Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Смелышевой А. С.
с участием истца Пономарева В. В.,
представителя истца (третьего лица) Токаревой Е. В.,
представителя ответчика Администрации Шутихинского сельсовета Санникова С. П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 17 апреля 2013 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-62/2013 по исковому заявлению Пономарева В. В. к Администрации Шутихинского сельсовета, Правительству Курганской области о признании постановления Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. недействительным, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготном основании и обязании выдать государственный жилищный сертификат и по заявлению Пономарева Н. В. к Администрации Шутихинского сельсовета о признании постановления Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия Пономарева В. В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным, обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготном основании и признании поставленным в очереди нуждающихся в жилом помещении с 22.11.2004 г.,
Установил:
Истец Пономарев В. В. обратился в суд с иском к Администрации Шутихинского сельсовета и к Правительству Курганской области, согласно которому просит признать постановление Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным; обязать Администрацию Шутихинского сельсовета поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготном основании; обязать Правительство Курганской области выдать ему государственный жилищный сертификат, как включенному в сводный список на 2012 год, сформированный в 2011 году.
Исковые требования истец Пономарев В. В. мотивировал тем, что постановлением Администрации Шутихинского сельсовета Катайского района Курганской области от 22.11.2004 г. № 23 он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как пострадавший от радиационного воздействия вследствие аварии на ПО «Маяк». Постановлением Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. ст. 53, 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований для улучшения жилищных условий. Считает указанное Постановление незаконным и не соответствующим действительности по следующим основаниям: никакого намеренного ухудшения своих жилищных условий он не совершал, с момента постановки его на учет ничего не изменилось, он также живет с семьей, состоящей из трех человек, в принадлежащем ему жилом помещении, расположенном по адресу: ..., и ему не понятно, какое основание он утратил. Полагает, что на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального Закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как имеющий удостоверение эвакуированного из населенного пункта Дубасово, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В соответствии с п.п. 19, 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» для участия в подпрограмме в срок до 01.07.2011 г. он подал в Администрацию Шутихинского сельсовета заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по установленной указанным пунктом форме, с приложением документов, перечисленных в подпункте «г» пункта 19 указанных Правил. В соответствии с п. 21. Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 указанные документы были направлены в Правительство Курганской области, которое производит выдачу сертификатов в Курганской области, для осуществления проверки документов. На основании указанных документов он был включен в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» на 2012 год по Курганской области, который размещен на официальном сайте Департамента строительства и ЖКХ Администрации (Правительства) Курганской области под № 272. В нарушение п. 21 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в его адрес не было направлено решение об отказе в выдаче ему государственного жилищного сертификата, и он до настоящего времени не уведомлен о принятом решении. После снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ему в устной форме было сообщено об отказе в выдаче жилищного сертификата.
17.04.2013 г. от истца Пономарева В. В. поступило уточненное исковое заявление, согласно которому истец просит признать постановление Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным; обязать восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать выдать ему государственный жилищный сертификат (л. д. 144-145).
Определением Катайского районного суда от 01.02.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика, привлечен Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (л. д. 52-54).
Определением Катайского районного суда от 14.02.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне истца, привлечен Пономарев Н. В. (л. д. 93-95).
В связи с обращением третьего лица Пономарева Н. В. 22.02.2013 г. в суд с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора определением суда от 22.02.2013 г. процессуальный статус Пономарева Н. В. изменен, он привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска на стороне истца (л. д. 117-118).
В своем заявлении третье лицо Пономарев Н. В. просит признать недействительным постановление Администрации Шутихинского сельсовета Катайского района № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий его отца Пономарева В. В.; обязать Администрацию Шутихинского сельсовета восстановить его, Пономарева Н. В., на учете нуждающихся в жилом помещении на льготном основании и считать его постановленным на учет с 22.11.2004 г.
Свои требования мотивирует тем, что он является членом семьи истца Пономарева В. В. и, как член семьи, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с истцом. Но у него имеется самостоятельное право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», как участника боевых действий. В случае снятия его с очереди нуждающихся в жилом помещении он утрачивает право на указанные льготы, как поставленный на очередь до 01.01.2005 г. (л. д. 114).
