Дело № 2-6457/40(14) Мотивированное решение изготовлено 23.09.2014
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ18 сентября 2014 года Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралова В.Р., при секретаре Вахрамеевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смородякова ФИО7 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Смородяков Е.С. обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Кировском г. Екатеринбурга) о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что 18.04.2014 он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». На день обращения стаж педагогической работы в учреждениях для детей составил 16 лет 08 месяцев 23 дня, стаж службы в Вооруженных силах и органах милиции - 8 лет 03 месяца 14 дней, в сумме - 25 лет 07 дней. 11.06.2014 ответчиком было вынесено решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого стража 25 лет на соответствующих видах работ. Считает данное решение незаконным, поскольку период его службы в Вооруженных силах СССР и органах милиции приходится на период с 1984 по 1993 год, то есть до 01.01.2002, когда было установлено новое правовое регулирование назначения пенсии педагогическим работникам. В период его службы действовало Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959, согласно которому период службы включается в педагогический стаж при наличии не менее 2/3 стажа педагогической работы. На основании изложенного просил суд обязать ответчика включить период его службы в Вооруженных силах и органах милиции в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, а также взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в сумме 200 руб.
Определением от 14.8.2014 к производству суда было принято уточнение иска, согласно которому истец просит суд обязать ответчика включить следующие периоды службы в Вооружённых силах СССР и в органах милиции в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости:
- с 09.11.1984 по 18.11.1986 (срочная служба в СА),
- с 03.04.1987 по 14.04.1989 (сверхсрочная служба в СА),
- с 10.07.1989 по 04.10.1993 (служба в милиции).
Также просит суд включить период работы истца с 01.01.2014 по 18.04.2014 в стаж педагогической работы в учреждениях для детей, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости (работает в школе по настоящее время) и назначить пенсию со дня обращения за ней, то есть с 18.04.2014.
В судебном заседании истец Смородяков Е.С. на своих доводах и уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Доос Ю.И., действующая на основании доверенности от 09.01.2014, исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование своих возражений суду пояснила, что стаж истца на соответствующих видах работ составляет 16 лет 05 месяцев 05 дней. Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.02, применяются в отношении периодов работы заявителей в течение всей их трудовой деятельности, поскольку это вытекает из правового смысла самих Правил (в частности, п. 4 Правил), а так же п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.10.02 № 781, в котором установлено, что нормативные правовые акты, регулировавшие назначение досрочных пенсий до принятия названных Списков и Правил, признаны утратившими силу со дня введения в действие указанного Постановления. Период прохождения истцом военной службы по призыву с 09.11.1984 по 18.11.1986 исключен из специального стажа, так как в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой стаж (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы) наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона. Так как в данный период истец не осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, ОН не может быть включен в специальный стаж. Что касается периодов службы в ОВД, то данные периоды не могут быть включены в специальный стаж, так как наименование должности и учреждения, в которых работал истец в указанный период, не предусмотрены Списком №781.
Могут быть приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ при условии предоставления дополнительных документов периоды работы истца с 09.01.2007 по 09.01.2007, с 01.01.2014 по 18.04.2014 в должности учителя в ГК специализированное (коррекционное) образовательное учреждение СО для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №132». Вышеперечисленные периоды не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета. Представитель ответчика считает, что отказ в назначении пенсии является правомерным и обоснованным. С учетом изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 01.01.2002 вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которому обратная сила не придана.
Статьей 7 данного закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 указанной статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Закон связывает возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии для педагогических работников с наличием одновременно двух условий: осуществление педагогической деятельности в количестве не менее 25-ти лет и осуществление такой деятельности в учреждениях для детей, - при отсутствии одного из данных условий трудовая пенсия по указанным основаниям досрочно назначена быть не может.
В судебном заседании установлено, что истец обратился в ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга 18.04.2014 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
11.06.2014 ответчиком вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, согласно решению стаж на соответствующих видах работ был определен равным 16 лет 05 месяцев 05 дней (л.д. 6-7).
Решением об отказе в установлении пенсии от 22.11.2013 не были включены в специальный стаж как не предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002, периоды работы истца с 01.01.2014 по 18.04.2014 в должности учителя в должности учителя в «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа №123 Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение СО для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №132», поскольку данный период не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Согласно уточняющей справке от 18.09.2014, выданной ГКСКОУ СО для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №132», с 01.09.2011 по настоящее время истец работает в должности учителя, выполняет педагогическую (учебную) нагрузку, установленную за ставку заработной платы. Страховые взносы за 2014 год в ПФ начислены в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отказ от назначения пенсии в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета гражданина является незаконным, поскольку ведение персонифицированного учета является обязанностью его работодателя. Доводы ответчика о необходимости подтверждения данных периодов работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учета суд отклоняет в силу следующего:
В силу ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части первой ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст.24 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ обязаны страхователи. Страхователями в силу ст. 6 вышеуказанного закона являются организации.
В силу ст. 15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Федеральным законом.
Более того, в силу ст.16 ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей правильного и точного заполнения сведений ИПУ, а также обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями.
Целями введения системы индивидуального персонифицированного учета, в силу статьи третьей вышеназванного закона, являются создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
Указанные цели введения индивидуального персонифицированного учета ни в коей мере не умаляют право граждан на подтверждение стажа иными допустимыми способами в судебном порядке в случае отсутствия сведений по данным индивидуального персонифицированного учета, отсутствия кода стажа на соответствующих видах работ.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу, что период работы истца с 01.01.2014 по 18.04.2014 (3 месяца 18 дней) подлежит включению в стаж педагогической деятельности истца.
Также истец просит суд включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды службы в Вооружённых силах СССР и в органах милиции:
- с 09.11.1984 по 18.11.1986 прохождение истцом военной службы по призыву в Вооруженных сила СССР,
- с 03.04.1987 по 14.04.1989 сверхсрочная служба в Вооруженных сила СССР,
- с 10.07.1989 по 04.10.1993 служба в органах внутренних дел.
Ответчиком периоды службы истца в Советской Армии не были включены в специальный стаж истца, поскольку в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой стаж (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы) наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного закона. Поскольку в указанные периоды истец не осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, они не могут быть включены в специальный стаж.
Период службы истца в ОВД не был включен в специальный стаж, поскольку наименование должности и учреждения, в котором работал истец, не предусмотрены Списком №781.
Оценивая доводы ответчика о применении к периодам службы истца Списков и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 в соответствии с п.3 данного Постановления, устанавливающего, что нормативные правовые акты, регулировавшие назначение досрочных пенсий до принятия названных Списков и Правил, признаны утратившими силу со дня введения в действие указанного Постановления.
Однако, в соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсию» указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ №174-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с подп. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
При этом согласно п. 4 вышеуказанного Положения время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку требования п.4 Положения истцом выполнены, его стаж работы в образовательных учреждениях составляет 16 лет 08 месяцев 23 дня, то периоды его службы в Вооруженных силах СССР (4 года 20 дней) и органах внутренних дел (4 года 2 месяца 24 дня )общей продолжительностью 8 лет 3 месяца 14 дней также подлежат включению в специальный педагогический стаж истца.
Следовательно, на момент обращения в ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Екатеринбурга с заявлением о признании права на досрочную трудовую пенсию (18.04.2014) истец имел достаточный стаж осуществления педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку он составлял 25 лет 00 месяцев 10 дней.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах суд находит решение ответчика от 11.06.2014 об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии незаконным и удовлетворяет требования истца в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при рассмотрении дела понесены расходы на госпошлину в размере 200 рублей. В связи с тем, что исковые требования истца удовлетворены, суд полагает, что данные расходы подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые Смородякова ФИО7 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.
Смородякову ФИО7 зачесть в стаж работы, дающий право для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды:
1) периоды службы истца в Вооруженных силах СССР:
- с 09.11.1984 по 18.11.1986 прохождение истцом военной службы по призыву в рядах Вооруженных силах СССР
- с 03.04.1987 по 14.04.1989 сверхсрочная служба в Вооруженных силах СССР;
2) период службы истца в органах внутренних дел с 10.07.1989 по 04.10.1993;
3) период работы с 01.01.2014 по 18.04.2014 в должности учителя в Государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении Свердловской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №123», поскольку данный период не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Признать право Смородякова ФИО7 на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга назначить Смородякову ФИО7 досрочную трудовую пенсию по старости с 18 апреля 2014 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга в пользу Смородякова ФИО7 расходы по госпошлине в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.Р. Капралов