Дело № 2-5840/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Перфиловой И.А., при секретаре Витовском В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 27 августа 2015 года гражданское дело по иску Прокурора Кировского административного округа г. Омска в интересах Назаренко А.А. к Государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить Назаренко А.А. техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского административного округа <адрес> обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации Назаренко А.А. В обосновании иска указал, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> было рассмотрено обращение инвалида первой группы Назаренко А.А. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Назаренко А.А. нуждается в следующих технических средствах реабилитации: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Омской области, осуществляется Государственным учреждением – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в 2015 году Назаренко А.А. ДД.ММ.ГГГГ были выданы пеленки гигиенические в количестве 90 штук за три месяца. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Назаренко А.А. должен был получить ТСР в следующем количестве: <данные изъяты>. Прокурор просит обязать ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Назаренко А.А. техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> (л.д. 2-8).
В судебном заседании помощник прокурора Кировского административного округа <адрес> Лесовская К.С. уточнила исковые требования, просила обязать ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Назаренко А.А. абсорбирующими пеленками в количестве 114 штук. В остальной части требования не поддержала, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Назаренко А.А. представлено кресло с санитарным оснащением, ДД.ММ.ГГГГ – абсорбирующие подгузники в количестве 240 штук, ДД.ММ.ГГГГ - абсорбирующие подгузники в количестве 360 штук, ДД.ММ.ГГГГ – абсорбирующие пеленки в количестве 30 штук (л.д. 74-80).
Назаренко А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д. 70), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 33).
Представитель ответчика ГУ - ОРО ФСС РФ по доверенности (л.д. 71) Паршаков В.А. исковые требования не признал, пояснив, что государственные закупки технических средств реабилитации отделением Фонда производятся по мере выделения средств из федерального бюджета на данные цели. Назаренко А.А. будет обеспечен техническими средствами реабилитации по мере заключения государственного контракта и поступления средств из федерального бюджета. Инвалиды обеспечиваются ТСР на будущее время, и срок их использования определяется с момента выдачи до их замены. Обеспечение ТСР за прошедшее время действующим законодательством не предусмотрено.
Представитель Министерства труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д. 64-65), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 67), представил отзыв на исковое заявление (л.д. 58-62), в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению ТСР инвалидов, проживающих на территории <адрес>, осуществляются ГУ – ОРО ФСС РФ. Следовательно обязанность по обеспечению ТСР должна быть исполнена ГУ – ОРО ФСС РФ.
Представитель Казенного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д. 72).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства;.социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантий социальной защиты.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
В судебном заседании установлено, что Назаренко Анатолий Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ для Назаренко А.А. Бюро № - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которой Назаренко А.А. нуждается в следующих технических средствах реабилитации: <данные изъяты> (л.д. 17-18).
Назаренко А.А. был поставлен на учете по обеспечению указанными ТСР в КУ <адрес> «Многофункциональный центр предоставлении государственных и муниципальных услуг».
Согласно ответу на запрос прокуроры КАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указал, что Назаренко А.А. обращался в отделение Фонда по вопросу обеспечения ТСР ДД.ММ.ГГГГ Заявление Назаренко А.А. было принято и ему было выдано уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР (л.д. 12-14).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 2 указанного закона установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст.ст. 4, 5, 9, 10 указанного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится, в том числе утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Наряду с этим предусматривается участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, осуществляемое путем участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов РФ, принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, предоставления, дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов РФ и т.д.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя социально - средовую, социально - педагогическую, социально - психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию и т.д.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (статья 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно п. 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
На основании соглашения № 6.1 от 07.08.2014 г. «О передаче Министерством труда и социального развития Омской области государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ сведений, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, в том числе протезов (кроме зубных протезов), и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезно-ортопедических изделий, а также услуг по изготовлению, ремонту и замене технических средств реабилитации» с 01 января 2015 года полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Омской области, осуществляет Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Омской области, осуществляет Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Назаренко А.А. обратился в ГУ - ОРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации, приложив необходимые документы (л.д. 15-16).
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Назаренко А.А. не обеспечен следующими техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации: <данные изъяты> в количестве 114 штук за 2015 год.
Данный факт подтверждается заявлением Назаренко А.А. на имя прокурора Кировского административного округа г. Омска относительно не обеспечения его ТСР в полном объеме (л.д. 9).
Представитель ответчика Государственного учреждения – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебном заседании признал, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ лежит на Государственном учреждении – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом не оспаривал факт не предоставления Назаренко А.А. технических средств реабилитации за 2015 год в виде <данные изъяты> в количестве 114 штук
В обоснование возражений по заявленным требованиям представитель Государственного учреждения — Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ссылается на то, что государственные закупки технических средств реабилитации отделением Фонда проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по мере выделения средств из федерального бюджета на данные цели. На ТСР уже выданы направления поставщикам. Назаренко А.А. будет обеспечен техническими средствами реабилитации в ближайшее время. За прошедшее время в пользу истца может быть взыскана только денежная компенсация.
Однако данные доводы нельзя признать обоснованными, так как, установив социальные гарантии по обеспечению мерами социальной поддержки инвалидов в виде их обеспечения техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Оценивая правомерность заявленных требований, суд находит установленным, что Назаренко А.А. представлены все необходимые документы, подтверждающие его нуждаемость в получении технических средств реабилитации.
Со стороны ответчиков не представлены доказательства обеспечения Назаренко А.А. техническими средствами реабилитации в виде <данные изъяты> в количестве 114 штук за 2015 год.
Учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт не обеспечения Назаренко А.А. техническими средствами реабилитации в виде подгузников для взрослых, его право может быть восстановлено путем возложения на ответчика ГУ- ОРО ФСС РФ соответствующей обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Государственное учреждение – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалида первой группы Назаренко А.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Омска.
Судья И.А. Перфилова
Решение вступило в законную силу 28 октября 2015 года.