Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2016 года г.Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой В.Н.,
при ведении протокола секретарем Коршуновой Т.Д.,
с участием
представителя истца – помощника Кимовского межрайонного прокурора Косинова И.С.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пугаева А.С.,
представителя третьего лица – администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района по доверенности Бусыгиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-625/2016 по иску Кимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кимовский район о возложении обязанности по регистрации права на водопроводные сети,
у с т а н о в и л :
Кимовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кимовский район, в котором просит обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение месяца с момента вступления решения в законную силу обратиться в государственный регистрирующий орган в порядке, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования Кимовский район на водопроводные сети протяженностью 1300 м местоположение: Тульская область, Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка.
В обоснование исковых требований указывает, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что муниципальным образованием Кимовский район не принимаются меры к постановке на регистрационный учет объектов жилищно-коммунального хозяйства. Проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Кимовский район не зарегистрировано право собственности муниципального образования Кимовский район на водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Тульская область, Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка. Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 01.03.2016 года № утвержден график регистрации коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Кимовский район. В данный график включены на водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Тульская область, Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка. Сведения о данном объекте в реестре федерального имущества, реестре имущества Тульской области отсутствуют. Согласно уведомлению ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», право собственности на водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Тульская область, Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка до 15.09.1998 не зарегистрировано. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о данном объекте также отсутствуют. Таким образом, отсутствие регистрации право собственности муниципального образования Кимовский район на объект жилищно-коммунального хозяйства – водопроводные сети, препятствуют распоряжению муниципальным имуществом в установленном порядке, не позволяет должным образом осуществлять полномочия по организации водоснабжения на территории поселения. Ранее межрайонной прокуратурой в органы местного самоуправления неоднократно вносились представления об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности с указанием на необходимость зарегистрировать право муниципальной собственности на расположенные на территории района объекты жилищно-коммунального хозяйства, однако должных мер, направленных на регистрацию объектов принято не было.
В судебном заседании представитель истца – помощник Кимовского межрайонного прокурора Косинов И.С. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области по доверенности Пугаев А.С. в судебном заседании не возражал против возложения обязанности обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования Кимовский район на водопроводные сети, однако не согласился со сроком исполнения. Пояснил, что работы по постановке на учет ведутся в соответствии с графиком и не могут быть исполнены в срок, заявленный в исковом заявлении.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района по доверенности Бусыгина Е.В. в судебном заседании также не возражала против возложения обязанности обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования Кимовский район на водопроводные сети, однако не согласилась со сроком исполнения. Пояснила, что перед обращением в регистрирующий орган необходимо подготовить технический план и кадастровый паспорт водопроводных сетей, для чего требуется большее количество времени, чем заявлено истцом. Работы по постановке на регистрационный учет водопроводных сетей ведутся в соответствии с графиком регистрации, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района от 03.03.2016 года №, реальный срок обращения в регистрирующий орган – октябрь 2016 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются в том числе:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно приложению №3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая, метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов относятся к муниципальной собственности.
Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу ч.1 и ч.5 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.4 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из положений ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (ч.1).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (ч.2).
По данному делу было установлено, что в ходе проведенной Кимовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о собственности установлено, что муниципальным образованием Кимовский район не принимаются меры к постановке на регистрационный учет объектов жилищно-коммунального хозяйства. На территории муниципального образования Кимовский район имеются объекты жилищно-коммунального хозяйства, не имеющие собственника, в том числе водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Тульская область, Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка.
Согласно уведомлению от 17.06.2016 года № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах, зарегистрированных на объект недвижимого имущества -водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Тульская область, Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка (л.д.8).
По сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 24.05.2016 года № и сообщению Министерства экономического развития Тульской области от 13.05.2016 года № водопроводные сети протяженностью 1300 м, расположенные по адресу: Тульская область, Кимовский район, д.Исаковка по состоянию на 24.05.2016 года в реестре федерального имущества Тульской области не числится (л.д.16-17).
По сообщению Кимовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» от 19.05.2016 года № сведения о зарегистрированных правах на водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Тульская область, Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка отсутствуют (л.д.18).
24.09.2015 года в адрес администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области Кимовской межрайонной прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства о водоснабжении и водоотведении (л.д.19-20).
Ответом администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области от 23.10.2015 года №а сообщено, что представление Кимовской межрайонной прокуратуры от 24.09.2015 года рассмотрено, по итогам рассмотрения за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и допущенные нарушения требований законодательства привлечена к дисциплинарной ответственности специалист администрации ФИО7 (л.д.21).
Распоряжением администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области от 30.10.2015 года № на специалиста ФИО7 наложено дисциплинарное взыскание, объявлено замечание (л.д.22).
28.09.2015 года в адрес администрации муниципального образования Кимовский район Кимовской межрайонной прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства о водоснабжении и водоотведении (л.д.23-25).
Ответом администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 25.11.2015 года № сообщено, что представление Кимовской межрайонной прокуратуры от 25.11.2015 года рассмотрено, по итогам рассмотрения за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и допущенные нарушения требований законодательства привлечена к дисциплинарной ответственности директор муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности муниципальных организаций муниципального образования Кимовский район» ФИО8 (л.д.26, 27).
По сообщению администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области от 30.03.2016 года № разработан график регистрации объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Епифанское Кимовского района Тульской области на 2016 год, водопроводные сети протяженностью 1300 м, расположенные по адресу: Тульская область, Кимовский район, д.Исаковка включены в данный график (л.д.12-13).
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Кимовский район № от 01.03.2016 года утвержден график завершения регистрации объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории муниципального образования Кимовский район. Водопроводные сети протяженностью 1300 м, расположенные по адресу: Тульская область, Кимовский район, д.Исаковка включены в график по сроку получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на декабрь 2016 года (л.д.15).
Между тем, из пояснений представителей ответчика и третьего лица следует, что работы по подготовке документов для регистрации водопроводных сетей ведутся и в октябре 2016 года будут сданы на регистрацию.
В подтверждение данных доводов представителем третьего лица представлены копия постановления администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района от 03.03.2016 года № «Об утверждении графика завершения регистрации объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории муниципального образования Епифанское Кимовского района», куда вошли водопроводные сети протяженностью 1300 м, расположенные по адресу: Тульская область, Кимовский район, д.Исаковка; а также проект договора № на выполнение кадастровых работ в отношении бесхозяйных объектов недвижимости и коммерческие предложения на выполнение данных работ.
Анализ собранных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что отсутствие регистрации права собственности муниципального образования Кимовский район на объект жилищно-коммунального хозяйства – водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка препятствует распоряжению муниципальным имуществом в установленном порядке, не позволяет должным образом осуществлять полномочия по организации водоснабжения на территории поселения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что право муниципальной собственности на водопроводные сети протяженностью 1300 м, местоположение: Кимовский район, муниципальное образование Епифанское, д.Исаковка не зарегистрировано. Данное обстоятельство подлежит устранению путем осуществления мероприятий, которые прокурор требует провести, путем возложения обязанности на ответчика. Ответчиком проводятся подготовительные работы, предшествующие постановке на регистрационный учет объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом правового статуса ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, осуществления финансирования деятельности ответчика из средств бюджета, реальных возможностей ответчика по устранению нарушения, с учетом того, что работа в направлении регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества ответчиком ведется, частично зависит от третьих лиц, суд определяет срок исполнения судебного решения до 1 ноября 2016 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.07.1997 ░░░░ №122-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1300 ░, ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░