Решение по делу № 2а-292/2019 ~ М-317/2019 от 02.12.2019

                                                  РЕШЕНИЕ                                     Копия

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                       Дело № 25GV0004-01-2019-000451-45

30 декабря 2019 года город Петропавловск – Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Сорокиной С.В., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием административного истца, представителя административных ответчиков ХЕВ., помощника военного прокурора <...> ЩДС., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда дело по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части <...> Макагонова <...> об оспаривании действий командующего <...>, командира войсковой части , руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с увольнением с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части,

                                            установил:

приказом командующего <...> от 19 июля 2019 года № 172 Макагонов досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, в соответствии с приказами командира войсковой части от 2 августа 2019 года № 164 и от 3 сентября 2019 года № 182 Макагонов полагается с 31 июля 2019 года сдавшим дела и должность, с 3 сентября 2019 года исключенным из списков личного состава воинской части.

Полагая незаконными принятые решения воинских должностных лиц, Макагонов обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконными приказ о досрочном увольнении в части указания его выслуги лет на военной службе, возложить на командующего <...> обязанность внести в оспариваемый приказ данные о выслуге лет истца на день увольнения с военной службы. Оспаривая приказ об увольнении с военной службы также в части указания оклада по воинской должности исходя из 12 тарифного разряда, Макагонов привел доводы о том, что в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 при увольнении с военной службы он имеет право на сохранение 18 тарифного разряда по ранее занимаемой воинской должности для исчисления пенсии за выслугу лет. Ссылаясь в судебном заседании на положения п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, приводя доводы об отсутствии у командующего <...> полномочий на досрочное увольнение его с военной службы как младшего офицера, Макагонов просил признать незаконным приказ о своем досрочном увольнении с военной службы.

Кроме того, оспаривая приказ командира войсковой части от 2 августа 2019 года № 164, Макагонов в своем административном исковом заявлении указал, что 31 июля 2019 года находился в основном отпуске и фактически дела и должность не сдавал, в связи с чем изданный командиром войсковой части приказ не соответствует действительности и подлежит отмене как незаконный. Оспаривая приказ этого же должностного лица от 3 сентября 2019 года № 182 об исключении из списков части, Макагонов привел доводы о принятии должностным лицом незаконного решения об его исключении до обеспечения всеми полагающимися видами довольствия, неисполнении обязанности по обеспечению денежными выплатами как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В судебном заседании административный истец, не оспаривая основания увольнения с военной службы, ссылаясь на необеспечение при исключении из списков личного состава части денежным довольствием исходя из 18 тарифного разряда, продовольственным пайком, вещевым имуществом, а также предоставление отпуска в меньшем, чем полагается, размере, необеспечением жилым помещением в связи с увольнением с военной службы в избранной им форме, привел доводы о нарушении своих законных прав и интересов, поддержал изложенные в административном иске требования и просил возложить на командующего <...> обязанность внести в приказ о досрочном увольнении с военной службы соответствующие изменения в части тарифного разряда должностного оклада на день увольнения и выслуги лет на военной службе, возложить на командира войсковой части обязанность отменить приказы о сдаче дел и должности и исключении из списков части и восстановить его в списках личного состава до обеспечения всеми видами довольствия.

Должностные лица, надлежаще извещенные судом о дате, времени и месте рассмотрения иска, в суд не прибыли, об отложении разбирательства не просили.

Представитель руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в письменных возражениях привела доводы о своевременном и полном обеспечении Макагонова денежным довольствием, просила оставить требования административного истца без удовлетворения.

Представитель командующего <...> и командира войсковой части в судебном заседании просила в удовлетворении требований Макагонова отказать, в обоснование привела доводы о том, что оснований для признания незаконным увольнения и исключения административного истца из списков части не имеется, отсутствуют препятствия к исключению заявителя из списков личного состава, поскольку все необходимые мероприятия, предшествующие принятию оспариваемых решений, проведены, нарушения прав не допущено. Макагонов изъявил желание досрочно уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, отказался от предложенных ему должностей, ознакомлен с расчетом своей выслуги лет, обладает правом на обеспечение установленным порядком жилым помещением по нормам действующего законодательства, поскольку с 2008 года является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, состоит в соответствующем реестре, командованием войсковой части выполнены все необходимые действия, связанные с реализацией жилищных прав истца. Правом на сохранение оклада по ранее занимаемой воинской должности Макагонов в силу положений приведенного постановления Правительства не обладает, поскольку 31 июля 2019 года освобожден от занимаемой воинской должности.

