Решение по делу № 2-216/2018 (2-3250/2017;) ~ М-3232/2017 от 03.08.2017

Дело № 2-216/2018

Решение

Именем Российской Федерации

    30 января 2018 года            город Севастополь

    Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

    председательствующего судьи                                               Милошенко Н.В.,

    при секретаре                                                                            Реент Ю.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галушка Е. Л., Галушка Л. К. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельные участки и дачный жилой дом в порядке наследования по закону, по встречному иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Галушка Е. Л., Галушка Л. К. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельные участки, отсутствующим права собственности на земельные участки, истребовании земельных участков из незаконного владения, по делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Жукову В. В., Галушка Е. Л., Галушка Л. К. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, отсутствующим права собственности на земельные участки, истребовании земельного участка из незаконного владения, по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Скрипниковой (Гераськовой) Ю. Г., Галушка Е. Л., Галушка Л. К. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на земельный участок и истребовании из незаконного владения земельного участка,

у с т а н о в и л:

    Галушка Е. Л., Галушка Л. К. обратились в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просят суд установить факт вступления в наследство в связи с открытием наследственного дела, признать за наследниками Галушка Е. Л. и Галушка Л. К. по ? (одной второй) доли в праве собственности на земельные участки <адрес>а, расположенные по адресу: город Севастополь, <адрес>, Севастопольская зона ЮБК, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства и по ? (одной второй) доли в праве собственности на жилой дом, расположенный на земельных участках , , по адресу: город Севастополь, <адрес>, Севастопольская зона ЮБК, не введенный в эксплуатацию. В обоснование исковых требований указали, что являются супругой и сыном умершего Галушка Л. М., который являлся собственником указанных участков и дачного жилого дома (не сданного в эксплуатацию) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, государственный акт на право собственности на земельный участок – серия ЯИ и свидетельств о праве собственности на имя Галушка Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ, серия САВ, на земельный участок -а и от ДД.ММ.ГГГГ, серия САВ , на земельный участок . Пояснили, что жилой дачный дом, расположенный на участках , по адресу: город Севастополь, <адрес>, в соответствии с техническим паспортом объекта капитального строительства, выданного в 2017 году Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» (инвентарный ) имеет площадь 515,1 кв.м. Считают, что факт принятия наследственного имущества в Крыму подтверждается тем, что Галушка Е.Л. и Галушка Л.К. совершили действия, свидетельствующие о его фактическом принятии, в частности: вступили во владение домом и управление им, производили ремонт за счет личных средств, принимали меры по сохранению наследственного имущества. Истцы обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

    ДД.ММ.ГГГГ нотариус Нотариальной палаты города Севастополя Пушкарева Л.В. открыла наследственное дело 20/2016, но отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Сославшись на ст. ст. 72 и 73 Основ законодательства Российской Федерации, нотариус считает необходимым предоставления в ее адрес надлежаще заверенной копии уже открытого наследственного дела в Украине для получения сведений о круге наследников и выданных свидетельствах о праве на наследство.

    В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направил встречное исковое заявление к Галушка Е. Л., Галушка Л. К. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения. Просит признать недействительным свидетельство о праве собственности Галушка Л.М. на земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства. В связи с чем, признать отсутствующим право собственности и истребовать указанный земельный участок в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.

В обоснование исковых требований указали, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении материалов выбора земельного участка и предоставление согласия обслуживающему кооперативу «Дачно – строительный кооператив «Сириус» на разработку проекта землеустройства по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма » предоставлено разрешение гражданам – членам указанного кооператива на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства в составе квартала индивидуальной дачной застройки. В дальнейшем, на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «О передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительное товарищество «Сириус» земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 56/1-56/47», ответчику в собственность был передан вышеуказанный земельный участок и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. На основании данных, полученных из государственного архива города, истец пришел к выводу, что Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось названное выше распоряжение, заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Кроме того, в соответствии с регулирующим спорные правоотношения законодательством, действующим на момент в период их возникновения, СГГА не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками в пределах населенного пункта – города Севастополь, такими полномочиями обладал Севастопольский городской Совет. Вместе с тем, в результате вышеуказанных действий незаконно было изменено целевое назначение земельного участка, относящегося к землям лесного фонда.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя полагает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок, следовательно, земельный участок подлежит истребованию.

    ДД.ММ.ГГГГ Балаклавским районным судом города Севастополя вынесено определение об объединении гражданских дел по иску Галушка Е. Л., Галушка Л. К. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельные участки, расположенные по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 56/12, 56/13, 56/13 «а» и дачный жилой дом, расположенный на участках и , по адресу г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК в порядке наследования по закону, по встречному иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Галушка Е. Л., Галушка Л. К. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 56/13 «а», ранее присвоенный кадастровый ; гражданского дела по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Скрипниковой (Гераськовой) Ю. Г. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и истребовании имущества из чужого незаконного владения земельного участка площадью 1000 м.кв., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ЮБК, , ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка – ; гражданского дела по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Жукову В. В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенный в <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, ранее присвоенный кадастровый в одно производство для совместного правильного рассмотрения и разрешения.

    После чего Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя в качестве ответчиков по делу об истребовании земельных участков, площадью 1000 м.кв., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ЮБК, , ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка – и земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенный в <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, ранее присвоенный кадастровый указал Галушка Е.Л. и Галушка Л.К.

Галушка Е.Л. и Галушка Л.К. в судебное заседание не явились, проживают в Украине, о времени и месте его проведения уведомлялись в установленном законом порядке. Направили для участия в суде своего представителя Стрелец О.С., которая участвовала в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истцов Стрелец О.С. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ настаивала на удовлетворении исковых требований Галушка Е.Л. и Галушка Л.К. и возражала против удовлетворения требований об истребовании земельных участков, как по существу, так и в связи с истечением сроков исковой давности. Ходатайство об отложении рассмотрения дела судом оставлено без удовлетворения.

    Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебном заседании настаивал на удовлетворении встречных исковых требований об истребовании земельного участка площадью 500 кв.м, расположенный в <адрес> по изложенным в иске основаниям. Поддержал также требования об истребовании участков площадью 500 кв.м, расположенный в <адрес>, площадью 1000 кв, расположенный в городе Севастополе, Севастопольская зона ЮБК, 56/12, считая надлежащими ответчиками по делу Галушка Е.Л., Галушка Л.К., как лиц, фактически принявших наследство после смерти Галушка Л.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

    Жуков В.В. и Гераскова Ю.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в установленном процессуальным законом порядке.

Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения уведомлен надлежаще.

Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения уведомлен надлежаще.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, учитывая также тот факт, что сведения о времени и месте рассмотрения дела размещены на официальном сайте в сети Интернет Балаклавского районного суда.

Выслушав пояснения участников рассматриваемого дела, представленные возражения на встречный иск, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, находит заявленные встречные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Поскольку указанные правоотношения возникли до введения на территории города Севастополя Гражданского кодекса Российской Федерации, к ним подлежат применению положения ранее действовавшего Гражданского кодекса Украинской ССР 1963 года.

Согласно статье 549 ГК Украинской ССР признается, что наследник принял наследство, если он фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом.

Как следует из искового заявления, истцы Галушка фактически проживали вместе с наследодателем Галушка Л.М., что подтверждается предоставленной справкой «Центра коммунального сервиса, что подтверждается представленными суду доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Право собственности у Галушка Л.М. на спорные земельные участки возникло вследствие заключения договоров купли-продажи с Гераськовой Ю.Г. и Жуковым В.В. После чего земельный участок общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, <адрес> кадастровый был разделён на 2 (два) земельных участка площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, Севастопольская зона ЮБК, 56/13, с присвоением кадастрового номера и земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, с присвоением кадастрового номера .

Поскольку смерть наследодателя Галушка Л.М. наступила до введения на территории города Севастополя законодательства Российской Федерации, к правоотношениям связанным с наследованием имущества подлежат применению положения Гражданского кодекса Украины, действовавшего в указанный период.

Частью 3 статьи 1268 ГК Украины предусмотрено, что наследник, который постоянно проживал совместно с наследодателем на момент открытия наследства, считается принявшим наследство, если в течение срока, установленного статьей 1270 этого Кодекса, он не заявил об отказе от него.

Частью 1 статьи 1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В соответствии с частью 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Учитывая вышеприведенные положения закона, истцы Галушка считаются принявшими наследство после смерти Галушка Л.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, факт совместной регистрации, а также указанные истцами обстоятельства свидетельствуют о фактическом принятии ими наследства, которым в данном случае являются спорные земельные участки, собственником которых стал Галушка Л.М. в результате приобретения их у Гераськовой Ю.Г. и Жукова В.В.,

Согласно пункту 11 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

В пункте 59 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указали судам, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Поскольку право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает у наследника со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), истец, ссылающийся как на основания иска, на обстоятельства принятия наследственного имущества, обязан представить доказательства возникновения на спорное недвижимое имущество права собственности у наследодателя, в том числе доказательства государственной регистрации права, осуществленной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершения регистрации.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении материалов выбора земельного участка и предоставление согласия обслуживающему кооперативу «Дачно – строительный кооператив «Сириус» на разработку проекта землеустройства по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма » гражданам – членам указанного кооператива предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства в составе квартала индивидуальной дачной застройки, расположенных по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма .

На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «О передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительное товарищество «Сириус» земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>», Жукову В.В. и Гераськовой Ю.Г. предоставлены в собственность земельные участки: Жукову В.В - земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, <адрес> целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства, ранее присвоенный кадастровый ; Гераськовой Ю.Г. - земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, Севастопольская зона ЮБК, 56/13, целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства, ранее присвоенный кадастровый

В последующем, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ - р «Об отмене распоряжения председателя городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р» распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении материалов выбора земельного участка и предоставление согласия обслуживающему кооперативу «Дачно – строительный кооператив «Сириус» на разработку проекта землеустройства по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма » отменено.

В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится в границах города Севастополя, полномочия по распоряжению этим участком относились к компетенции Севастопольского городского Совета, а не Севастопольской городской государственной администрации.

Кроме того, из информации, предоставленной ГКУ «Архив города Севастополя» следует, что Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «О передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительное товарищество «Сириус» земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу<адрес> которым ответчикам переданы земельные участки в собственность, не издавалось. Указанный номер является свободным, и не содержит в себе какого – либо решения.

Также следует отметить, что при предоставлении спорных земельных участков ответчикам Жукову В.В. и Герасковой Ю.Г. нарушено законодательство, регулирующее порядок использования земель лесного фонда Украины, действовавшего на день издания указанного Распоряжения, указанным Распоряжением незаконно изменено целевое назначение спорных земельных участков.

Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено отнесение земель к той или иной категории.

Согласно статье 6 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

Спорные земельные участки находятся в составе угодий, которые Решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся -р от ДД.ММ.ГГГГ распределены Севастопольскому лесхоззагу.

Расположены в границах земель государственной собственности лесного назначения: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 9, выдел 17, 24-28, 40,41, 43, 45, 46, квартал 16 выдел 1-4, 6-24, 28, 29, 56,58 Орлиновского участкового лесничества. Кадастровый номер земельного участка 91:01:000000:63

На основании постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 34,322 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».

В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово – картографические материалы лесоустройства.

В судебном заседании обозревались материалы лесоустройства 2001 года и 2011 года, планово-картографические материалы как 1999 года, так и 2011 года подтверждают расположение спорных участков в пределах земель Орлиновского лесничества.

Фактическое расположение спорных земельных участков в составе лесного участка Орлиновского лесничества подтверждается Государственным лесным кадастром г. Севастополя 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка 91:01:058:002:1023, заключением специалиста.

Согласно технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка, путем сопоставления «Схемы территории лесного фонда общей площадью 34 332 га, закрепленных за Государственным казенным учреждением «Севастопольское лесничество» и планово – графическим материалами лесоустройства, спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово – картографических материалов лесоустройства.

Земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами (ст. 55 ЗКУ).

Порядок использования земель лесного фонда определяется законом (п.2 ст. 57 ЗКУ).

Земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, что предусмотрено Земельным кодексом Украины (ст. ст. 56, 57 ЗКУ).

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Согласно ст. 13 ЗКУ именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.

Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для вед лесного хозяйства (ст. 57 ЗКУ, ч. 1 ст. 17 ЛК Украины).

Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (ст. 27 ЛК Украины).

Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.

Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

При выделении земельного участка ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка и на изменение его целевого назначения не давало. Таким образом, при издании распоряжения были нарушены нормы Лесного, Земельного кодексов Украины.

Кроме того, ОК «ДСК «Сириус» не являлся государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 4, 6706 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.

Земельный участок общей площадью 4, 6706 га, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «ДСК «Сириус», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование ОК «ДСК «Сириус» в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.

Земельный участок площадью 4, 6706 га мог быть передан в пользование только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (часть 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Как уже было указано выше, на основании постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 34,332 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».

То есть, землепользователем указанного земельного участка является Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество».

Согласно части 5.1. статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи, а именно: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается, что предусмотрено частью 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предоставление земельного участка для «индивидуального дачного строительства», для «строительства и обслуживания жилого дома» в границах городских лесов, противоречит законодательству Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, то есть распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено его целевое назначение, при этом решение об изъятии спорных земельных участков для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.

При таких обстоятельствах спорные земельные участки были переданы в собственность третьих лиц вопреки нормам действовавшего на момент его передачи законодательства и воли собственника.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Таким образом, поскольку Жуков В.В., Скрипникова (Гераськова) Ю.Г. в установленном порядке право собственности на спорные земельные участки не приобрели, земельные участки выбыли из владения собственника помимо его воли, в дальнейшем, совершив отчуждение земельных участков в пользу Галушка Л.М. эти объекты недвижимости подлежат истребованию из чужого незаконного владения его наследников Галушка Е.Л, Галушка Л.К., с учетом установленного факта принятия ими наследства после смерти Галушка Л.М., на основании статьи 301 ГК РФ, в силу которой собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Достаточных доказательств добросовестности действий наследодателя Галушка Л.М. при приобретении вышеуказанных участков у Жукова В.В., Гераськовой Ю.Г. и иные обстоятельства не являются препятствием к истребованию указанного имущества, поскольку отсутствуют доказательства того, что приобретатель Галушка Л.М. проявил должную разумную осторожность и осмотрительность, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателей права распоряжаться спорным имуществом. Таким образом, спорные земельные участки подлежат истребованию у наследников Галушка Л.М. - Галушка Е.Л. и Галушка Л.К.

Виндикационный иск к Жукову В.В., Скрипниковой (Гераськовой) Ю.Г. суд оставляет без удовлетворения, поскольку истребование имущества возможно только от лица, в фактическом владении которого оно находится.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не право подтверждающий документ о собственности.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

Вместе с тем, исковые требования о признании недействительными свидетельств о праве собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права собственности на спорные земельные участки и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у Галушка Е.Л. и Галушка Л.К. спорных земельных участков уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.

Суд не соглашается с позицией представителя Галушка Е.Л. и Галушка Л.К. - Стрелец О.С. о пропуске срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, подписанный в Москве ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество, и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.

Департамент по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя не является правопреемником государственных органов г. Севастополя Украины (Севастопольской городской государственной администрации).

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано Распоряжение -РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».

Распоряжением Правительства Севастополя -РП от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение -РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».

То есть земельный участок Орлиновского участкового лесничества поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 91:01:058002:611 на основании материалов лесоустройства 2001 года.

Письмом Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество» сообщило Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, что при наложении кадастровых номеров участков в публичной кадастровой карте земельные участки по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 56/1-47, переданные в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Сириус», расположены в границах земель государственной собственности лесного назначения, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, квартал 9, выдел 17, 24-28, 40,41,43, 45, 46, квартал 16 выдел 1-4, 6-24, 28,29, 56, 58 Орлиновского участкового лесничества.

То есть о незаконном изъятии из состава земель лесного фонда земельных участков, входящих в состав Орлиновского участкового лесничества, установлен в марте 2017 года.

Кроме того, как уже было указано выше, информация о том, что Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «О передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительное товарищество «Сириус» земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 56/1-56/47», фактически не издавалось, предоставлена ГКУ «Архив города Севастополя» Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ.

Акт о передаче архивного фонда СГГА на хранение в Архив города Севастополя утвержден ДД.ММ.ГГГГ.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что факт незаконного предоставления земельного участка в собственность третьих лиц не мог быть установлен ранее выявления этого обстоятельства на основании информации, полученной из государственного архива и от ГКУ ГС «Севастопольское лесничество», то есть ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя узнал о возможном нарушении прав, получив соответствующие сообщения, после чего обратился в суд.

При таких обстоятельствах срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.

Рассматривая требования истцов Галушка о признании права собственности на строение, расположенное на вышеуказанных спорных земельных участках суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1, части 2, части 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

В рассматриваемом случае, строение, на которое истцы просят признать право собственности является самовольной постройкой, право собственности за наследодателем не зарегистрировано. Поскольку спорные земельные участки, на котором расположено вышеуказанное строение на основании настоящего решения суда истребуются у ответчиков, основания для признания права собственности на самовольную постройку за истцами суд не усматривает, в удовлетворении исковых требований истцам Галушка Е.Л. и Галушка Л.К. следует отказать. Оснований для удовлетворения требований об установлении факта принятия наследства суд не усматривает, полагая, что указанные требования не являются самостоятельными, являются основаниями заявленных в иске требований о признании права собственности на указанное в иске наследственное имущество.

Возражения представителя Галушка Е.Л. и Галушка Л.К.Стрелец О.С. судом во внимание не принимаются, поскольку они не основаны на требованиях вышеуказанного законодательства, которыми суд руководствовался при вынесении решения суда об удовлетворении требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об истребовании земельных участков.

В силу статьи 103 ГПК РФ с Галушка Е.Л. и Галушка Л.К. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Галушка Е. Л., Галушка Л. К. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельные участки и дачный жилой дом в порядке наследования по закону отказать в полном объеме.

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Галушка Е. Л., Галушка Л. К. земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный в <адрес>, ранее присвоенный кадастровый , земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный в <адрес> ранее присвоенный кадастровый , земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный в <адрес>, ранее присвоенный кадастровый в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В удовлетворении остальной части исковых требований Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказать.

Взыскать с Галушка Е. Л. в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 150 рублей.

Взыскать с Галушка Л. К. в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-216/2018 (2-3250/2017;) ~ М-3232/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Галушка Е.Л.
Галушка Л.К.
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Стрелец О.С.
Жуков В.В.
Киричевская Н.В.
Гераскова Ю.Г.
Суд
Балаклавский районный суд
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
03.08.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2017[И] Передача материалов судье
07.08.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2017[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.10.2017[И] Предварительное судебное заседание
21.11.2017[И] Судебное заседание
27.11.2017[И] Судебное заседание
27.11.2017[И] Судебное заседание
25.12.2017[И] Судебное заседание
26.12.2017[И] Судебное заседание
30.01.2018[И] Судебное заседание
05.02.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее