№ 2а-1116/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2016 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фалилеевой М.Н., в присутствии помощника прокурора Иволгинского района РБ Цыденовой Д.Н., представителя административного истца Цыденова А.Б. по доверенности Хаптаева А.Р., представителя административного ответчика избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия в лице председателя Тереховой Т,И., в присутствии представителя заинтересованного лица Очиров В.Ц. по доверенности Савицкой Е,И., при секретаре Шаглановой З.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы административного искового дела по иску Цыденова А.Б. в лице представителя по доверенности Хаптаева А.Р. к избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия о признании решения избирательной комиссии МО «Иволгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, проведении повторной проверки подписных листов, представленных для регистрации кандидата, суд
установил:
Постановлением избирательной комиссии Муниципального Образования «Иволгинский район» Республики Бурятия № от 28.07.2016г. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «<адрес>» зарегистрирован Очиров В.Ц..
Административный истец Цыденов А.Б., в лице представителя по доверенности Хаптаева А.Б. обратился с административным иском к избирательной комиссии МО «Иволгинский район» о признании решения избирательной комиссии МО «<адрес>» от 28.07.2016г. незаконным, указывая на наличие нарушений п. 5 ст. 37, п.п. «з» п. 6 ст. 38, п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». А именно указания в подписных листах неполной информации о месте работы кандидата, поскольку указано лишь что он является главой СП «Иволгинское», хотя в заявлении о согласии на выдвижения в качестве кандидата указал местом работы Администрацию МО СП «Иволгинское». Кроме того, в сведениях об избирателях неверно указано название населенных пунктов: вместо <адрес> указано <адрес> либо <адрес>, при указании улиц <адрес> буква «Ё» заменена на букву «Е», при написании фамилий ФИО15, отчества ФИО16, также указана вместо буквы «Ё» буква «Е», нарушен срок начала сбора подписей, поскольку произведены до выполнения работ по изготовлению бланков типографией.
В судебное заседание Цыденов А.Б. не явился о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, рассмотрении дела в его отсутствие не просил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в присутствии его представителя.
Представитель Цыденова А.Б. по доверенности Хаптаева А.Б. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении, просил решение от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата на должность главы МО «Иволгинский район» Очиров В.Ц. признать незаконным, виду допущенных нарушений, кроме того считает, что сведения о лице, собирающем подписи, а именно Эрдынеевой С.Ф, также указаны неверно, поскольку в подписных листах отражено, что последняя зарегистрирована по <адрес>, а согласно справки отделения по вопросам миграции О МВД России по Иволгинскому району улица указана как <адрес>, считает это также существенным нарушением влекущим недействительность всех подписей, отобранных ею.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия в лице председателя Тереховой Т,И., действующей на основании прав по должности в судебном заседании пояснила, что избирательной комиссией уже принято решение, на момент подачи подписных листов сведения в заявлении соответствовали, уточнение было подано позднее, мнение по заявленным требованиям не высказала.
Представители региональной избирательной комиссии по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлялись надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в их отсутствии не просили, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заинтересованное лицо Очиров В.Ц. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, рассмотрении дела в его отсутствие не просил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в присутствии его представителя.
Представитель заинтересованного лица Очиров В.Ц. по доверенности Савицкая В.Е. в судебном заседании доводы заявителя просила оставить без удовлетворения, указывая на то, что в подписных листах в поддержку кандидата Очиров В.Ц. указаны сведения в соответствии с должностью, указанной в трудовой книжке Очиров В.Ц. имеется запись № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой Очиров В.Ц. «избран главой муниципального образования сельское поселение «Иволгинекое». Кроме того, данные сведения соответствуют заявлению о согласии на выдвижение. Очиров В.Ц. является согласно законодательства и устава главой муниципального образования, одновременно руководит администрацией, хотя данную должность может занимать и иное лицо назначаемое по контракту, по результатам конкурса. Считает, что законодательство Российской Федерации не содержит конкретного понятия «место работы», «место службы» и «должность», в некоторых статьях ТК РФ данные понятия употребляются как синонимы. В связи с чем считает, что указания местом работы администрацию СП «Иволгинское» было бы неполным, уточнение сведений о кандидате было направлено в избирательную комиссию в связи с направлением последней письма, с указанием об отсутствии места работы, хотя таковое там присутствовало, во избежание судебных тяжб.
В части недостоверных сведений избирателей считает их не обоснованными, поскольку на подписном листе N 38 ранее были уже признаны избирательной комиссией недействительными.
Все подписи (кроме подписи 3 Соктоева А.А. в подписном листе 49) в подписных листах кандидата Очиров В.Ц. указаны в точном соответствии с паспортом, что совпадает с правовой позицией Конституционного Суда РФ, исходя из буквального смысла подпункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерацию, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Написание улус или село либо наименование улицы через букву «Е» вместо буквы «Ё» не препятствует однозначному восприятию этих сведений. Других таких же населенных пунктов, с улицами с «<адрес> не существует. В части начала сбора подписей до оплаты и изготовления подписных листов типографией доводы считает также необоснованными, поскольку оплата в банке прошла ДД.ММ.ГГГГ, о чем было выдано платежное поручение, которое было представлено в <данные изъяты> подписан акт выполненных работ ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неполадками системы в <данные изъяты> платеж ДД.ММ.ГГГГ не прошел, вместо него сформирован платеж ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оплата фактически прошла ДД.ММ.ГГГГ, данное платежное поручение и было представлено в избирательную комиссию.
Помощник прокурора Цыбенова Д.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления Цыденова А.Б. отказать. Решение избирательной комиссии МО «<адрес>» Республики Бурятия от 28.07.2016г. о регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «<адрес>» Очиров В.Ц. оставить без изменения. Поскольку, глава МО СП «Иволгинское» является высшим выборным должностным лицом местного самоуправления, замещает выборную муниципальную должность, при этом является единоличным органом, одновременно являясь главой местной администрации, председателем Совета депутатов. В силу особого статуса, не состоит в трудовых отношениях ни с местной администрацией, ни с представительным органом МСУ, в связи с чем отсутствие указания в качестве места работы кандидата, при наличии указания его должности не может расцениваться как нарушение оформление подписных листов, поскольку, при указании места работы – администрации района, информация была бы неполной, что ущемляло бы права граждан и не соответствовало действительности. Довод о неверных указаниях букв «Е» и «Ё» в наименовании населенных пунктов, названиях улиц, именах, отчествах и фамилиях не обоснован, поскольку согласно исследованной информации органов регистрационного учета граждан искажение данных не выявлено, кроме 1 факта, данных Соктоева, который признается представителем заинтересованного лица Очиров В.Ц. Установление недействительности одной подписи не влечет последствия, предусмотренных п. 24 ст. 38 ФЗ-67 «Об основных гарантиях…». По доводу об изготовлении подписных листов не за счет средств избирательного фонда довод несостоятелен, поскольку исследованы в судебном заседании заверенные копии договора, счета фактуры, акта свидетельствуют об обратном. Считает, что форма подписных листов полностью соответствует требованиям, изложенные в административно-исковом заявлении доводы несостоятельны.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:
В соответствии с п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 67-ФЗ (далее 67-ФЗ) недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случаях:
если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Так, согласно п. 8 ст. 37 № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ следует, что федеральный законодатель предписывает кандидату на должность главы муниципального образования указывать место работы, занимаемую должность или род занятий кандидата.
Согласно трудовой книжке Очиров В.Ц. имеется запись № от ДД.ММ.ГГГГ «избран главой муниципального образования сельское поселение «Иволгинское», что соответствует распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ администрации М СП «Ивогинское» <адрес> РБ, на основании Постановления Избирательной комиссии МО «<адрес>» РБ № от ДД.ММ.ГГГГ о признании в том числе избранным главой муниципального образования сельское поселение «Иволгинское» - Очиров В.Ц..
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования «<адрес>» в порядке самовыдвижения о месте работы, занимаемой должности указал: глава муниципального образования сельское поселение «Иволгинское».
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением муниципального образования и образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 36 вышеназванного закона установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из пунктов 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В статье 23 Устава муниципального образования сельское поселение «Иволгинское», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Министерства юстиции РФ по РБ указано, что глава поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения подконтролен и подотчетен населению. Глава сельского поселения возглавляет администрацию поселения, в том числе формирует администрацию поселения и руководит ее деятельностью, а также исполняет полномочия председателя Совета депутатов населения.
Администрация поселения является юридическим лицом и осуществляет исполнительно-распорядительные функции (ст. 26 Устава).
В структуру Администрации МО СП входит: Глава поселения, возглавляющий Администрацию поселения, аппарат Администрации поселения. То есть сам глава поселения непосредственно в аппарат администрации не входит (ст. 27 устава)
Как следует из анализа вышеприведенных норм законодательства, глава муниципального образования является как высшим должностным лицом муниципального образования, имеющим собственные полномочия по решению вопросов местного значения, так и осуществляет руководство исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - местной администрацией, также имеющей свои полномочия но решению вопросов местного значения, не является непосредственным работником администрации, которая осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение его деятельности, соответственно исчерпывающим образом отразил все необходимые сведения о своей деятельности.
Таким образом, форма представленных подписных листов соответствует приложению № Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, оснований для признания подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Очиров В.Ц. по основанию, указания не в полном объеме сведений о месте работы, не имеется. Изменение сведений от ДД.ММ.ГГГГ с указанием внесения дополнений в графу «основанное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий»: администрация муниципального образования сельское поселение «Иволгинское» является лишь уточнением и не меняет смысла и объема занимаемой должности с определенными полномочиями и обязанностями, указанной в подписных листах, а также соответствует заявлению кандидата о согласии баллотироваться на выборы, на основании наличия сведений в котором выдвинуты требования заявителем об оспаривании решения избирательной комиссии.
Доводы представителя заявителя Цыденова А.Б. по доверенности Хаптаева А.Р. о том, что указание в согласии в качестве места работы администрацию МО СП «Иволгинское» является нарушением п. «в.1» п. 24 ст. 38 ФЗ не являлось предметом административно-искового заявления, не заявлялось в качестве дополнительного требования в установленном порядке. Кроме того, не соответствует действительности, поскольку в самом заявлении о согласии баллотироваться на выборы таковые сведения отсутствовали. Кроме того, понятие и полномочия главы МО СП «Иволгинское» гораздо шире чем администрация МО СП «Иволгинское» и включает в себя одно из мест работы – администрацию МО СП «Иволгинское».
Доводы заявителя и его представителя об указании в подписных листах сведений о фамилии, отчествах, наименованиях улиц без указания буквы «Ё», влекущем признание данных подписей недействительными, суд считает также необоснованным.
В соответствии с Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 128/986-6, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, давая в подразделе 3.2 "Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными" разъяснения, указала, согласно пп. 5 ст. 2 Федерального закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений.
Вместе с тем, при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официального ответа уполномоченного органа.
Согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об. основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума не действительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в том числе в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, определении от 22.11.2012г. №-О, определении от 03.07.2014г. №-О, во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав…», исходя из буквального смысла подпункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерацию», адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства и должен соотноситься со сведениями органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно Правил орфографии и пунктуации, утвержденных Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г., написание букв "е" и "ё" приравнивается. Написание буквы "е" вместо "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют, что также отражено в письме от ДД.ММ.ГГГГ N ИР-829/08 Минобрнауки России о правописании букв «Е» и «Ё» в официальных документах.
Сверив подлинные подписные листы, с представленными паспортами избирателей, сведениями представленными отделением по вопросам миграции О МВД России по <адрес> РБ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения избирательной комиссии незаконным, поскольку согласно представленных документов, удостоверяющих личность Фамилия и отчества указаны в них без проставления буквы «Ё», а именно ФИО17 <адрес> указаны через написание буквы «Е», а не «Ё», согласно штампу о регистрации по месту жительства указан населенный пункт <адрес> и <адрес>, что совпадает со сведениями отделения по вопросам миграции О МВД России по Иволгинскому району РБ. В Иволгинском районе отсутствуют дополнительные населенные пункты с аналогичными названиями, а также повторяющиеся улицы, в связи с чем не препятствуют однозначному восприятию этих сведений, что свидетельствует об отсутствии нарушения избирательного законодательства о форме подписного листа и требований к отражаемым в нем сведений.
Выявленное расхождение в указании сведений об избирателе в подписи № Соктоева А.А. , в подписном листе 49, о месте регистрации в населенном пункте <адрес>, не смотря на отметку в паспорте о месте регистрации у. <адрес>, не влечет недействительность решения избирательной комиссии. Поскольку помимо данной подписи представлено достаточно действительных подписей в поддержку кандидата 171-3-1 = 168.
Протоколом об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, где в членах комиссии с правом совещательного голоса также присутствовал представитель заявителя Цыденова А.Б. по доверенности Хаптаева А.Р., в подписном листе N 38 были признаны избирательной комиссией недействительными все три подписи, что не оспаривается сторонами, в связи с чем не подлежит дополнительной оценке.
Доводы о том, что на основании представления прокурора у другого кандидата несоответствие указанных сведений повлекло признание недействительными подписей, в связи с чем должно расцениваться как основание для признания недействительными заявленных подписей у избирателей, выразивших свою поддержку кандидату Очиров В.Ц. несостоятельны, кроме того, согласно представленной копии представления речь шла об отсутствии указания в подписных листах населенного пункта при фактическом его наличии, чего в подписных листах в поддержку кандидата Очиров В.Ц. не установлено.
Требование о признании недействительными всех подписей, собранных сборщиком подписей Эрдынеевой С.Ф, в связи с отражением в подписных листах сведений о регистрации последней по <адрес> а не <адрес>, как указано в справке отделения по вопросам миграции О МВД России по <адрес> выходят за рамки заявленных требований, кроме того, проверялись избирательной комиссией и были признаны действительными, кроме того, исходя из вышеуказанной позиции указание в данном случае названия улицы «<адрес>» в подписном листе как «<адрес>» не препятствуют однозначному восприятию этих сведений, что свидетельствует об отсутствии нарушения избирательного законодательства о форме подписного листа и требований к отражаемым в нем сведений.
Доводы заявителя о нарушении кандидатом сроков начала сборов подписей, суд также считает необоснованным.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 37 ФЗ-67 подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Причем со дня оплаты изготовления подписных листов именно на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Таким образом, поскольку Очиров В.Ц. выдвигается в кандидаты на выборы в органы местного самоуправления, требование о возможности начала сбора подписей только после оплаты подписных листов не применимо, кроме того, данным кандидатом сбор подписей начат после оплаты ДД.ММ.ГГГГ услуг <данные изъяты> по изготовлению подписных листов, что подтверждается платежным поручением 670770 от ДД.ММ.ГГГГ, актом приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о признании решения избирательной комиссии незаконным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 213,215 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Цыденова А.Б. в лице представителя по доверенности Хаптаева А.Р. к избирательной комиссии МО «Иволгинский район» Республики Бурятия о признании решения избирательной комиссии МО «<адрес>» от 28.07.2016г. «о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Иволгинский район» Очиров В.Ц.» незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней с даты составления мотивированного решения.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: П/П М.Н. Фалилеева
<данные изъяты>
<данные изъяты>