Выслушав объяснения истца, представителя командующего <...> и командира войсковой части , исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, заслушав заключение военного прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, военный суд приходит к следующим выводам.

Как определено подпунктом «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 № 1237, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.

Обстоятельства прохождения административным истцом военной службы по контракту, признания не годным к службе в плавсоставе по состоянию здоровья, досрочного увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части подтверждаются исследованными в судебном заседании послужным списком личного дела военнослужащего, контрактом о прохождении военной службы, заключенном Макагоновым на срок пять лет по ДД.ММ.ГГГГ, копии заключения ВВК № 1/12 от 14 февраля 2019 года, которым истец признан не годным к службе в плавсоставе, выписками из приказов командующего <...> от 12 октября 2018 года № 298 о назначении административного истца на должность и от 19 июля 2019 года № 172 о его досрочном увольнении с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе).

Как видно из рапорта от 20 апреля 2019 года, Макагонов изъявил желание досрочно уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, не согласившись с назначением на другие воинские должности.

Из исследованных в судебном заседании листов беседы с военнослужащим, представлением к увольнению, должностными лицами с Макагоновым проведены соответствующие мероприятия, связанные с досрочным увольнением с военной службы.

Как следует из расчета выслуги Макагонова, произведенного ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», общая выслуга административного истца по состоянию на 31 июля 2018 года составляет <...>. Аналогичные сведения о выслуге лет содержатся в представлении Макагонова к увольнению и в приказе командующего <...> от 19 июля 2019 года № 172 о досрочном увольнении с военной службы.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993       № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» определено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам засчитывается военная служба в Вооруженных Силах.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» днем окончания военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как следует из положений п. 1-3 приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2008 года № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию является документом, подтверждающим выслугу лет на пенсию военнослужащему, представляемому к увольнению с военной службы.

При таких обстоятельствах основание для возложения на командующего <...> обязанности по внесению в приказ № 172 от 19 июля 2019 года изменений в части выслуги лет Макагонова на пенсию отсутствует, поскольку сведений об ином расчете соответствующим финансовым органом выслуги лет не имеется. Сведений о наличии препятствий для исчисления подразделением Министерства обороны, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих размера пенсионного обеспечения Макагонова, исходя из его выслуги лет по состоянию на день исключения из списков части, суду не представлено, в связи с чем оснований для вывода о нарушении прав Макагонова на пенсионное обеспечение исходя из приведенного в приказе об его увольнении с военной службы расчете выслуги лет на пенсию не имеется.

Не имеется у суда оснований для признания незаконным приказа об увольнении Макагонова с военной службы в части отсутствия в его тексте указания о сохранении размера оклада по ранее занимаемой административным истцом воинской должности исходя из 18 тарифного разряда. Делая такой вывод, военный суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 1999 года № 305 Министру обороны Российской Федерации разрешено сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемой воинской должности на время их военной службы в новой воинской должности.

Указанное положение о выплате месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности по день сдачи дел и должности в связи с освобождением (отстранением) военнослужащего в установленном порядке от воинской должности содержится также в п. 19 приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Названным пунктом определено, что решение о сохранении за военнослужащим месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности при назначении его на воинскую должность с меньшим месячным окладом оформляется в приказе командира (начальника), который осуществляет назначение военнослужащего на воинскую должность с меньшим месячным окладом, по представлению соответствующего кадрового органа на основании рапорта военнослужащего. Копия указанного приказа приобщается к личному делу военнослужащего.

