Дело № 2-143/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при секретаре Гресько А.П.,
представителя ответчиков Чумаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта
16 января 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Жидкова А.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о компенсации морального вреда,
установил:
Жидков А.А. обратился с иском, указав в обоснование, что отбывая уголовное наказание с <...> г. года в ФКУ УФСИН России по ...., в отряде № ...., не был обеспечен вещевым довольствием, а именно: нательным зимним бельем, нательным летним бельем, костюмом х/б (1 комплект), варежками, постельными принадлежностями (простынями, наволочками), носками, сланцами, сорочками (2 шт.). Полагает, что не обеспечение вещевым довольствием приводит к переохлаждениям и как следствие является причиной простудных заболеваний, острых болевых ощущений при имеющихся заболевания, в связи с чем оценивает причиненные моральные страдания в размере 100000руб.
Считает, что в помещениях отряда не созданы надлежащие материально-бытовые условия для осужденных: отряд не оборудован системой горячего водоснабжения, что причиняет неудобства при соблюдении правил личной гигиены (размер компенсации морального вреда оценивает в 50000руб.); отсутствует комната проведения воспитательной работы, в связи с чем приходится смотреть телевизионные программы в коридоре с малой площадью (размер морального вреда оценивает в 30000руб.); в период с декабря 2017 года по июнь 2018 года нарушалось право на двухразовую помывку, время помывки ограничивалось, при количестве осужденных 120 человек (размер компенсации морального вреда оценивает в размере 40000руб.); аварийное состояние туалета, отсутствует перегородка между кабинками (размер компенсации морального вреда оценивает в 100000руб.); антисанитария в помещениях (наличие влаги, грибка, плесени), размер компенсации морального вреда оценил в 20000руб. Подобные условия содержания истец считает недопустимыми, причиняющими унижение и страдания, поэтому просит компенсировать моральный вред за счет ответчика на общую сумму 300000руб.
В дополнении к исковому заявлению от 10.12.2018 истец указал, что с октября 2018 года вынужден пользоваться временным туалетом при ремонте основного, также ему не были выданы валенки, в связи с чем размер компенсации морального вреда оценивает на общую сумму 650000руб.
Определением суда от 28.11.2018 соответчиком привлечена Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации.
Истец просил рассмотреть иск в его отсутствие.
Представитель ответчиков иск не признала и просила его отклонить по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителя ответчиков, исследовав представленные в дело письменные материалы, суд приходит к следующему.
<...> г. Жидков А.А. прибыл в ФКУ .... УФСИН России по .... для отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы и размещен в отряде .....
В исправительном учреждении осужденному Жидкову А.А. были выданы предметы вещевого довольствия: <...> г. телогрейка – 1 шт., брюки утепленные (1 пара б/у), костюм х/б (б/у) – 1, трусы – 2 пары, шапка – 1, сапоги – 1 пара, портянки – 1 шт., полотенце – 2 шт., свитер – 1 шт.; <...> г. костюм новый х/б, фуражка – 2 шт.; <...> г. нательное зимнее белье – 1 комплект, носки – 1 пара, майка – 1 шт., полотенце – 1 тип «Б». Также регулярно выдавались гигиенические наборы. Из постельных принадлежностей выданы: <...> г. матрац (2 категории), одело (2 категории), подушка (2 категории), простыни (2 категории), наволочки (2 категории); <...> г. простыни (1 категории), наволочки (1 категории).
В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 99 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах вместе с «Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях».
Как следует из содержания пунктов 1-2, 4 и 6 Порядка обеспечения, вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы в готовом виде. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения. Осужденные к лишению свободы, освобожденные из исправительных учреждений, могут убывать в выданной им одежде и обуви, находящихся у них в носке.
Нормы вещевого довольствия, а также снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях приведены в приложении № 1 к приказу Минюста России № 216.
Истец полагает, что в нарушение указанных требований, с момента поступления в исправительное учреждение ему не были выданы: комплекты нательного зимнего и летнего белья, костюм х/б, варежки, носки, сланцы, сорочки, простыни и наволочки.
В то же время, по лицевому счету осужденного видно, что он не был обеспечен комплектом летнего нательного белья, утепленными рукавицами, сорочками х/б, тапочками. <...> г. и <...> г. был обеспечен по одному костюму х/б сроком носки на 3 года (<...> г., <...> г.), <...> г. выдана пара носков при положенных 4 парах носок х/б сроком на 1 год, 2 парами носок полушерстяных сроком на 1 год. Вместо носок полушерстяных согласно Порядку, утвержденному Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 разрешается выдавать портянки зимние из расчета 1 пара портянок вместо 1 пары носок полушерстяных на 1 год, портянки были выданы в одном комплекте <...> г.; <...> г. был обеспечен нательным комплектом зимним. Вместо двух комплектов нательного теплого белья выдан 1 комплект спустя год.
Из постельных принадлежностей выданы: <...> г. простыня 1 шт., вторая выдана <...> г. вместо положенных 4 сроком на 2 года, наволочка <...> г. и <...> г. по 1 штуке сроком на 2 года.
Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являющимся приложением № 3 к приказу № 216, в пункте 7 предусмотрено, в случае, когда нормами снабжения предусмотрена выдача нескольких (одних и тех же) предметов вещевого довольствия, количество их разового отпуска определяется руководством учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от оставшегося срока отбывания наказания осужденными и других условий.
В силу пункта 2 Порядка выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов.
Материалами дела установлено, что некоторые предметы вещевого довольствия (комплект летнего нательного белья, утепленные рукавицы, сорочки х/б, тапочки) истцу вовсе не выдавались, иные предметы выдавались не в том количестве. Как указывает представитель ответчиков, истцу были выданы тапочки второй категории.
Истец указывает, что ему не были выданы валенки, однако в силу положения Порядка обеспечение валенками не предусмотрено, по прибытию <...> г. истец был обеспечен сапогами (срок до 2 лет 6 месяцев). В местностях с особо холодным и холодным климатом разрешается выдавать вместо 1 пары сапог мужских комбинированных зимних 1 пару валенок. В связи с чем на исправительное учреждение не возложена обязанность по обеспечению валенок.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать предусмотрен Приложением № 1 к Правилам, согласно пункту 3 одежда, головные уборы, обувь и постельное белье (за исключением одного комплекта тапочек, спортивного костюма и спортивной обуви темных расцветок) неустановленных образцов. Валенки не являются обувью неустановленного образца, поэтому их выдача по сезону при соблюдении общего веса вещей, имеющихся на складе, не запрещена. Материалы дела содержат сведения о выдаче 1 пары сапог, портянок, факт невыдачи со склада валенок из личных вещей истца при отсутствии доказательств причинения нравственных страданий, не является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Далее следует отметить, что Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществлена проверка и выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в колонии: в тамбуре и коридоре, комнате для хранения продуктов питания, умывальной комнате жилого помещения отряда .....
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 25.01.2018 по делу № 2-485/2018 на исправительное учреждение и федеральную службу, в срок до <...> г., возложена обязанность произвести ремонт в тамбуре и коридоре, комнате для хранения продуктов питания, умывальной комнате жилого помещения отряда .....
Таким образом, факт отбывания осужденным Жидковым А.А. уголовного наказания в условиях, отличных от обстановки, предусмотренной санитарно-эпидемиологическим законодательством, установлен, однако, это, наряду с необеспеченностью некоторыми предметами одежды, не свидетельствует о том, что такое содержание истца достигло порога суровости, позволяющего характеризовать обращение к нему как бесчеловечное и унижающее достоинство.
Частичная невыдача вещевого довольствия сама по себе не является нарушением имущественных прав истца и не предполагает безусловной компенсации морального вреда.
Относительно доводов о том, что в помещениях отряда не созданы материально-бытовые условия для осужденных: не имеется комната по воспитательной работе, не соблюдается норма площади в помещении (коридоре) для просмотра телевизионных программ; нет горячей воды в камерах, необходимо отметить следующее.
Согласно статье 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю. Осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц. Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Действующим законодательством не предусмотрена норма площади на одного осужденного в период просмотра телевизионных передач, комната воспитательной работы, как указывает представитель ответчиков, не организована из-за небольших площадей помещений исправительного учреждения. Однако при этом право истца на получение информации не нарушено.
Из материалов дела следует, что канализационная система исправительного учреждения не присоединена к централизованной городской сети, водоотведение и сброс сточных вод осуществляется в выгребные ямы на территории учреждения с последующим вывозом вакуумной машиной. Данное обстоятельство подтверждено техническим паспортом и характеристиками барака камерного типа, а также государственным контрактом на холодное водоснабжение и водоотведение исправительного учреждения.
В жилой секции отряда ежегодно проводятся ремонты, обработка антисептиком, проветривание естественным путем, из-за несистематического проветривания на стенах образуется конденсат. Туалет находится на территории локального участка, оборудован чашами Генуя, помещение туалета оборудовано изолированными кабинками. В настоящее время в туалете проводится капитальный ремонт, в связи с чем исправительным учреждением для осужденных организован временный туалет. Данные ограничения являются вынужденными и направлены для создания условий, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством для осужденных.
Относительно доводов истца об отсутствие перегородки между чашами Генуя суд отмечает следующее.
В силу статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Отсутствие перегородки является частью механизма, обеспечивающего безопасность осужденных, персонала учреждения, в целом режима содержания. Кроме того, в настоящее время проводится капитальный ремонт туалета, помещение оборудовано изолированными кабинками.
Порядок помывки осужденных осуществляется согласно утвержденному графику в определенные дни, в банно-прачечном комбинате имеется горячее водоснабжение. С 2017 года в банно-прачечном комплексе был произведен капитальный ремонт, при проведении которого вместо установленной двухразовой помывки была организована помывка 1 раз в неделю.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, истец, полагающий, что незаконными действиями (бездействием) ему причинен вред обязан доказать обстоятельства причинения вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий органов либо должностными лицами этих органов, подлежат возмещению.
Для наступления деликтной ответственности необходимо доказать факт причинения вреда, виновные действия должностных лиц, наличие причинно-следственной связи.
Поскольку фактические обстоятельства, на которые ссылался истец, не нашли своего подтверждения совокупностью представленных в дело доказательств, заявленное им требование удовлетворено быть не может. Доказательств бесспорного нарушения неимущественных прав истца материалы дела не содержат. Судом не установлено, и истцом не представлено, что невыдача некоторых предметов вещевого довольствия и личных вещей, отсутствие системы горячего водоснабжения, отсутствие комнаты воспитательной работы, организация временного туалета, помывка один раз в неделю, а также необходимость проведения ремонта в помещениях отряда подвергли истца страданию, унижению либо повлекли угрозу его жизни, здоровью.
Сам факт отбывания лицом уголовного наказания по приговору суда в установленных государством местах не может причинить физические и нравственные страдания, так как преследует цель обеспечить его изоляцию с учетом обеспечения и соблюдения обязательного объема прав лица, оказавшегося в этих условиях вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о его содержании в исправительной колонии в условиях, несовместимых с уважением человеческого достоинства, преднамеренного характера такого обращения, а также о наличии угрозы его здоровью и благополучию, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Оставить без удовлетворения исковые требования Жидкова А.А. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о компенсации морального вреда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-
Мотивированное решение составлено 21 января 2019 года.
Судья- М.О. Никулин