В судебном заседании истец Пономарев В. В. поддержал свои исковые требования, настаивает на их полном удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает, что требования третьего лица Пономарева Н. В. подлежат удовлетворению, поскольку он также имеет право на получение жилья как участник боевых действий.
Представитель истца Пономарева В. В. и третьего лица Пономарева Н. В. – Токарева Е. В. в судебном заседании поддержала заявленные требования Пономарева В. В. и Пономарева Н. В., настаивает на их полном удовлетворении по основаниям, указанным в заявлениях, дополнительно пояснила, что Пономарев В. В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как эвакуированный из населенного пункта, подвергшегося радиации, кроме того, норма жилой площади на момент постановки на учет была менее нормы, установленной законом Курганской области, также жилое помещение в котором до настоящего времени проживает истец со своей семьей, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по степени благоустройства.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета иска, Пономарев Н. В. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л. д. 128).
Представитель ответчика Администрации Шутихинского сельсовета Санников С. П. исковые требования истца Пономарева В. В. не признал в полном объеме, так как площадь жилого помещения, принадлежащего истцу выше установленной нормы. Требования третьего лица Пономарева Н. В. признал только в части восстановления на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготном основании, поскольку он имеет право на получение жилья, как участник боевых действий.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело без своего участия, с заявленными требованиями Пономарева В. В. не согласно (л. д. 61). Из представленных возражений (л. д. 62-63) следует, что Пономарев В. В. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поэтому оснований для выдачи государственного жилищного сертификата не имеется. Государственный жилищный сертификат Пономареву В. В. не выдавался в связи с представлением информации от Администрации Катайского района о наличии у Пономарева В. В. права собственности на жилое помещение площадью 61,1 кв. м. В сводном списке граждан - участников подпрограммы по Курганской области на 2013 год (категория «Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица») Пономарев В. В. не значится, в связи с чем выдача ему государственного жилищного сертификата в 2013 году не предусмотрена, поэтому требование, заявленное к Правительству Курганской области, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Оспариваемое постановление Администрации Шутихинского сельсовета Катайского района от 11.12.2012 г. № 32, которым Пономарев В. В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, принято Администрацией Шутихинского сельсовета Катайского района в рамках предоставленных полномочий. Относительно самостоятельных требований третьего лица Пономарева Н. В. Правительство Курганской области полагает, что они не подлежат удовлетворению, поскольку с требованием о признании недействительным постановления Администрации Шутихинского сельсовета Пономарев Н. В. обращается в защиту интересов другого лица – Пономарева В. В. Кроме того Пономаревым Н. В. не представлено доказательств тому, что он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, имеющее льготные основания (л. д. 139).
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, согласно представленному ходатайству (л. д. 106-107), просит рассмотреть дело без своего участия, исковые требования считает необоснованными, указав, что главным условием участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» является именно состояние на учете нуждающихся в жилом помещении. Решение данного вопроса относится к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае – Администрации Шутихинского сельсовета. Выдача указанных сертификатов в Курганской области производится на основании решения рабочей группы по выдаче государственных жилищных сертификатов, созданной в соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.04.2005 г. № 125 «О создании рабочей группы по выдаче государственных жилищных сертификатов» (далее - Положение). Таким образом, Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области не принимает решений о признании граждан участниками указанной выше подпрограммы и не является уполномоченным органом по выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, указанным в п. 1.1. Положения. Согласно подп. «в» п. 18, выдачу сертификатов гражданам, указанным в подп. «е» - «и» п. 5 указанных Правил осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким органом является Правительство Курганской области в отсутствие специального нормативного правового акта о передаче данных полномочий Департаменту. На заседаниях рабочей группы по выдаче государственных жилищных сертификатов при Правительстве Курганской области, проведенных 30.08.2012 г. и 09.11.2012 г. кандидатура истца не рассматривалась, так как на рассмотрение рабочей группе не было предоставлено учетное дело Пономарева В. В. Согласно письму Администрации Катайского района от 28.06.2012 г. учетное дело Пономарева В. В. не представлено на рассмотрение рабочей группы в связи с тем, что его жилое помещение признано пригодным для проживания. Истец состоял в сводном списке граждан-участников подпрограммы на 2012 год под №.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного дела, суд пришел к выводу о том, что требования Пономарева В. В. к Администрации Шутихинского сельсовета, Правительству Курганской области о признании недействительным постановления Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготном основании и обязании выдать государственный жилищный сертификат - необоснованны и подлежат отказу в удовлетворении; требования третьего лица Пономарева Н. В. к Администрации Шутихинского сельсовета о признании недействительным постановления Администрации Шутихинского сельсовета Катайского района № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий его отца Пономарева В. В., обязании восстановить его, Пономарева Н. В., на учете нуждающихся в жилом помещении на льготном основании и считать его постановленным на учет с 22.11.2004 г. – необоснованны и подлежат отказу в удовлетворении.
На основании ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Этим же Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 вышеуказанных Правил в число участников подпрограммы входят граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
В судебном заседании установлено, что Пономарев В. В. является эвакуированным из населённого пункта ..., подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением серии У №, выданным 11.07.1994 г. Управлением социальной защиты населения Курганской области (л. д. 5).
Согласно выписке из постановления администрации Шутихинского сельсовета Катайского района Курганской области № 23 от 22.11.2004 г. Пономарев В. В. на основании заявления об улучшении жилищных условий принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на ПО «Маяк», с составом семьи 3 человека (л. д. 6).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в редакции от 29.12.2001 г., действующей на момент постановки Пономарева В. В. на учет нуждающихся) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавших с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ вышеуказанным гражданам гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
На момент постановки Пономарева В. В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году пунктом 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 26.04.2004) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан эвакуированных, переселенных или выехавших добровольно из населённых пунктов, подвергнувшихся загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и имеющих право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривалась мера государственной поддержки в виде одноразового внеочередного обеспечения благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, или одноразового внеочередного приобретение квартир в домах государственного или муниципального фонда, а также одноразовое внеочередное вступление в жилищные или в жилищно-строительные кооперативы по новому месту жительства.
Условия нуждаемости в улучшении жилищных условий, обеспечения жильем для указанной категории граждан на момент постановки Пономарева В. В. на учет данным Законом не предусматривалось. Однако Пономарев В. В. был постановлен на учет именно как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Частью 1 ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983 г. (ред. от 20.07.2004), действовавшего на момент постановки Пономарева В. В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 ЖК РСФСР, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрены ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой
нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Таким образом, только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на льготы, предусмотренные пунктом 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 23.12.2003) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно информации администрации Шутихинского сельсовета от 13.02.2013 г., решения об учетной норме площади по состоянию на 2004 год в архивах администрации сельсовета не имеется, в 2012 году решение об учетной норме площади не принималось, 21.01.2013 г. принято решение № 1 «О нормах предоставления площади жилого помещения гражданам на территории сельсовета», согласно которому норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв. м. общей площади жилья на одного человека (л. д. 87-88).
Статья 1 Закона Курганской области№ 73 от 07.10.1997 г. «О предоставлении жилища в Курганской области», действовавшего в период постановки Пономарева В. В. на учет нуждающихся, предусматривает, что настоящий Закон устанавливает единые по Курганской области порядок и условия предоставления жилища в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе порядок и условия учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилища. Статьей 8 вышеуказанного закона предусмотрено, что нуждающимися в предоставлении жилища на условиях найма признаются указанные в ст. 7 настоящего Закона граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже минимального размера предоставления жилых помещений, установленного в статье 27 этого же Закона. Часть 2 ст. 27 Закона Курганской области№ 73 от 07.10.1997 г. (в редакции от 30.08.2004 г. № 441) предусматривает, что предоставляемое гражданам на условиях найма жилище должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям. Минимальный размер предоставления жилых помещений равен 18 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратным метрам общей площади - на семью из двух человек, 33 квадратным метрам общей площади - на одиноко проживающего человека.
Судом установлено, что Пономареву В. В. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан № от 30.07.2002 г. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 61,1 кв. м., расположенную в .... Другая 1/2 доля в праве общей долевой собственности на указанную квартиру принадлежит супруге истца - ФИО1 Истец проживал в указанной квартире вместе с членами своей семьи – супругой ФИО1 и сыном Пономаревым Н. В. на момент постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году, и проживает там же по настоящее время, что подтверждается соответствующим договором, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, свидетельствами о государственной регистрации права, техническим паспортом и домовой книгой (л. д. 71, 45, 47, 26-27, 72-74, 75-78), и не оспаривается сторонами.
Обеспеченность жильем на каждого из трех членов семьи как на момент постановки Пономарева В. В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в настоящее время, составляет 20 кв. м. (61,1 : 3 = 20,36), то есть выше минимального размера предоставления жилых помещений в Курганской области.
Доводы представителя истца Токаревой Е. В. о том, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, которые имели жилые помещения, жилая площадь которых менее установленной нормы, а именно: 54 кв. м. (18 кв. м. х 3), судом признаются необоснованными, поскольку, анализируя действующее на момент постановки на учет Пономарева В. В. законодательство, под жилой площадью в ст. 7 Закона Курганской области№ 73 от 07.10.1997 г. «О предоставлении жилища в Курганской области» понималась площадь жилого помещения в целом.
Доказательств тому, что на момент постановки Пономарева В. В. на учет указанное жилое помещение не отвечало установленным санитарным и техническим требованиям, в судебном заседании представлено не было. Кроме того, судом не было установлено иных оснований для признания Пономарева В. В. нуждающимся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании установлено, что квартира, принадлежащая истцу на праве общей долевой собственности, является благоустроенной относительно населенного пункта, в котором проживает истец со своей семьей, пригодной для проживания, что подтверждается пояснениями истца, копиями акта обследования помещения от 08.06.2012 г. и заключения межведомственной комиссии от 08.06.2012 г. (л. д. 8-9). Указанное заключение межведомственной комиссии истцом не оспаривается.
Таким образом, постановка Пономарева В. В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, произведенная без учета наличия такой нуждаемости, неправомерна. Оснований для признания в настоящее время Пономарева В. В. нуждающимся в улучшении жилищных условий также не имеется.
С 01.01.2005 г. действует новая редакция п. 7 ст. 17 указанного Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Порядок формирования списков граждан – участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов установлены «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
В соответствии с пунктами 5, 19 указанных Правил граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», для участия в подпрограмме подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1(1) с приложением документов.
Органы исполнительной власти, в соответствии с п. 21 указанных Правил, организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями указанных документов, и принимают решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что 23.05.2012 (исправлено карандашом на 2008 г.) Пономаревым В. В. было подано заявление главе Шутихинского сельсовета о включении в состав участников подпрограммы (л. д. 35). 22.05.2012 г. Пономаревым В. В. подано заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Курганской области и обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения (л. д. 31-34). На основании представленных Пономаревым В. В. документов администрацией Шутихинского сельсовета было сформировано учетное дело, что не оспаривается в судебном заседании.
Из отзыва Правительства Курганской области и возражений третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на исковое заявление Пономарева В. В. следует, что Пономарев В. В. был учтен в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по Курганской области, однако, рабочей группой его кандидатура не рассматривалась на предмет выдачи государственного жилищного сертификата по причине непоступления учетного дела Пономарева В. В. и наличия информации Администрации Катайского района об отсутствии оснований для выдачи ему жилищного сертификата, что подтверждается копией письма Администрации Катайского района директору Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области от 28.06.2012 г. № 01-28-977, согласно которому учетное дело Пономарева В. В. не было представлено для рассмотрения рабочей группой по выдаче сертификатов в связи с тем, что принадлежащее ему жилье пригодно для проживания (л. д. 110-111), а также протоколами рабочей комиссии от 30.08.2012 г. и от 09.11.2012 г. (л. д. 108, 109).
Постановлением администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. Пономарев В. В. в числе других граждан снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований для улучшения жилищных условий. Из текста указанного постановления следует, что оно принято на основании ст. ст. 53, 56 ЖК РФ, ст. 7 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 66 «О предоставлении жилого помещения в Курганской области», Устава Шутихинского сельсовета, в соответствии с Правилами выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л. д. 7).
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Судом установлено, что учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в муниципальном образовании Шутихинского сельсовета на момент постановки Пономарева В. В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не была установлена.
В силу ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Основание снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, по которому снят с соответствующего учета Пономарев В. В., предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Учитывая, что Пономарев В. В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только лишь на основании имеющегося удостоверения о праве на льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», без учета нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, то есть принятие его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий произведено незаконно, оснований для постановки Пономарева В. В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время также не имеется, суд приходит к выводу, что снятие истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Шутихинского сельсовета, являющейся органом местного самоуправления в Шутихинском сельсовете, который ранее производил постановку истца на учет, произведено обоснованно.
Фактически основанием для снятия Пономарева В. В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с отсутствием у истца Пономарева В. В. оснований для признания его нуждающимся в получении жилья суд признает необоснованными и неподлежащими удовлетворению требования о признании недействительным постановления Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 года в части снятия истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии; о восстановлении на учете и об обязании Правительства Курганской области выдать государственный жилищный сертификат.
Самостоятельные требования третьего лица Пономарева Н. В. суд признает необоснованными по следующим основаниям.
Третье лицо Пономарев Н. В. представил суду удостоверение серии ВВ №, выданное 31.12.2005 г. ГУ Управление Уральского округа внутренних войск МВД РФ, согласно которому он имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л. д. 83).
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 3 этого же Закона, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, и обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года (подп. 3).
Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. Законодательством субъектов Российской Федерации определяется форма предоставления указанных мер социальной поддержки и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Пономарев Н. В. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветеран боевых действий не состоит, с заявлениями о постановке на учет и о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения в Администрацию Шутихинского сельсовета не обращался, что подтверждается справкой администрации Шутихинского сельсовета (л. д. 113) и пояснениями истца Пономарева В. В. о том, что его сын Пономарев Н. В. не обращался с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку полагал, что когда истец Пономарев В. В., являющийся членом его семьи, получит государственный жилищный сертификат, то жилищные условия Пономарева Н. В. улучшатся наравне с остальными членами семьи.
В соответствии с положениями ст. 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный статус третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, определяется исходя из их наименования – то есть лица, которые заявляют самостоятельные требования, имеют свой материально-правовой и процессуальный интерес в исходе дела, выступают в процессе от своего имени и в защиту своих интересов. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут предъявить иск как к истцу, так и к ответчику либо к одному из них. Требования истца и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, не совпадают и исключают друг друга.
Требование третьего лица Пономарева Н. В. о признании недействительным постановления Администрации Шутихинского сельсовета Катайского района № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий его отца Пономарева В. В. предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица (истца Пономарева В. В.), кроме того, данным требованием оспаривается акт, который не затрагивает права, свободы или законные интересы Пономарева Н. В., поскольку льготы и компенсации, предоставленные его отцу Пономареву В. В. законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», неразрывно связаны с личностью истца и не затрагивают права и законные интересы других лиц.
Поскольку третье лицо Пономарев Н. В. не обращался в администрацию Шутихинского сельсовета с заявлением о постановке его на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении ему жилья, на учете нуждающихся в обеспечении жильем никогда не состоял, то его требования к администрации Шутихинского сельсовета об обязании восстановить его на учете нуждающихся в жилом помещении на льготном основании и считать его постановленным на учет с 22.11.2004 г. суд признает необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Пономарева В. В. к Администрации Шутихинского сельсовета, Правительству Курганской области о признании постановления Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. недействительным, обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготном основании и обязании выдать государственный жилищный сертификат отказать ввиду необоснованности.
В удовлетворении требований Пономарева Н. В. к Администрации Шутихинского сельсовета о признании постановления Администрации Шутихинского сельсовета № 32 от 11.12.2012 г. в части снятия Пономарева В. В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным, обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготном основании и признании поставленным в очереди нуждающихся в жилом помещении с 22.11.2004 г. отказать ввиду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2013 года.