Как следует из исследованного в судебном заседании послужного списка военнослужащего, приказа командующего <...> от 12 октября 2018 года № 298, Макагонов в связи с организационно-штатными мероприятиями с его согласия назначен на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания с сохранением права на получение оклада по ранее занимаемой должности. Как видно из приказа командира войсковой части от 23 ноября 2018 года № 245, Макагонову с 23 октября 2018 года в связи с назначением на новую должность установлен оклад по ранее занимаемой воинской должности исходя из 18 тарифного разряда. Приказом командира войсковой части от 2 августа 2019 года № 164 Макагонову с 31 июля 2019 года в связи со сдачей им дел и должности определен к выплате оклад по воинской должности исходя из 12 тарифного разряда.

При таких обстоятельствах, поскольку законодателем не предъявляется требований к содержанию в приказе об увольнении с военной службы сведений о сохранении военнослужащему оклада по ранее занимаемой воинской должности, оснований для указания таких сведений в приказе об увольнении административного истца у должностного лица не имеется, а требование Макагонова о возложении на командующего <...> обязанности по внесению в свой приказ № 172 от 19 июля 2019 года об увольнении Макагонова с военной службы сведений о сохраненном должностном окладе по ранее занимаемой должности не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

Ссылка же Макагонова на положения п. «а» ст. 9 Постановления Правительства РФ № 941 не влияет на вывод суда об отсутствии нарушения прав административного истца, поскольку приведенные положения, как это прямо указано в норме, относятся к порядку исчисления пенсии офицерам, переведенным с подводных лодок (подводных крейсеров) по состоянию здоровья или возрасту, либо офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, в то время как административный истец был назначен с его согласия на должность с меньшим окладом в связи с организационно-штатными мероприятиями и проходил военную службу в период такого перемещения в воинском звании ниже подполковника.

Не являются поводом для признания незаконным приказа о досрочном увольнении с военной службы и доводы Макагонова об отсутствии у командующего <...> полномочий на издание приказа об его досрочном увольнении с военной службы.

Так, в соответствии с подпунктом «в» п. 8 ст. 34 Положения досрочное увольнение военнослужащих, кроме указанных в пп. «а» и «б» названного пункта, производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности. Увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» определено, что приказы об увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, подписываются должностными лицами Вооруженных Сил в соответствии с предоставленными полномочиями по назначению на воинские должности и определены соответствующие полномочия, в частности, полномочия по назначению на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, распространяются на командующих войсками военных округов (флотов). Таким образом, командующий <...>, издавший приказ о досрочном увольнении Макагонова, действовал в пределах предоставленных ему руководителем федерального органа исполнительной власти полномочий.

Не являются основанием для признания незаконным приказа об увольнении с военной службы также доводы Макагонова о необеспеченности жилым помещением в связи с увольнением с военной службы.

Как следует из положений п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военно-служащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго, третьего и четвертого пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Как видно из рапорта Макагонова от 23 января 2008 года, уведомления о включении военнослужащего в реестр и личной карточки участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), административный истец установленным порядком включен в реестр участников НИС.

Таким образом, на Макагонова, как участника НИС не распространяются положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», содержащего запрет на увольнение военнослужащих с военной службы без их согласия в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. Ограничений на досрочное увольнение с военной службы военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, вопреки доводам административного истца, законодателем не определено.

Рассматривая требования Макагонова о признании незаконными действий командира войсковой части , связанных с изданием приказа о сдаче административным истцом с 31 июля 2019 года дел и должности, а также признании незаконной выплату денежного довольствия как военнослужащему, зачисленному в распоряжение командира, военный суд исходит из следующего.

Пунктом 16 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Порядок и основания сдачи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дел и должности, определены п.п. 196-214 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному и введенному в действие с 1 декабря 2014 года приказом Министра обороны РФ от 03 июня 2014 года № 333 (далее – Руководство)

Так, в соответствии с п. 196 Руководства все должностные лица, отвечающие за хозяйственную деятельность, при назначении на должность или переводе к новому месту службы должны лично принимать и сдавать дела и должность.

При этом запрета на передачу дел и должности увольняемым военнослужащим, а также в отсутствии лица, передающего дела и должность, составом комиссии, назначенной установленным порядком, названное Руководство не содержит.

Как видно из исследованных в судебном заседании копии рапорта Макагонова от 31 июля 2019 года о сдаче дел и должности, приказа командира войсковой части от 2 августа 2019 года, а также накладных от 30 августа 2019 года №№ 116, 207, 208, 467, 468 во исполнение приказа командующего <...> от 19 июля 2019 года № 172 о досрочном увольнении Макагонова с военной службы дела и должность Макагоновым сданы, а имущество и материальные ценности <...> переданы соответствующими накладными 30 августа 2019 года. Замечаний по передаче имущества не поступило.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах военный суд не находит в действиях командира войсковой части нарушения порядка приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность, определенных вышеуказанным Руководством, а доводы административного истца о нарушении должностным лицом порядка передачи им дел и должности полагает необоснованными.

Делая такой вывод, суд учитывает вышеуказанные положения Руководства и Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которым военнослужащий, увольняемый с военной службы, до исключения из списков части сдает дела и должность. При этом правом выбора срока сдачи дел и должности военнослужащий не обладает, необходимость передачи дел и должности и ее сроки определяются командиром войсковой части с учетом служебной необходимости.

В судебном заседании установлено, что передача дел и должности Макагоновым произведена установленным порядком во исполнение приказа вышестоящего должностного лица об его досрочном увольнении с военной службы. При этом факт сдачи дел и должности в период отпуска прав и свобод административного истца не нарушает.

    Вместе с тем военный суд находит незаконной выплату Макагонову с 1 августа 2019 года денежного довольствия без учета дополнительных выплат. Делая такой вывод, военный суд исходит из следующего.

    Согласно пп. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона 28 марта 1998 года     № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).

    Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

    В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

    В целях реализации Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о порядке прохождения военной службы, приказом Минобороны РФ от 17 декабря 2012 года № 3733 утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно пункту 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.

    Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.

    Из исследованных в судебном заседании приказов командира войсковой части от 10 декабря 2018 года № 274, от 23 января 2019 года № 12, от 26 февраля 2019 года № 37, справки начальника службы ЗГТ войсковой части от 11 декабря 2019 года о допуске Макагонова к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, из содержания сведений базы данных СПО «Алушта» и расчетных листков начисления административному истцу денежного довольствия в ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» следует, что Макагонову установлены к выплате и до 1 августа 2019 года выплачивались оклад по ранее занимаемой воинской должности исходя из 18 тарифного разряда, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячная премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Названные обстоятельства должностными лицами не оспаривались, доказательств прекращения доступа Макагонова к составляющим государственную тайну сведениям, а также снижения размера его ежемесячной премии суду ответчиками не представлено.

    В судебном заседании на основании данных личного дела военнослужащего сведений об освобождении установленным порядком от занимаемой воинской должности и зачислении Макагонова в распоряжение командира (начальника) не добыто. При таких обстоятельствах издание командиром войсковой части приказа от 2 августа 2019 года № 164 о сдаче с 31 июля 2019 года Макагоновым дел и должности не свидетельствует об освобождении административного истца от занимаемой должности в установленном законом порядке.

    Таким образом, прекращение выплаты Макагонову сохраненного оклада по ранее занимаемой воинской должности, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей с 1 августа 2019 года не обоснованно и нарушает право Макагонова на получение денежного довольствия в установленном законом порядке и размерах.

При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу о нарушении права Макагонова на обеспечение денежным довольствием в порядке и размерах, установленных действующим законодательством, в связи с чем признает незаконным приказ командира войсковой части от 2 августа 2019 года № 164 в части установления Макагонову с 1 августа 2019 года денежного довольствия.

При таких обстоятельствах в целях восстановления нарушенного права административного истца на обеспечение денежным довольствием, военный суд возлагает на командира войсковой части обязанность установить Макагонову с 1 августа 2019 года по 3 сентября 2019 года к выплате оклад по ранее занимаемой воинской должности, соответствующий 18 тарифному разряду, а также ежемесячные надбавки за особые условия военной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

Как усматривается из расчетных листков административного истца, единовременное пособие при увольнении с военной службы ему рассчитано и выплачено исходя их оклада по воинской должности, соответствующего 12 тарифному разряду.

В соответствии с п. 144 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 военнослужащим, уволенным с военной службы непосредственно с воинской должности, за время исполнения которой выплачивался сохраненный в порядке, предусмотренном пунктом 19 настоящего Порядка, оклад по ранее занимаемой воинской должности, выплата пособия при увольнении с военной службы производится из этого оклада.

Поскольку в судебном заседании установлены обстоятельства зачисления военнослужащих войсковой части на финансовое обеспечение в ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и перечисления денежного довольствия через названное учреждение, военный суд в целях восстановления нарушенного права административного истца на получение денежного довольствия в полном размере возлагает на руководителя названного ФКУ обязанность произвести перерасчет и выплату денежного довольствия Макагонову за период с 1 августа по 3 сентября 2019 года в порядке и размерах, установленных ему по состоянию на 1 августа 2019 года, как военнослужащему, находящемуся на воинской должности, а также единовременного пособия при увольнении с военной службы исходя из оклада, соответствующего 18 тарифному разряду.

Рассматривая требования Макагонова, связанные с оспариванием исключения из списков личного состава и необеспечением положенными видами довольствия, военный суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 16 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Из рапортов Макагонова от 21 марта 2019 года, от 13 августа 2019 года усматривается, что истец изъявил желание пройти профессиональную переподготовку в связи с увольнением с военной службы.

Как видно из уведомления о направлении на обучение от 31 мая 2019 года и направления от 2 августа 2019 года, Макагонов направлен в г. Москву для прохождения профессиональной переподготовки в период с 2 сентября по 20 декабря 2019 года. Непрерывное нахождение в указанный период на переподготовке в учебном заведении за пределами местности прохождения военной службы административный истец подтвердил в судебном заседании.

Как установлено в судебном заседании, Макагонов, досрочно уволенный с военной службы, 3 сентября 2019 года исключен из списков личного состава воинской части.

Согласно сведений базы данных СПО «Алушта», представленных ФКУ «Единый расчетный центр» МО РФ, денежное довольствие за август и сентябрь 2019 года с единовременным пособием при увольнении с военной службы перечислено истцу 5 сентября 2019 года.

Как следует из препроводительных писем от 9 декабря 2019 года № 5217, 5218, должностным лицом войсковой части выписки из приказа № 182 от 3 сентября 2019 года об исключении Макагонова из списков части направлены в довольствующую войсковую часть для реализации в части обеспечения вещевым и продовольственным имуществом.

Таким образом, поскольку в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о препятствиях для получения Макагоновым положенных видов продовольственного и вещевого обеспечения, в том числе после завершения профессиональной переподготовки, оснований для признания незаконным приказа командира войсковой части от 3 сентября 2019 года № 182 об исключении истца из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы.

Не является основанием для восстановления Макагонова в списках личного состава воинской части и установленный судом факт нарушения права на выплату денежного довольствия с 1 августа по 3 сентября 2019 года с учетом дополнительных выплат и повышенного размера оклада по должности. По мнению суда, несвоевременное обеспечение заявителя данной денежной выплатой не повлекло существенных нарушений его прав, при этом суд принимает во внимание, что размер определенной Макагонову выплаты несоизмерим с последующими выплатами, которые административный истец мог бы получить в случае своего восстановления в списках личного состава воинской части, вследствие чего причиненный ему ущерб был бы возмещен в большем, чем это положено по закону размере, что недопустимо.

Доводы административного истца о неисполнении командиром войсковой части обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Порядок выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 686 «Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения». Пунктами 3 и 4 названного Постановления определено, что выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы один раз за весь период военной службы. Расчет размера дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - заинтересованный федеральный орган).

В соответствии с пунктами 58-59 Приказа Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года № 245 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» выплата дополнительных средств производится лицам, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе. Расчет размера дополнительных денежных средств производится воинскими частями (ответственными должностными лицами) и отдельным органом военного управления.

Как регламентировано пунктом 60 названного Приказа командование воинской части (ответственное должностное лицо) не позднее 7 рабочих дней после исключения участника НИС из списка личного состава выдает бывшему участнику НИС (члену его семьи) заверенные выписки из послужного списка, приказов об увольнении с военной службы (с указанием основания увольнения) и исключении из списков личного состава воинской части, справки о составе семьи и об общей продолжительности военной службы военнослужащего, а также расчет размера дополнительных денежных средств и сообщает почтовые адреса и наименования органа финансового обеспечения (финансово-экономического органа) и подразделения жилищного обеспечения, в которых состоит на обеспечении воинская часть.

В соответствии с порядком, определенным п. 61 вышеупомянутого приказа Министра обороны РФ в трехмесячный срок со дня исключения участника НИС из списков личного состава воинской части бывший участник НИС подает заявление в письменной форме на получение дополнительных денежных средств в подразделение жилищного обеспечения.

Как видно из сопроводительного письма от 12 сентября 2019 года, Макагонову 6 сентября 2019 года направлены документы для выплаты именных денежных средств с накопительного счета, а также для выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, для исключения из реестра участников НИС.

Из сообщения 3 территориального отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 30 декабря 2019 года следует, что Макагонов <...> обеспечен служебным жилым помещением на основании договора найма служебного жилого помещения по <адрес> документы на исключение административного истца из участников НИС с правом на выплату накоплений установленным порядком направлены в Департамент жилищного обеспечения МО РФ 29 ноября 2019 года.

Таким образом, командиром войсковой части выполнены предусмотренные приведенными положениями Федерального закона, Постановления Правительства РФ и приказа Министра обороны РФ обязанности по предоставлению необходимых документов для реализации Макагоновым своего права на обеспечение жилым помещением.

Приведенные административным истцом доводы о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения в течение шести месяцев со дня получения денежных средств не свидетельствуют о нарушении права Макагонова на обеспечение жилым помещением, поскольку фактическое освобождение служебного жилого помещения после реализации права на обеспечение постоянным жильем является обязанностью бывшего военнослужащего.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227      КАС РФ, военный суд

                                              решил:

Административный иск Макагонова <...> об оспаривании действий командующего <...>, командира войсковой части , руководителя ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с увольнением с военной службы, исключением из списков личного состава воинской части, удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ командира войсковой части от 2 августа 2019 года № 164 в части установления Макагонову с 1 августа 2019 года денежного довольствия.

Возложить на командира войсковой части обязанность в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу установить Макагонову <...> к выплате с 1 августа 2019 года по 3 сентября 2019 года оклад по ранее занимаемой воинской должности исходя из 18 тарифного разряда, а также ежемесячные надбавки за особые условия военной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

Возложить на руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ обязанность произвести перерасчет и выплату денежного довольствия Макагонову <...> за период с 1 августа по 3 сентября 2019 года в порядке и размерах, установленных ему по состоянию на 1 августа 2019 года, как военнослужащему, находящемуся на воинской должности, а также единовременного пособия при увольнении с военной службы исходя из оклада, соответствующего 18 тарифному разряду.

В удовлетворении требований о признании незаконным приказа командующего <...> от 19 юля 2019 года № 172 о досрочном увольнении Макагонова с военной службы, приказов командира войсковой части от 2 августа 2019 года № 164 о сдаче дел и должности, от 3 сентября 2019 года № 182 об исключении Макагонова из списков личного состава воинской части- отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть начиная с 31 декабря 2019 года.

Судья 35 гарнизонного военного суда                                       С.В. Сорокина

Копия верна.

Судья 35 гарнизонного военного суда

С.В. Сорокина

Секретарь судебного заседания                                            О.С. Шкляревская

2а-292/2019 ~ М-317/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Макагонов В.Е.
Ответчики
Командир войсковой части 36030
Командующий ТОФ
ЕРЦ МО РФ
Суд
35 гарнизонный военный суд
Судья
Сорокина Светлана Владимировна
02.12.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.12.2019[Адм.] Передача материалов судье
04.12.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
09.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019[Адм.] Судебное заседание
30.12.2019[Адм.] Судебное заседание
30.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее