Решение по делу № 2-93/2016 (2-1073/2015;) от 29.12.2015

     Дело № 2-93/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2016 года пос. Игра Удмуртской Республики

Игринский районный суд УР в составе:

Председательствующего судьи Малых Т.В.

с участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В.

при секретаре Максимовой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М.Стрелкова», Администрации МО «Игринский район» о возложении обязанности оборудовать здание МБОУ «Зуринская СОШ» системой видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Игринского района УР, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М.Стрелкова, Администрации МО «Игринский район» о возложении обязанности оборудовать здание МБОУ «Зуринская СОШ» системой видеонаблюдения. Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой деятельности образовательных организаций района выявлены нарушения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности, об охране жизни и здоровья детей. В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Статья 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусматривает, что одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. В силу части 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления принимают меры по противодействию терроризму в рамках полномочий, установленных действующим законодательством. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии     терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является     обеспечение безопасности граждан и     антитеррористической защищенности     потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты). Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что на территории Игринского района расположено 45 образовательных организаций, из них только 2 образовательные организации (МБОУ «Игринская СОШ №4», МКСОУ «Зуринская школа-интернат») оборудованы камерой видеонаблюдения. По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Администрации МО «Игринский район» внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ главы Администрации МО «Игринский район» №1284, согласно которому для проведения работ по монтажу, наладке систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях района необходимо 4244,00 тыс. руб. В МБОУ «Зуринская СОШ» не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в образовательной организации, а, именно, отсутствует     система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Кроме того, установлено, что денежные средства на указанные цели из бюджета МО «Игринский район», а так же Министерством образования и науки УР в 2014 году, 2015 году не выделялись. Директором МБОУ «Зуринская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с просьбой оказать содействие в оснащении системой видеонаблюдения. ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления образования Администрации МО «Игринский район» направлен в Министерство образования и науки УР План-График оснащения системами видеонаблюдения в образовательных организациях на 2015-2017 годы. Председателем антитеррористической комиссии МО «Игринский район» ДД.ММ.ГГГГ утвержден План-График оснащения системами видеонаблюдения в общеобразовательных организациях МО «Игринский район» на 2015-2017 годы. Вместе с тем, до настоящего времени денежные средства в бюджет МО «Игринский район» не заложены, в связи с чем, не выделены. Осуществление деятельности образовательными организациями района с указанными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу. Согласно п.1.6 Устава МБОУ «Зуринская СОШ», утвержденных Постановлением Администрации МО «Игринский район»ДД.ММ.ГГГГ, Учредителем школы является муниципальное образование «Игринский район». Функции и полномочия учредителя от имени МО «Игринский район» осуществляет Администрация Муниципального образования «Игринский район». В своем исковом заявлении прокурор Игринского района УР просил суд обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зуринская СОШ», Администрацию МО «Игринский район» оборудовать системой видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ здание МБОУ «Зуринская СОШ», расположенное по адресу: УР, Игринский район, с. Зура, ул. Льнозаводская, д.9, а так же по периметру данного образовательного учреждения.

В судебном заседании представитель прокуратуры Игринского района УР Воронов А.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, при этом требования уточнил. Просил суд обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зуринская СОШ», Администрацию МО «Игринский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать системой видеонаблюдения первый этаж здания МБОУ «Зуринская СОШ», расположенного по адресу: УР, Игринский район, с. Зура, ул. Льнозаводская, д.9.

Представители ответчиков - директор МБОУ «Зуринская СОШ» З.В.А., Администрации МО «Игринский район» Ш.К.А., Д.С.Ю. в судебном заседании требования прокурора Игринского района УР, с учетом уточнений, признали, при этом пояснили, что школа не оборудована системой видеонаблюдения в виду отсутствия денежных средств.

Суд, выслушав представителя прокуратуры Игринского района УР, представителей ответчиков, изучив и проанализировав письменные материалы гражданского дела, пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с п.п.1 и 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании пунктов 1,2 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого приказом Минрегион России от 29.12.2011 г. №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы112".

Из материалов дела следует, что прокуратурой Игринского района УР была проведена проверка на предмет соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях района.

По результатам проверки установлено, что в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зуринская СОШ» отсутствуют средства антитеррористической защищённости, а, именно, система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. По данному факту прокуратурой района было внесено представление. До настоящего времени образовательными учреждениями выявленные нарушения не устранены. Невыполнение указанных требований законодательства создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребёнка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Приказом Федерального агентства по образованию от 11.11.2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

В силу п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 данного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, оборудование здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зуринская СОШ» системой видеонаблюдения, то есть создание и поддержание необходимого уровня защищенности данных объектов, входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму.

Согласно пунктам 1.6. Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зуринская Средняя общеобразовательная школа имени С.М.Стрелкова - учредителем и собственником имущества Школы является муниципальное образование «Игринский район». Функции и полномочия учредителя Школы от имени муниципального образования «Игринский район» осуществляет Администрация муниципального образования «Игринский район».

Пунктом 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 года предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищённости является обязанностью не только общеобразовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.

Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также учитывая, что отсутствие в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Зуринская СОШ» системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в них посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищённости лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд считает необходимым возложить обязанность по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения на Муниципальные бюджетные общеобразовательное учреждение «Зуринская СОШ» и Администрацию МО «Игринский район». При этом, суд учитывает требования части 2 ст. 120 ГК РФ.

Срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанный прокурором, до которого он просит обязать ответчиков оборудовать здание школы системой видеонаблюдения, суд считает обоснованным и достаточным для исполнения данной обязанности.

Отсутствие денежных средств для установки системы видеонаблюдения в здании школы само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению террористической безопасности с финансовыми возможностями субъектов антитеррористической деятельности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Игринского района Удмуртской Республики требований о возложении обязанности оборудовать первый этаж здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зуринская СОШ» системой видеонаблюдения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М.Стрелкова», Администрации МО «Игринский район» о возложении обязанности оборудовать здание МБОУ «Зуринская СОШ» системой видеонаблюдения, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Игринский район», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зуринская СОШ имени С.М.Стрелкова» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать системой видеонаблюдения первый этаж здания МБОУ «Зуринская СОШ», расположенного по адресу: УР, Игринский район, с.Зура, ул. Льнозаводская, д. 9

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-93/2016 (2-1073/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Игринского района УР
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М.Стрелкова»
МБОУ Зуринская СОШ
Администрация МО "Игринский район"
Суд
Игринский районный суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
igrinskiy.udm.sudrf.ru
29.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2015Передача материалов судье
31.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2016Подготовка дела (собеседование)
16.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2016Судебное заседание
25.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2016Дело оформлено
19.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее