Решение по делу № 2-1486/2015 от 24.02.2015

Дело 2-1486/2015

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области 04 марта 2015 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Щербинской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора Московской области, действующего
в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ,
к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия и обязании организовать проведение государственной экологической экспертизы проектной документации,

Установил:

Балашихинский городской прокурор Московской области (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия и обязании организовать проведение государственной экологической экспертизы проектной документации.

В обоснование иска указано, что Балашихинской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства об экологической экспертизе в отношении <данные изъяты>
В ходе данной проверки установлено, что по поручению Правительства Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации
в микрорайоне <данные изъяты>» <адрес> осуществлялось строительство жилья для военнослужащих. С целью решения вопроса канализования строящегося микрорайона, и на основе анализа существующей схемы и состояния объектов и сетей канализования <адрес>
и <адрес> под размещение очистных сооружений был выделен земельный участок севернее квартала Акатово
мкр. Салтыковка <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> произведено строительство комплекса очистных сооружений (1-я линия) бытовых сточных вод, производительностью <данные изъяты>. м3/сут. для канализирования застройки мкр. г.о. Балашиха Московской области
на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес>

В ходе проверки установлено, что согласно положительному заключению государственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ, разрешению на проведение строительных работ, выданного <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено строительство комплекса очистных сооружений (1-я линия) бытовых сточных вод, производительностью <данные изъяты> м3/сут. для канализирования застройки
мкр. г.о. Балашиха Московской области.

Проектом предусмотрено строительство двух идентичных линий канализационных очистных сооружений(КОС и производительностью каждой <данные изъяты>/сут., предназначенные для приема сточных вод от г. Балашиха Московской области со среднечасовым расходом <данные изъяты> м/час, с максимальным часовым расходом <данные изъяты> м/час.

Канализационные стоки поступают по существующему самотечному канализационному <данные изъяты> коллектору <данные изъяты> мм и напорным коллекторам <данные изъяты> мм (из стальных и полиэтиленовых труб) с последующим подключением через камеру гашения напора в <данные изъяты> коллектор
и дальнейшим отводом на <данные изъяты> очистные сооружения.

Построенные очистные сооружения КОС состоят из административно – производственного здания и примыкающих к нему двух блоков технологических емкостей производительностью каждого <данные изъяты> м3/сут. Каждый блок состоит из двух песколовок, откуда стоки самотечно поступают
в четыре первичных отстойника, и далее в аэротенки с зонами денитрификаций и нитрификаций. В зоне нитрификации предусмотрена система аэрации
с тарельчатыми аэраторами, в зоне денитрификации установлены погружные мешалки для поддержки иловой смеси во взвешенном состоянии. В сборный лоток аэротенков предусматривается подача коагулянта <данные изъяты>, раствор которого готовится в помещении реагентного хозяйства очистных сооружений включающего растворные емкости и расходные баки, химические насосы
и насосы – дозаторы.

После аэротенков стоки поступают самотечно во вторичные отстойники
с тонкослойными модулями и далее в аэробный биореактор доочистки, после чего проходят микрофильтрацию на дисковых фильтрах <данные изъяты>
и подаются в контактные резервуары, где происходит обеззараживание сточных вод привозным раствором гипохлорита натрия или средством <данные изъяты> После очистки сточная вода самотечно поступает по трубопроводам <данные изъяты> мм
из труб <данные изъяты> через рассеивающий выпуск в р. Пехорку.

Качество поступающих и очищенных вод согласно проекту составляет:

Параметры, мг/л

До очистных

сооружений (макс.)

После очистных

сооружений

ПДК

(Рыбохозяйственных водоемов)

БПКполн

280

3

3

Взвешенные вещества

250

До 5

До 5

Азот аммонийный

25,5

0, 39

0, 39

Азот нитритов

н.д.

0, 02

0, 02

Азот нитратов

н.д.

9, 1

9, 1

Фосфаты

4, 2

0, 2

0, 2

ПАВ

8, 6

0, 1

0, 5

Хлориды

64,7

300

300

Термотолератные колиформные бактерии в 100 мл, КОЕ, не более

106

100

100

Общие

колиформные бактерии в 100 мл, КОЕ, не более

106

500

500

Хозяйственно - бытовые стоки, поступающие на очистные сооружения
и сбрасываемые в водный объект после прохождения системы очистки являются отходами и входят в перечень Федерального классификационного каталога отходов (утв. приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), как – отходы (осадки) из выгребных ям, и хозяйственно – бытовые стоки (<данные изъяты>).

При эксплуатации очистных сооружений предполагается изменение физических и химических свойств отходы: хозяйственно – бытовые стоки посредством снижения уровня опасности отхода до допустимого значения.

Вопреки требованиям закона <данные изъяты> нарушило требования законодательства в области экологической экспертизы, выразившееся
в неполучении положительного заключения государственной экологической экспертизы при реализации проекта строительства комплекса очистных сооружений по адресу: <адрес>, микрорайон «Салтыковка» севернее квартала Акатово.

В связи с выявленными нарушениями Постановлением департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО
от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> признано виновным
в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8, 4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

В соответствии с представлением от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» обязано принять меры по устранению выявленного нарушения, организовать проведение государственной экологической экспертизы на проектную документацию строительства очистных сооружений хозяйственно – бытовых сточных вод по адресу: <адрес>,
<адрес>, как объекта обезвреживания отходов I-V класса опасности в течение месяца со дня получения представления.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ , представление
от ДД.ММ.ГГГГ получено представителем по доверенности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью представителя о получении вышеуказанных документов.

Вместе с тем, <данные изъяты> не проведена государственная экологическая экспертиза на проектную документацию строительства очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод по адресу: <адрес>, как объекта обезвреживания отходов I-V класса, не получено заключение государственной экологической экспертизы.

По мнению прокурора, указанный спор не носит экономический характер, так как связан с нарушением <данные изъяты> законодательства об охране окружающей среды.

На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие <данные изъяты> выразившееся в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации строительства очистных сооружений хозяйственно – бытовых сточных вод
по адресу: <адрес>; обязать <данные изъяты> организовать проведение государственной экологической экспертизы на проектную документацию строительства очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод по адресу: <адрес>,
<адрес>, как объекта обезвреживания отходов I-V класса опасности в течении двух месяцев с момента вступления решения суда
в законную силу (л.д. 2-8).

Определением Балашихинского городского суда Московской области
от ДД.ММ.ГГГГ производство по названному иску было прекращено, истцу разъяснено его право обратиться с исковым заявлением в Арбитражный суд Московской области (л.д. 38-40).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Балашихинского городского суда Московской области отменено от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Вопрос разрешен по существу: в удовлетворении ходатайства представителя <данные изъяты> о прекращении производства по делу отказано. Дело возвращено в тот же суд для рассмотрения (л.д. 62-64).

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования, просил суд иск удовлетворить в полном объеме. Давал объяснения, сходные по смыслу и содержанию с доводами, изложенными в исковом заявлении. Полагал <данные изъяты> надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Представители ответчика – <данные изъяты> действующие
по доверенности (л.д. 142; 143), Бабченкова М.А. и Пономаренко Ю.А., каждая возражали против заявленных исковых требований. Представили письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 144 - 146). Бабченкова М.А. дала объяснения, сходные по смыслу и содержанию с доводами, изложенными в письменном отзыве. Также полагали, что <данные изъяты> не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Третьи лица – Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> (далее – департамент Росприроднадзора) и Администрация г.о. <адрес> (далее – Администрация), надлежащим образом извещенные, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки
не сообщили. Мнения относительно заявленных исковых требований суду
не представили.

С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, которые не явились в судебное заседание.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью
или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия
и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего
и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Регулирует отношения
в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Статьей 32 указанного Федерального закона предусмотрено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое
или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо
от организационно - правовых форм собственности юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей.

Как установлено ст. 33 назанного выше Федерального закона, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, определены ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Как установлено данной нормой закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое
или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию
и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов
при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная
и уголовная ответственность в соответствии с законодательством, как это определено в ст. 75 названного выше Федерального закона.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления
на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов
в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ст. 1 названного выше Федерального закона,
под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под обезвреживанием отходов понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание
и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со ст. 11 этого же Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. 28 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, неисполнение
или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации
в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет
за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско -правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации
в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации,
что предусмотрено ст. 29 этого же Федерального закона.

Отношения в области экологической экспертизы регулирует Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ).

Под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи
с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды,
в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности
на окружающую среду, как это установлено ст. 1 указанного выше Федерального закона.

К числу принципов экологической экспертизы отнесены, в том числе, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы, что предусмотрено ст. 3 названного выше Федерального закона.

Согласно ст. 4 ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ, в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

В силу ст. 10 этого же Федерального закона, государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня определены в ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ, согласно п. 7.2. которой объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением
и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

Согласно положениям ст. 18 названного выше Федерального закона, заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов
и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами
и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти
в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в ст. 11 и 12 данного Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Согласно ст. 30 ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ, нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе,
и заинтересованными лицами являются: непредставление документации
на экологическую экспертизу; реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 32 указанного Федерального закона, лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в ст. 30, если эти нарушения
не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются
к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

За нарушение законодательства об экологической экспертизе административная ответственность предусмотрена ст. 8.4 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 34 указанного выше Федерального закона установлено,
что граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Частью 2 этой же статью предусмотрено, что моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРСК РФ), проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных
для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе,
за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2, 3 и 3.1 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы
или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик
по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей
в отношении проектной документации объектов капитального строительства
и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации
и определения основных положений проведения оценки воздействия
на окружающую среду в Российской Федерации приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Согласно п. 1.1. указанного положения, заказчиком является юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми
к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 утверждено Положение «О Министерстве природных ресурсов
и экологии Российской Федерации». Согласно названного Положения, Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий
и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке
и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), которое, в том числе, осуществляет координацию
и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору
в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

Согласно названного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору
в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами
(за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Находится в ведении Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации.

Росприроднадзор осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, по контролю за выполнением уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области водных отношений, охраны
и использования объектов животного мира, не отнесенным к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, проведения государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также
о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, а также за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им указанных полномочий Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета,
в пределах своей компетенции (п. 5.2.4 Положения), организует и проводит
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня (п. 5.5.12 Положения).

Приказом Минприроды России от 06 мая 2014 года № 204 (зарегистрирован в Минюсте России 07 октября 2014 года № 34257) утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги
по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Пунктом 2 данного регламента установлено, что заявителями
при предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы являются физические, юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением
о предоставлении государственной услуги. Указанная государственная услуга предоставляется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора, что установлено в п. 9 Регламента.

Как предусмотрено п. 10 указанного выше Регламента, результатом предоставления государственной услуги является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

По смыслу положений названного Регламента, в целях оказания указанной государственной услуги заявитель обязан предоставить в Росприроднадзор соответствующее заявление, и перечень установленных документов, необходимых для производства государственной экологической экспертизы.

П. 21 Регламента определяет исчерпывающий перечень оснований
для отказа в предоставлении государственной услуги. Согласно данного пункта, в предоставлении указанной государственной услуги может быть отказано тогда, когда документация не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 190 (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2012 года № 26191)
утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по исполнению государственной функции
по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также
о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий».

Согласно п. 5 указанного выше Регламента, Должностные лица Росприроднадзора (территориальных органов Росприроднадзора)
при исполнении государственной функции имеют право посещать в целях проведения мероприятия по контролю объекты (территории и помещения) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области государственной экологической экспертизы, знакомиться с документами и иными необходимыми для исполнения государственной функции материалами; направлять в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области государственной экологической экспертизы, обязательные к исполнению предписания
об устранении выявленных в ходе мероприятий по контролю нарушений законодательства и привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий
в области государственной экологической экспертизы, допустивших нарушение законодательства.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
.

    Согласно материалам дела:

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» и Администрация г.о. Балашиха Московской области (далее - Администрация) заключили муниципальный контракт . По условиям контакта, ответчик обязался выполнить подготовку исходно – разрешительной документации, выполнение проектно – изыскательских работ по подготовке и согласованию проектной документации объектов инженерной инфраструктуры на территории
г.о. Балашиха, выполнение подготовительных, строительно – монтажных
и пусконаладочных работ в полном объеме, и в соответствии с документацией объектов (л.д. 84-91). Администрация и <данные изъяты> также заключали дополнительные соглашения к названному выше контракту, согласно которым, в том числе, изменились сроки окончания работ, порядок и размеры финансирования строительства (л.д. 92-111).

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и Администрация заключили инвестиционный контракт по строительству комплекса очистных сооружений по строительному адресу: <адрес>. Согласно п. 1.2. контракта, инвестиционным объектом является оборудованный комплекс канализационных очистных сооружений общей производительностью <данные изъяты> м3/сут., по адресу: <адрес>. В п. 1.5. строительной площадкой/земельным участком указан земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, категория земель – земли населенных пунктов, по указному выше адрес, для проектирования, строительства
и размещения очистных сооружений бытовых сточных вод для канализования застройки мкр. . Как предусмотрено ст. 4 контракта, указанное строительство осуществляется в несколько этапов, строительством двух комплексов по <данные изъяты>/сут., общей производительностью <данные изъяты> м3/сут. Согласно данного контракта <данные изъяты> осуществляет проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию инвестиционного объекта (п. 2.2) (л.д. 14-18).

ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка <данные изъяты> принял в аренду у Администрации земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, категория земель – земли населенных пунктов,
<адрес>, для строительства и размещения очистных сооружений бытовых сточных вод для канализования застройки мкр. (л.д. 9-11).

Администрацией выдано разрешение на строительство очистных сооружений бытовых сточных вод в соответствии с утвержденным проектом планировки микрорайона № 30. Адрес объекта: <адрес> (л.д. 13; 135).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,
за совершение которого назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 20-28).

Назначенный штраф оплачен ответчиком, что подтверждено платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в отношении
<данные изъяты> вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Ответчик обязан принять меры по устранению выявленного правонарушения, а именно: организовать проведение государственной экологической экспертизы на проектную документацию строительства очистных сооружений хозяйственно – бытовых сточных вод по адресу: <адрес>, как объекта обезвреживания отходов I-V класса опасности (л.д. 29-30).

Согласно сообщения от ДД.ММ.ГГГГ департамента Росприроднадзора по <адрес>, представление
об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения рассмотрено генеральным директором <данные изъяты>, информация о принятых мерах представлена
в Росприроднадзор. Департаменту была поручена организация и проведение ГЭЭ проектной документации указанного объекта строительства <данные изъяты> Материалы проектной документации объекта были возвращены
<данные изъяты> по причине некомплектности (л.д. 75-76).

Представлены также обращения генерального директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ
в Роспотребнадзор (л.д. 77; 78; 112; 113; 114), согласно которого
он просит разъяснений по вопросу необходимости и порядку прохождения государственной экологической экспертизы проектной документации на объект строительства.

Указанные обращения рассматривались органами Росприроднадзора,
о чем в материалы дела представлены соответствующие сообщения. В том числе: письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента
о поручении на проведение государственной экологической экспертизы
(л.д. 79).

Письмо Департамента от ДД.ММ.ГГГГ – уведомление о возврате материалов без проведения государственной экологической экспертизы
по причине не укомплектованности документов (л.д. 80).

Сообщение Росприроднадзора в адрес <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого указано, что материалы обращения ответчика
не характеризуют канализационные сооружения Акатово в качестве объекта, связанного с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
В связи с чем дать однозначный ответ не представилось возможным. В целях подготовки ответа по существу необходимо представить информацию
о проектных решениях, касающихся обращения с отходами
(л.д. 114 – на оборотной стороне).

Как усматривается из сообщения в адрес ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о государственной экологической экспертизе, Росприроднадзор не располагает достоверной информацией о принадлежности проектной документации на строительство «Канализационных очистных сооружений «Акатово» к числу объектов государственной экологической экспертизы, указанных в ст. 11 закона (л.д. 115).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. руководителю Росприроднадзора направлена документация относительно объекта (л.д. 116).

Государственным автономным учреждением <данные изъяты> дано положительное заключение государственной экспертизы по объекту капитального строительства: строительство комплекса очистных сооружений
по адресу: <адрес>. Объектом государственной экспертизы является проектная документация, включая смету, и результаты инженерных изысканий (заключение утверждено ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 117-132).

Как усматривается из указанного заключения, к материалам, представленным на экспертизу, приложено положительное санитарно – эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора
по <адрес> в г.<адрес>, Реутов, Балашиха по выбору земельного участка под размещение очистных сооружений бытовых сточных вод (экспертное заключение ФФГУЗ «ЦГЭМО» в г.<адрес>, Реутов, Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ Раздел 3.8 заключения предусматривает мероприятия по охране окружающей среды. В данном разделе указано, что концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
не будут превышать нормативных значений. Проектируемый объект обеспечивает очистку хозяйстывенно – бытовых сточных вод до нормативных значений. Сброс очищенных сточных вод запроектирован в р. Пехорка,
и не приведет к ухудшению качества воды. После завершения строительно – монтажных работ предусмотрено восстановление плодородного слоя. Вырубка древесно – кустарниковой растительности будет осуществлена в соответствии
с разрешением на вырубку зеленых насаждений на территории г.о. Балашиха
от ДД.ММ.ГГГГ согласованным руководителем Администрации г.о. Балашиха. При функционировании очистных сооружений образование отходов будет связано с заменой ртутьсодержащих ламп, функционированием очистных сооружений (отходы с решеток, избыточный ил), с использованием реагентов (отходы упаковки), техническим обслуживание эксплуатируемых механизмов, хозяйственно – бытовой деятельностью персонала, уборкой территории. Образующееся отходы подлежат временному хранению
на территории с последующей передачей специализированным организациям
для обезвреживания и захоронения. Проектной документацией предусматривается первичная обработка (обезвоживание, уплотнение) отходов очистных сооружений. Передача илового осадка будет осуществляться <данные изъяты> (лицензия от ДД.ММ.ГГГГ
на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ). В данном заключении также приведена санитарно – эпидемиологическая характеристика объекта строительства, согласно которой указано, что в проекте проведена оценка
на окружающую среду и условия проживания населения. Фоновые концентрации вредных веществ, представленные по данным <данные изъяты> не превышают ПДК. Расчеты рассеивания показали,
что максимальные концентрации ЗВ от очистных сооружений, с учетом фоновых концентраций, в расчетных точках на границе жилой застройки
и предполагаемой СЗЗ не превысят ПДК для населенных мест в точках максимума, что соответствует требованиям СанПин 2.1.6.1032-01. Утилизация отходов предусмотрена специализированными организациями по согласованию с Роспотребнадзором. Аналитический контроль качества поступающих
и очищенных сточных вод выполняется по договору с лабораторией, собственной лаборатории нет.

Указанное заключение дано в порядке, установленным законом для дачи такого заключения, государственными экспертами названного экспертного учреждения, компетентного в данной области, в том числе, А.В. Мартыновым (государственный эксперт в области оценки соответствия экологическим требованиям, а также В.И. Протасовым (государственный эксперт в области оценки соответствия санитарно – эпидемиологическим требованиям, требованиям промышленной безопасности).

Прокурор в судебном заседании полагал данное заключение
не соответствующим требованиям, которые предъявлены законом
к производству государственной экологической экспертизы, и не является таковым заключением.

Администрацией г.о. <адрес> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ дано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
(л.д. 136).

Собственником объектов: нежилого <данные изъяты> этажного здания, общей площадью <данные изъяты> кв. м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, является <данные изъяты> как это усматривается из свидетельств
о государственной регистрации права <данные изъяты> (все от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 133-134).

Содержание представленных письменных материалов сторонами
не оспаривалось, о подложности доказательств стороны не заявляли.

Иных доказательств по делу не представлено, и об их истребовании судом стороны ходатайств не заявляли.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает установленными следующие фактические обстоятельства гражданского дела.

<данные изъяты> согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на строительство № , осуществило строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории
г.о. Балашиха – строительство оборудованного комплекса канализационных очистных сооружений бытовых сточных вод общей производительностью <данные изъяты> м3/сут., по адресу: <адрес> (л.д. 13; 14-18; 84-91; 92-111; 135).

Проектная документация, включая смету и результаты инженерных изысканий направлялись в <данные изъяты>, где получили положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, включая, в том числе, мероприятия по охране окружающей среды, и санитарно – эпидемиологическую характеристику (л.д. 117-132).

Строительство объекта завершено, объект введен в эксплуатацию
ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на объект зарегистрировано
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133-134; 136).

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> привлечено
к административной ответственности, согласно постановлению государственного инспектора Департамента Росприроднадзора
по Центральному федеральному округу признано виновным
в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> тысяч рублей (л.д. 19; 20-28). Назначенный штраф оплачен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Таким образом, <данные изъяты> согласно нормам закона – ст. 30, 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ компетентным в области государственной экологической экспертизы органом, который также ДД.ММ.ГГГГ обязал ответчика устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а именно: организовать проведение государственной экологической экспертизы на проектную документацию строительства очистных сооружений (л.д. 29-30).

Заявляя рассматриваемый судом иск, прокурор фактически просит суд обязать ответчика выполнить то, что ему ранее предписано компетентным
в данной области органом – Росприроднадзором.

Ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ.

Сведений о привлечении <данные изъяты> к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ в материалы дела не представлено.

Исходя из положений закона, установленных ст. 34 ФЗ от 23.11.1995 г.
№ 174-ФЗ, ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, ст. ст. 28 - 29 от 24.06.1998 г.
№ 89-ФЗ, неисполнение законодательства Российской Федерации
об экологической экспертизе, нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную
или гражданско - правовую ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Лица, чьи права нарушены
в результате таких нарушений законодательства, вправе возместить причинный им данными нарушениями вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, согласно ст. 15 ГК РФ, 151 ГК РФ, гл. 59 ГК РФ. Названными нормами закона, в том числе, предусмотрено,
что нарушение указанных требований законодательства, влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации
и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов,
а также установлено, что прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Подобные нарушения могут также повлечь прекращение деятельности юридических лиц.

Подобных исковых требований прокурором по делу не заявлено.
В материалы дела также не представлено надлежащих доказательств того,
что деятельностью <данные изъяты> причинен какой – либо вред какому –либо лицу, или лицам, а также того, что такой вред может быть причинен.

При этом, как усматривается из представленного положительного заключения государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117-132), проектная документация на объект соответствует ГОСТам
и СанПин, которое также содержит санитарно – эпидемиологическую характеристику объекта и мероприятия по охране окружающей среды. Названное заключение также содержит сведения о проектных решениях, касающихся обращения с отходами.

В числе доводов в обоснование иска прокурор указал, что названное заключение не является заключением государственной экологической экспертизы. Вместе с этим, согласно материалам дела, компетентный в области государственной экологической экспертизы орган – Росприроднадзор,
не дал однозначного ответа о характеристике канализационных очистных сооружений <данные изъяты> как объекта, связанного с размещением
и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. Также Росприроднадзор
не располагает достоверной информацией о принадлежности проектной документации на объект к числу объектов государственной экологической экспертизы, указанного в ст. 11 Закона (л.д. 114 на оборотной стороне; 115).

Кроме того, в материалы дела также не представлено сведений и о том, что объект строительства является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня, применительно к положениям
ст. 12 ФЗ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

Исковые требования предъявлены прокурором к <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как объект был построен, введен
в эксплуатацию, и на него зарегистрировано право собственности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ
(л.д. 2-8; 133-134).

Прокурор надлежащим ответчиком полагал <данные изъяты> возражал против замены ненадлежащего ответчика на надлежащего <данные изъяты> а также возражал против привлечения к участию в деле <данные изъяты> в качестве третьего лица.

Вместе с тем, по указанным выше обстоятельствам дела, суд считает иск заявленным к ненадлежащему ответчику, так как право собственности на объект ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за <данные изъяты> которому,
в силу ст. 209 ГК РФ, как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, по указанным выше основаниям, иск прокурора к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия и обязании организовать проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Балашихинского городского прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации строительства очистных сооружений хозяйственно – бытовых сточных вод по адресу: <адрес>, и обязании организовать проведение государственной экологической экспертизы на проектную документацию строительства очистных сооружений хозяйственно – бытовых сточных вод
по адресу: <адрес> как объекта обезвреживания отходов I-V класса опасности в течении двух месяцев
с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 11 марта 2015 г.

Судья Д.И. Лебедев

2-1486/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Блашихинский городской прокурор
Ответчики
ООО "Мортон-РСО"
Другие
Администрация г.о. Балашиха Московской области
Департамент Росприрнадзора по Центральному федеральному округу
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
15.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.01.2015Передача материалов судье
22.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2015Судебное заседание
17.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Судебное заседание
04.03.2015Судебное заседание
11.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее