Дело № 2а-2/14/2020
43RS0025-02-2019-000262-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Нема Кировской области 24 декабря 2019 года
Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Василькова Д.С.,
при секретаре Гавриловой Р.Л.,
с участием помощника прокурора Немского района Кировской области Шкодырева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Немского района Кировской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО2, о прекращении права управления транспортными средствами и признании недействующим водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Немского района Кировской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к ФИО2 о прекращении права на управление транспортными средствами и признании недействующим водительского удостоверения, обосновывая исковые требования тем, что в результате проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес> установлен факт управления транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами всех категорий.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.23 указанного Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Статьей 28 Закона установлены основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, к которым относится «ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением».
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Beне 08.11.1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совет СССР от 29 апреля 1974 г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, наряду с остальными мерами медицинского обеспечения безопасности дорожного движении, устанавливается Правительством Российской федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» регламентирован перечень заболеваний, которые являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами.
Установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, имеет действующее водительское удостоверение № <адрес>, категории «В, С», выданное ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со справкой врача психиатра-нарколога ФИО2 обращался на прием ДД.ММ.ГГГГ, ему поставлен диагноз: <данные изъяты>. Данное заболевание согласно п. 7 Перечня является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Управление транспортным средством - источником повышением
опасности лицом, имеющим медицинские противопоказания осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни, здоровья неопределенного круга лиц, их правам и законным интересам.
На основании изложенного, просит прекратить право на управление транспортными средствами ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, водительское удостоверение № <адрес> категории «В, С», выданное ДД.ММ.ГГГГ, признать недействующим.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании с требованиями административного иска прокурора согласился, пояснив, что ему поставлен диагноз: «синдром зависимости от других стимуляторов», в настоящее время он транспортными средствами не управляет, водительское удостоверение он не сдавал.
Представитель заинтересованного лица - отделения ГИБДД МО МВД России «Кильмезский» в судебное заседание не явился, в заявлении представитель заинтересованного лица ФИО5 указала на согласие с заявленными требованиями административного иска прокурора, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995, безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, «Механическое транспортное средство» - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Согласно ст.23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
На основании ст.27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением.
Статьей 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусмотрено ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Согласно части 1, части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 года N 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности согласно которому, противопоказанием к управлению транспортными средствами являются алкоголизм и наркомания.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. В соответствии с пунктом 7 раздела I, к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения: психотические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Из материалов дела следует, что ФИО2 имеет водительское удостоверение № <адрес> категории «В, С», выданное ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке КОГБУЗ «Немская ЦРБ» (л.д. 4), сведениям, имеющимся в медицинской карте амбулаторного больного, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ обратился на прием к врачу психиатру наркологу в соответствии с приговором Октябрьского районного суда <адрес> для прохождения курса лечения от наркомании. По результатам обследования установлен диагноз: синдром зависимости от других стимуляторов, F 15.2 по МКБ-10.
Наличие психического расстройства и факт нахождения на диспансерном учете с указанным диагнозом административный ответчик не оспаривал. Указанное обстоятельство, помимо справки врача психиатра-нарколога подтверждается заключением комиссии экспертов по результатам амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому у ФИО2 обнаруживаются признаки психического расстройства в форме синдрома зависимости от других стимуляторов, начальной стадии (наркомания), а также приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 осужден по ч.2 ст.228 УК РФ.
Учитывая, что наличие у административного ответчика психического расстройства, включенного в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, достоверно подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому с учетом удовлетворения исковых требований с ФИО2 согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования «Немский муниципальный район Кировской области».
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № <░░░░░> ░░░░░░░░░ «░,░», ░░░░░░░░ ░░░2 ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░