дело № 2а-1954/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 августа 2018 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи И.Е. Обуховой,
при секретаре А.Л. Овчаренко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Блинова Николая Александровича к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка за плату незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Блинов Н.А. обратился в суд с административным иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка за плату площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью застройки <данные изъяты>., степенью готовности <данные изъяты> согласно техническому плану по состоянию на 28.06.2017 г., изготовленного ООО «БКИ», незаконным.
В обоснование требований административный истец указал, что постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 08.12.1997 г. №№3055 в редакции постановления от 29.12.1998 г. № 2842, ему было разрешено проектирование и строительство двухквартирного жилого дома на предоставленном в аренду земельном участке площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> после чего выдано разрешение на строительство жилого дома, гаража и хозяйственных построек. Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 12.02.2018 г. за Блиновым Н.А. признано право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный в границах земельного участка по вышеуказанному адресу, после чего право собственности на недвижимое имущество было зарегистрировано в установленном законом порядке. 05.06.2018 г. административный истец обратился в администрацию Тамбовского района Тамбовской области для предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность за плату, а также утверждения схемы расположения земельного участка, на котором осуществляется строительство жилого дома. По мнению административного истца, в нарушение требований статей 15, 59 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ответчик отказал истцу в предоставлении права выкупа земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, чем нарушил его права. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Административный истец Блинов Н.А. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания административного дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Блинова Н.А. по доверенности Калмыков И.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области по доверенности Курзина М.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частей 1 и 2 статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункта 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
К законам, предусматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 ГК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Одновременно в части 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно приведенной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в части 2 статьи 9, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться соответственно способами, установленными гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 12 февраля 2018 года установлено, что на основании постановления Главы Стрелецкого сельсовета Тамбовского района Тамбовской области № 131 от 28.11.1997 года, спорный земельный участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, был предоставлен в аренду сроком на 3 года для проведения проектных работ и строительства двухквартирного дома Блинову Н.А. и Шабанову В.И.
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области №3055 от 08.12.1997 года Блинову Н.А. и Шабанову было предоставлено право на проектирование и строительство двухквартирного жилого дома на указанном земельном участке.
На основании постановления главы Стрелецкого сельсовета Тамбовского района Тамбовской области № 101 от 21.12.1998 года частично изменено Постановление №131 от 28.11.1997 года, земельный участок в размере 0, 075 га был изъят у Шабанова В.И. и передан Блинову Н.А.
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области №2842 от 29.12.1998 года, внесены изменения в п.2,3,4,5,6 Постановления №3055 от 08.12.1997 года, проектирование и строительство индивидуального жилого дома на предоставленном в аренду сроком на 3 года земельном участке площадью <данные изъяты> по адресу <адрес> разрешено Блинову Н.А. Главному архитектору Тамбовского района поручено выдать паспорт на застройку участка. На Блинова Н.А. была возложена обязанность производить застройку участка в строгом соответствии со строительным паспортом. Блинову Н.А. был выдан паспорт исходной документации для строительства жилого дома, а также получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, строительства индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес> генплан, после чего Блинов Н.А. приступил к строительству спорного объекта недвижимости, в частности: им были выполнены работы по расчистке земельного участка и заложен фундамент под жилой дом.
Согласно сведений об основных характеристиках объекта недвижимости по состоянию на 22.05.2018 г., объект незавершенного строительства, степенью готовности <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Блинову Н.А.
05.06.2018 г. административный истец обратился в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением на предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с письмом администрации Тамбовского района Тамбовской области № 4/6298 от 29.06.2018 г. Блинову Н.А. было отказано. В обоснование отказа, представитель администрации Тамбовского района Тамбовской области ссылается на ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, устанавливающую исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно ст.39.6 ЗК РФ Блинову Н.А. рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Блинов Н.А. обратился с вышеназванными административными требованиями в суд.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> находится объект незавершенного строительства, площадью застройки <данные изъяты> проектируемое назначение – жилое, степенью готовности <данные изъяты>. Строительство данного объекта не завершено до настоящего времени.
Суд исходит из того, что объект незавершенного строительства степенью готовности <данные изъяты> не отвечает признакам жилого дома и не может быть использован административным истцом по целевому назначению.
Таким образом, цель, в соответствии с которой земельный участок ранее предоставлялся в аренду, достигнута, материалы дела не содержат.
Доводы административного истца о том, что на испрашиваемом земельном участке имеется объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано за ним в ЕГРП, подлежат отклонению, поскольку доказательства того, что он является объектом капитального строительства отсутствуют.
При рассмотрении заявленных административных требований, суд учитывает положения подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, предусматривающие, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, а также положения пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, устанавливающие права собственников объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, на приобретение соответствующих земельных участков.
Таким образом, возможность приобретения такого земельного участка в собственность возможна только после завершения строительства и оформления права собственности на вновь созданное недвижимое имущество.
На основании изложенного, административные исковые требования Блинова Н.А. к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка за плату незаконным, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Блинова Николая Александровича к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка за плату незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И. Е. Обухова
Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2018 г.
Судья И. Е. Обухова