Решение по делу № 2-132/2015 (2-1414/2014;) от 22.12.2014

Дело № 2–132/15                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                  ДД.ММ.ГГГГ

Чернушинский районный суд ФИО3 края в составе:

Председательствующего судьи Мень О.А.,

помощника прокурора Чернушинского района ФИО7

при секретаре ФИО6,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куединского района Пермского края в интересах ФИО4 к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куединского района Пермского края в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, КГБУ «ДКС», МТУ № 4 МСР Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Исковые требования обоснованы следующим: прокуратурой района в связи с обращением ФИО4, как лица из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что мать – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец – ФИО2, решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. На основании постановления Киргинской администрации Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 передан под опеку супругам ФИО12. Постановлением администрации Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО11 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ закрепленное за ФИО4 жилое помещение признано непригодным. Постановлением администрации Куединского района ФИО3 края № 177-па от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилплощади за ФИО4» признано утратившим силу. Согласно диплому ГОУ НПО «Профессиональное училище № 89» ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ получил профессиональное образование по профессии «Мастер отделочных работ». На основании решения комиссии МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 включен в список детей – сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения на 2013 год. Согласно информации Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» ФИО4 собственного жилья не имеет. На жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ФИО4 право собственности не имеет, договор социального найма с им не заключался. Данное жило помещение является собственностью бывшего опекуна ФИО8 В настоящее время ФИО4 закрепленного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет. Проживает в жилом помещении бывшего опекуна. Прокурор, на основании ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5, 11, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 23 Устава Пермского края, просит обязать Правительство Пермского края, КГБУ «ДКС» и МТУ № 4 МСР Пермского края предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах муниципального образования Куединский район, либо с его согласия в другом муниципальном образовании в ближайшем к его месту жительства.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, по делу привлечено Министерство социального развития ФИО3 края и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

    Определением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исключены из числа третьих лиц Министерство энергетики и жилищно – коммунального хозяйства ФИО3 края, а также Министерство строительства и архитектуры Пермского края, в связи с реорганизацией указанных Министерств на основании Указа Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 156.

Определением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования, по делу привлечено ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилищного фонда».

    Прокурор ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ФИО4 относится к категории из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. У истца нет в собственности или по договору социального найма какого-либо жилого помещения. В соответствии с приведенными в исковом заявлении положениями закона истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, просит суд обязать ответчиков предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Куединского муниципального района Пермского края, либо в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства ФИО4

Истец ФИО4 в суд не явился, извещен надлежащим образом, заявлений о ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

    Представитель ответчика Правительство Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

    Представитель ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.

    Представитель ответчика МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, а также объяснения по исковому заявлению. Представитель ответчика в письменных объяснениях по иску указал следующее, заявление ФИО4 рассмотрено комиссией МТУ № 4 Минсоцразвития края ДД.ММ.ГГГГ года. На основании имеющихся в учетном деле документов принято решении о включении в список на 2013 год (протокол № 7). На сегодняшний день также действует Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 г. № 107-п, в Порядке сформулирована процедура формирования специализированного жилищного фонда, в которой указаны органы, ответственные за определенный этап процедуры, это Министерство социального развития, Министерство строительства и архитектуры, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 21.11.2014 года № 318-рп с 12.01.2015 года управление специализированным жилищным фондом Пермского края осуществляет Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края, в связи с чем считают необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья на ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей – сирот специализированного жилищного фонда».

    Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления. Представитель ответчика в письменных объяснениях по иску указал, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержи детей-сирот решения о включении указанных лиц в список, предоставление ФИО4 жилого помещения без очереди нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше ФИО4, обладающих одинаковыми с ним правами, что является нарушением ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. Просит суд отказать прокурору Куединского района в удовлетворении иска.

    Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.

    Представитель третьего лица ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилищного фонда» в судебное заедание не явился о месте, времени и дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

    Заслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, 1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. …6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. ….По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. 7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. 8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. 9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО ДД.ММ.ГГГГ года), 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. …3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; … 4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. 5. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. 6. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. …6.6. Уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот на основании представленных в соответствии с частями 6.1, 6.2 настоящей статьи документов ежегодно до 1 июня формирует список. Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. 7. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, составляет 5 лет. …8. Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края обязан осуществлять контроль за использованием жилых помещений и(или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Согласно материалов дела судом установлено, истец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес> согласно паспорта зарегистрирован: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года, указанное жилое помещение, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права является собственностью ФИО8 (л.д.15). ФИО4 не является членом семьи ФИО8, правом на данное жилое помещение не обладает. ФИО8 зарегистрировал ФИО4 в своем жилом помещении как опекаемого ребенка.

Мать ФИО4ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 10).

Отец истца ФИО2 решением Куединского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.11).

На основании постановления администрации д. Кирга Куединского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ года, над несовершеннолетним ФИО4 установлена опека, опекуном назначены супруги Менладшины (л.д.12).

Постановлением администрации Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ закрепленное за ФИО4, жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 14).

Постановлением администрации Куединского района Пермского края № 177-па от ДД.ММ.ГГГГ года, постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилплощади за несовершеннолетним ФИО4 признано утратившим силу (л.д. 13).

По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) и ГУП «Центр технической инвентаризации ФИО3 края» за ФИО4 не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества – жилые помещения (на квартиры либо на жилые дома).

Согласно письма МТУ № 4 МСР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, состоит на учете, как нуждающаяся в обеспечении жильем с ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно решения комиссии МТУ Министерства социального развития Пермского края по вопросу обеспечения жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда протокол от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого помещения на 2013 год (л.д.17).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В судебном заседании на основании пояснений истца и материалов дела установлено, что истец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 1996 году остался без попечения родителей, так как мать умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец в 1996 году лишен родительских прав, истец с 1996 года проживал у опекуна в приемной семье. Окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 39. ФИО4 имеет регистрацию в ФИО3 крае в жилом помещении, по адресу: <адрес>, фактически там проживает по настоящее время. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются справками о регистрации и обучении, постановлениями о назначении опекунов, уведомлениями.

ФИО4 не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации об отсутствии у истца прав на недвижимое имущество, сведениями из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии прав на недвижимое имущество у истца.

Истец ФИО4 на момент рассмотрения дела право на получение жилого помещения не реализовал.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 6 Закона Пермской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилым помещением у истца ФИО4 сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 92-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждены Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; Порядок предоставления и регистрации документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы.

Истец ФИО4 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 года N 107-п «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета (п. 2.1). Согласно Порядка, п. 2.2. Министерство социального развития Пермского края до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство строительства и архитектуры Пермского края информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда для детей-сирот. 2.3. Министерство строительства и архитектуры Пермского края представляет в Министерство финансов Пермского края до 20 мая года, предшествующего планируемому, информацию об объемах средств краевого бюджета, необходимых для формирования специализированного фонда для детей-сирот на очередной финансовый год и плановый период. 2.4. Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края предоставляет в Министерство финансов Пермского края до 20 мая года, предшествующего планируемому, информацию об объемах средств краевого бюджета, необходимых для содержания и эксплуатации жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот на очередной финансовый год и плановый период. 3.1. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. 3.3. Способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства. 3.4. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список.

ФИО4 включен в список лиц для получения специализированного жилищного фонда Пермского края на 2013 год (л.д. 17).

При рассмотрении дела ответчиками не представлены доказательства исполнения указанного Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно приведенного п. 3.3. Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.

Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года N 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. N 92-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, определено, что КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанный Порядок регулирует правоотношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению в отношении данных жилых помещений договоров найма специализированных жилых помещений.

Согласно Порядка предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, 1.2. При наличии условий, содержащихся в ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (Министерство) в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 (граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений. 1.3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. 1.4. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. …2.1. Министерство социального развития Пермского края в течение 10 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства (территориальные органы). 2.2. Гражданин с представителями территориального органа, краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству" (Учреждение) производят осмотр предложенного жилого помещения. При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (письменное согласие гражданина) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина. …2.3. Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течение 10 рабочих дней в отношении граждан, право на жилое помещение у которых наступило в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419: проверяет обоснованность включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края (далее - Список), с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина. 2.4. Учреждение (Наймодатель) на основании Списка в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений оформляется приказом Учреждения.

Согласно ст. п. 5 ст. 15, ст. 23 Устава Пермского края от 27.04.2007 года № 32-ПК (ред. от 27.11.2012 года) (принят ЗС ПК 19.04.2007) исполнительная власть Пермского края осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК (ред. от 29.02.2012 года) «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» (принят ЗС ПК 16.08.2007) исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.

Согласно ст. 4 Закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК, Правительство Пермского края несет ответственность за обеспечение достижения целей и результатов стратегических программных мероприятий развития Пермского края.

В соответствии с ст. 11 закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК, 1. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края; возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края; в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.

На основании приведенных положений Устава Пермского края, Закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора в интересах истца Новиковой Н.С. о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является Правительство Пермского края.

Поскольку Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не определяет единый орган, ведающий вопросами предоставления жилых помещений. КГБЦ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет только управление специализированным фондом, учреждение принимает решение о предоставлении детям – сиротам жилого помещения, заключает договор найма на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, составляемого Министерством социального развития Пермского края.

Кроме того, способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.

Из письменных доводов представителей ответчиков и третьих лиц, представленных в суд, не установлено, что в настоящее время указанный специализированный жилищный фонд сформирован.

Приведенными положениями законов не исключается исполнение обязанности по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Правительством как высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, так как в пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области, актов Правительства Пермского края, на территории Пермского края, и осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти.

Правительство Пермского края вправе перераспределить обязанности по совершению юридических и фактических действий между исполнительными органами государственной власти.

Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не освобождает Правительство Пермского края, как высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти, осуществляющий руководство исполнительными органами, от исполнения обязательства по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Отсутствие на территории Куединского муниципального района Пермского края специализированного жилищного фонда не может выступать основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы Министерства социального развития Пермского края, в части предоставления жилых помещений исходя из даты принятия решения о включении в Список детей – сирот, соблюдения очередности с учетом интересов других лиц, имеющих равное право на обеспечение жилым помещением, суд не может признать состоятельными, так как в отношении истца ФИО4 территориальным органом Министерства в 2013 году принято решение о наступлении у истца права на обеспечение жилым помещением. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 127—ПК и ч. 2 ст. 6 закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ суд считает, что право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма у ФИО4 возникло, но до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена.

Законодательное закрепление права граждан, относящихся к категории лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечении родителей, на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений не предполагает какой-либо очереди и, как следствие, реализация истцом права на судебную защиту не указывает на нарушение истцом прав других лиц.

Вопрос об изменении места нахождения предоставляемого жилого помещения может быть разрешен при исполнения решения, так как Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 1194-п, определяет право гражданина на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление конкретного жилого помещения.

На основании изложенного, установленных фактических обстоятельств, исковые требования прокурора Куединского района Пермского края подлежат удовлетворению, обязанность предоставить истцу ФИО4 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Куединского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства, суд возлагает на ответчика Правительство Пермского края.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Куединского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу д. <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в пределах Куединского муниципального района Пермского края, либо с ее согласия в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд, в течении одного месяца со дня вынесения.

    Судья подпись             О.А. Мень

2-132/2015 (2-1414/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Куединского района
Ответчики
Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству"
МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края
Правительство Пермского края
Другие
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Усанин В.Н.
ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилого фонда»
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
chernush.perm.sudrf.ru
22.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2014Передача материалов судье
23.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2015Предварительное судебное заседание
27.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2015Предварительное судебное заседание
12.03.2015Предварительное судебное заседание
26.03.2015Предварительное судебное заседание
26.03.2015Судебное заседание
26.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2015Дело оформлено
28.04.2015Дело передано в архив
26.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее