Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2016 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Бардахановой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеевой Т. М. к ФГКУ "Востокрегионжилье" о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии, обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения вне очереди на состав семьи 2 человек, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300руб. и судебной доверенности 1200руб.
В судебном заседании Алексеева Т.М. и ее представитель Миронов Н.В. исковые требования поддержали в полном объеме. Пояснили суду, что истец является вдовой военнослужащего в/ч № В. Д., продолжительность его военной службы составляла 16 лет, а в льготном исчислении 23 года. Истец обратился к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в жилье по договору социального найма, предоставив все необходимые документы. В признании Алексеевой Т.М. нуждающейся в жилом помещении было отказано. Основания отказа были то, что ее муж не заявлял о предоставлении ему жилья, а также, что ее дочь Потапова (Зубринова) О.В. являлась собственником жилого помещения по адресу: Россия, <адрес>. Истец полагает, что данный отказ необоснован и незаконен, т.к. за время прохождения военной службы ее мужем и после его смерти, члены его семьи не обеспечивались жилым помещением для постоянного проживания, государственный жилищный сертификат не получали, бронированного и приватизированного жилья не имели, безвозмездную финансовую помощь и ссуду на приобретение жилья в финансовом органе войсковой части не получали. Истец в настоящее время проживает в служебном жилом помещении согласно ордера на занятие служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: РБ, <адрес>. Она записана в личном деле супруга в качестве жены, после смерти мужа она в новый брак не вступала. Ссылка ответчика на то, что ее супруг должен был своевременно обратиться для признания нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма является безосновательной. Истец в жилом помещении, находящегося в собственности ее дочери Потаповой (Зубриновой) О.В., до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> не проживала и не была там зарегистрирована. Это подтверждается записью в паспорте, где указана дата регистрации с ДД.ММ.ГГГГ По адресу <адрес>. Она как вдова погибшего (умершего) военнослужащего и не вступившая в новый брак имеет право на получение жилого помещения, пресекательных сроков в данном случае закон не предусматривает. В силу ст. 24 и ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец как жена Алексеева В.Д. имеют право на обеспечение жилым помещением в новом избранном после его смерти постоянном месте жительства. Согласно ст. 40 Конституции РФ право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина. В силу п. I ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Учитывая вышеизложенное и то, что истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, а, следовательно, она как вдова военнослужащего, имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, поскольку каких-либо пресекательных сроков для обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения законом не предусмотрено. Муж истца имел право на выбор способа обеспечения его жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства. Он выбрал способ получения жилого помещения по программе переселения из ЗВГ, он подал документы на это и состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения по переселению из ЗВГ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ но по факту отсутствия финансирования это жилье так и не получил. Территориальное отделение ФГКУ «Востокрегионжилье» г. Улан-Удэ-40 МО РФ отказав Алексеевой Т.М. в постановке ее на учет нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, нарушило ее право на получение жилого помещения согласно п. 3.1 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих». Просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Каурова О.Б. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Установлено, что Алексеева Т.М. являлась супругой Алексеева В.Д., умершего ДД.ММ.ГГГГ., согласно свидетельству о смерти №.
В соответствии с выпиской из послужного списка от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.Д. ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.
Согласно справке Военного комиссариата РБ от ДД.ММ.ГГГГ на день увольнения Алексеева В.Д. общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет 23 лет, а в календарном 16 лет.
Истец Алексеева Т.М. проживает с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>
Согласно справке Военного комиссариата РБ от ДД.ММ.ГГГГ в личном деле Алексеева В.Д. в разделе семейное положение записаны жена Алексеева Т.М., сын Алексеев А.В., сын Алексеев В.В., дочь Алексеева О.В.
На обращение Алексеевой Т.М. в ФГКУ «Востокрегионжилье» территориальное отделение г.Улан-Удэ был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма.
В соответствии п. 3.1 ст. 24 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013г. № 298-ФЗ, от 28.12.2013г. № 405-ФЗ), членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина,уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 29 Постановления от 29.05.2014 года № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Суд находит обоснованными доводы истца о том, что нуждаемость в жилом помещении существует, поскольку на момент смерти Алексеев В.Д. проживал в служебном жилом помещении, которое является временным, предоставленным в связи с характером трудовых отношений ( ст. 93 ЖК РФ).
Состоял в списке военнослужащих, нуждающихся в жилплощади восковой части №.
Учитывая юридически значимые обстоятельства по делу, а также отсутствие жилых помещений на праве собственности или праве пользования на условиях договора социального найма, суд находит, что на момент смерти муж истицы совместно со своей семьей нуждался в получении жилого помещения по договору социального найма.
Военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, а в данном случае общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляла 23 лет, являлся нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, которое не смог реализовать в связи со смертью, потому требования истицы находит обоснованными. Ее супруг за время прохождения военной службы не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, ГЖС или безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получал.
При таких обстоятельствах суд признает за ней право на обеспечение помещения путем предоставления жилищной субсидии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002 года № 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. №8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что истица со ДД.ММ.ГГГГ подлежит постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на состав семьи 2 человека, т.е. с момента обращения истицы к ответчику за постановкой на учет в качестве лиц, нуждающихся в получении жилья.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с ответчика надлежит взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Одновременно суд не усматривает оснований для взыскания расходов по оплате нотариальной доверенности, поскольку в ней не указано, по какому конкретно делу она доверяет своему представителю участвовать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алексеевой Т. М. к ФГКУ "Востокрегионжилье" о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии удовлетворить.
Признать за Алексеевой Т. М. право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
Обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ, в лице Территориального отделения г. Улан-Удэ-40, поставить Алексееву Т. М. на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии на состав семьи 2 (два) человека со ДД.ММ.ГГГГ. и предоставить ей жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке в очередности членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения службы на состав семьи 2 (два) человека.
Взыскать с ФГКУ «Восткорегионжилье» Министерства обороны РФ в пользу Алексеевой Т. М. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: Болотова Ж.Т.