает с момента снятия транспортного средства с регистрационного учета.
Соответственно, реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД не освобождает прежнего налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.
Поскольку по делу установлено, что в налогооблагаемые периоды легковой вышеуказанный автомобиль был зарегистрирован в органах ГИБДД за истцом, налоговый орган правомерно начислил ей транспортный налог в заявленной сумме. При этом, вины ответчика в данном случае не усматривается, поскольку договором купли-продажи соответствующее обязательство по совершению регистрационных действий в отношении вышеуказанного автомобиля не содержится, при этом исходя из пункта 60.4 действующего Административного регламента МВД РФ, в случае отсутствия подтверждения регистрации автомобиля за новым владельцем, истцу необходимо было самостоятельно подать соответствующее заявление и предъявить соответствующие документы о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки, в органы ГИБДД.
Мировой судья, рассмотрев материалы гражданского дела, выслушав стороны, приняла правильное и законное решение с учетом норм действующего законодательства. Суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой связаны с неверным толкованием норм материального права, направлены на переоценку установленных обстоятельств и выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №11 по Советскому судебному району г. Казани от 24 ноября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой Е.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Советского
районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин