Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Подольск
Подольский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Гавриловой М.В.,
При секретаре судебного заседания Катанаевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МВА к Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда, причиненного последствиями Чернобыльской катастрофы, компенсации морального вреда, судебных расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Истец Маханьков В.А. обратился в суд с иском к ответчику Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области, и с учетом уточненного искового заявления (л.д.№) просит взыскать задолженность, образовавшуюся за период с 1997 года по 2014 года в результате невыплаты ответчиком: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 467 789 рублей 45 копеек, ежегодной компенсации на оздоровление в размере 46 725 рублей 31 копейка, а всего 514 514 рублей 76 копеек, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, взыскании судебных расходов по оплате услуг адвоката в размере 50 000 рублей.
Свои требования истец мотивирует тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим в ДД.ММ.ГГГГ участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получал ежемесячные и ежегодные выплаты (компенсации) в возмещение вреда здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы в установленном законом размере, с учетом индексации по вине Подольского городского управления социальной защиты населения Московской области. С ДД.ММ.ГГГГ государство признавало правовой статус истца участка ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на основании выданного ему в ДД.ММ.ГГГГ удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ взамен указанных удостоверений было выдано новое удостоверение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу ответчиком не выплачивались не выплачивались ежегодная компенсация на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Маханькову В.А. не выплачивалась также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, которая положена к выплате в силу ч.1 п.3 ст.15 ФЗ - 1244 - 1. Таким образом, всего ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 467 789 рублей 45 копеек, а также ежегодная материальная помощь на оздоровление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 46 725 рублей 31 рубль. В результате незаконного бездействия ответчика причинен вред, поскольку ответчик не выплачивал гарантированные законом компенсации.
Истец - Маханьков В.А. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик - представитель Министерства социальной защиты населения Московской области Подольское городское управление социальной защиты по доверенности АСА в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования не признала, просила отказать, представила в суд отзыв на исковое заявление (л.д.№), указав, что впервые истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на получение социальной карты, как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в ДД.ММ.ГГГГ. Раннее, именно ДД.ММ.ГГГГ году Маханьков обращался в Комитет социальной защиты населения Московской области с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС нового образца. ДД.ММ.ГГГГ Маханьков обратился в Управление социальной защиты с заявлением, в котором просил дать ему разъяснение о положенных ему, как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в ДД.ММ.ГГГГ мерах социальной поддержки со ссылкой на законодательные акты. В ответчике Подольского городского управления от ДД.ММ.ГГГГ истцу было разъяснено, на какие меры социальной поддержки он имеет право и порядок их предоставления. Однако за назначением ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплаты на оздоровление истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ года, данные выплаты назначены истцу с ДД.ММ.ГГГГ года. Назначение вышеуказанных мер социальной поддержки осуществляется только после подачи гражданином заявления, следовательно, задолженность по вышеуказанным выплатам отсутствует. Кроме того, Министерство социальной защиты населения Московской области постановлено в налоговых органах с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее полномочия по предоставлению мер социальной поддержки были возложены на Комитет социальной защиты населения Администрации города Подольска Московской области. В настоящий период времени задолженности по платежам Подольское городское управление социальной защиты населения не имеет, так как оно не является правопреемником Комитета социальной защиты населения Администрации города Подольска Московской области. В Комитет социальной защиты населения Администрации города Подольска Московской области истец за назначением мер социальной поддержки не обращался, личного дела в архиве на имя Маханькова В.А., не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обращался за следующими мерами социальной защиты: 1) ДД.ММ.ГГГГ - заявление на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; 2) ДД.ММ.ГГГГ - заявление на получение социальной карты; 3) ДД.ММ.ГГГГ - заявление на ежемесячные доплаты к пенсии; 4) ДД.ММ.ГГГГ - заявка на ежемесячную материальную помощь гражданам, подвергшимся радиации; 5) ДД.ММ.ГГГГ - заявка на получение компенсаций по ЖКХ; 6) ДД.ММ.ГГГГ - потребность в денежной компенсации на дополнительный отпуск; 7) ДД.ММ.ГГГГ - потребность в денежной компенсации на дополнительный отпуск; 8) ДД.ММ.ГГГГ - потребность в денежной компенсации на продовольственные товары; 9) ДД.ММ.ГГГГ - потребность в денежной компенсации на оздоровление. ДД.ММ.ГГГГ истец награжден медалью «В память о ликвидации катастрофы на ЧАЭС ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании и установлено, что Маханьков В.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ, о чем в материалы дела представлено удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№
Кроме того, в материалы дела представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная Государственным предприятием «Чернобыльский архив», из которой следует, что Маханьков В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, действительно принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (командировочное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ года) в составе Управления строительства №605. Выполнял работы в пределах 30 - ти км зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) в условиях устойчивого изменения условий труда. На ЛПА - ЧАЭС Маханьков В.А. направлялся Первым строительно - монтажным трестом (1 - СМТ) Министерства среднего машиностроения СССР ( с ДД.ММ.ГГГГ Минатомэнергопром СССР, ныне - Минатом России) для выполнения служебных обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Минатомом России МВА В.А. был выдан дубликат удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ серии А № от ДД.ММ.ГГГГ взамен удостоверения серии №. Основание: Фонд №19, Отраслевой Регистр ликвидатор, раздел: «1 - СТМ» (дело 1 - СТМ, стр.84) (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление на имя председателя Комитета социальной защиты населения Московской области с просьбой выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС нового образца (л.д.№
В материалы дела представлен ответ из Подольского городского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № исх. на заявление Маханькова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором истцу разъясняется право на имеющие и положенные ему выплаты, предусмотренные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации» (л.д.№
Кроме того, Министерство социальной защиты населения Московской области поставлено на учет в налоговых органах с ДД.ММ.ГГГГ, о чем в материалы дела представлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (л.д.№).. Ранее полномочия по предоставлению мер социальной поддержки были возложены на Комитет социальной защиты населения Администрации города Подольска Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ Маханьков В.А. обратился в Подольское городское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о назначении ему выплаты единовременной материальной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ год Маханьковым В.А. подана заявка на получение компенсаций по ЖКХ (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о назначении денежной компенсации на дополнительный отпуск (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о назначении оплаты дополнительного отпуска (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ истец награжден медалью «В память о ликвидации катастрофы на ЧАЭС ДД.ММ.ГГГГ» (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление ответчику о выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственные товаров (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о выплате ему материальной помощи на оздоровление с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№
Также в материалы дела представлена справка в отношении Маханькова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о полученных им в период с № по настоящее время выплатах (л.д.№
Для указанной категории граждан п. 3 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантировано получение ежемесячной выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Между тем, для получения в спорный период денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в силу п. 2 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907, истцу необходимо было обратиться в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым до 2002 года являлся Комитет социальной защиты населения Московской области, а с ДД.ММ.ГГГГ Подольское городское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, которые и должны были производить выплату. А поскольку истец в указанные органы с заявлением не обращался, то оснований для взыскания задолженности с ответчика, у суда не имеется.
В силу статьи 5 вышеуказанного Закона меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходными обязательствами признается обусловленная законом или иным правовым актом, договором или соглашением обязанность публично-правового образования (в данном случае - Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6); правовой формой федерального бюджета является федеральный закон о федеральном бюджете (статья 11); для исполнения расходных обязательств Российской Федерации предназначены федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; использование иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается (статья 13); увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете (статья 83).
Постановлением Правительства РФ 31 декабря 2004 года за N 907 были утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которыми для получения компенсации на приобретение продовольственных товаров, гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ заявление с приложением необходимых документов, уполномоченный орган составляет списки граждан, которые подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.
Абзац второй пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, предусматривающий финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки в пределах предусмотренных на эти цели бюджетных средств, основан на приведенных нормах Бюджетного кодекса РФ. Указанное Постановление вступило в силу с 1 января 2005 года (п. 7 Постановления).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил (п. 2 Правил).
Пункт 6 указанных Правил содержит специальную норму, согласно которой финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Из смысла приведенной нормы следует, что в указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки работникам федеральных государственных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, для получения в спорный период денежной компенсации, Маханьков В.А. должен был обратиться в орган в сфере социальной защиты населения, каковым до 2002 года являлся Комитет социальной защиты населения Московской области, а впоследствии - Подольское городское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области. Но поскольку истец в указанные органы не обращался, суд оснований для удовлетворения требований Маханькова В.А. не находит.
В силу указаний Минсоцзащиты РФ от 11 декабря 1992 г. N 1-107-У "О порядке выплаты денежных компенсаций" заявление в органы социальной защиты необходимо писать неработающим пенсионерам и неработающим гражданам, поскольку в указанном документе таких данных не содержится.
Ссылка истца на Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326 которым предусмотрено, что индексация и возврат недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций производятся органами, осуществляющими указанные выплаты, на основании сведений, содержащихся в делах о выплате ежемесячных денежных компенсаций без подачи гражданами заявлений, также необоснованна.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.
Указанные Правила определяют порядок индексации и возврата недополученных сумм уже выплачиваемых гражданам, а не назначаемых вновь, в связи, с чем доводы истца суд находит несостоятельными и основанными не на законе.
Поскольку судом не установлена вина ответчика в несвоевременном начислении истцу выплат, отказывая истцу во взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, суд руководствуется ст. 151, 1100 ГК РФ, в соответствии с которой, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, суд не находит оснований для взыскании компенсации морального вреда..
Оставляя требования Маханькова В.А. о взыскании судебных расходов на оплату услуг адвоката в размере 50 000 рублей без удовлетворения, суд руководствуется ст.94, 98 ГПК РФ, в соответствии с которыми, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку истцу отказано в заявленных исковых требованиях, то требование о взыскании судебных расходов также подлежит оставлению без удовлетворения.
Изучив представленные доказательства, оценив их в совокупности, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МВА к Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда, причиненного последствиями Чернобыльской катастрофы, компенсации морального вреда, судебных расходов по оплате государственной пошлины - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Гаврилова
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Подольск
Подольский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Гавриловой М.В.,
При секретаре судебного заседания Катанаевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МВА к Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда, причиненного последствиями Чернобыльской катастрофы, компенсации морального вреда, судебных расходов по оплате государственной пошлины,
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МВА к Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда, причиненного последствиями Чернобыльской катастрофы, компенсации морального вреда, судебных расходов по оплате государственной пошлины - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Гаврилова