Дело №2а-3960/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 29 сентября 2017 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Лаптевой К.Н., при секретаре Хлебниковой Л.А.
с участием административного истца Дичко В.
представителя административного истца адвоката Домрачева А.А.
представителя административного ответчика Александрова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дичко В. к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения об аннулировании вида на жительство,
УСТАНОВИЛ:
Дичко В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина.
Надлежащим ответчиком с учетом уточнений считает <данные изъяты>
В обоснование указал, что вышеуказанным решением Дичко В. было аннулирован ране выданный вид на жительство в связи с совершением в течении года 2 административных правонарушений – по <данные изъяты> КоАП РФ, полагает, что аннулирование разрешения несоразмерно тяжести допущенных нарушений, также указывает, что состоит в браке с гражданкой России, официально трудоустроен, аннулирование вида на жительство является несоразмерно суровым последствием допущенных им нарушений.
В судебном заседании Дичко В. иск поддержал, ранее пояснял, что с <данные изъяты> состоит в браке с гражданкой России Безрукова А.Н., они проживают совместно в квартире, принадлежащей Б., он трудоустроен официально, работает в <данные изъяты> административные правонарушения допустил по невнимательности ввиду оформления приватизации квартиры Безрукова А.Н. Является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, рассчитывал в ближайшее время получить гражданство Российской Федерации.
Представитель ответчика <данные изъяты> Александров А.А. не согласился с иском, полагает, что оснований его удовлетворять нет. Указывал, на пропуск срока давности для обжалования решения, также указывал на то, что принятие данного решения не влечет за собой депортацию, Дичко В. будет иметь возможность выезжать и въезжать в Российскую Федерацию. Кроме того, наличие родственников, имеющих гражданство Российской Федерации, не обеспечивает иностранному гражданину иммунитет от исполнения законных и обоснованных решений государственных органов.
Свидетель Б. пояснила, что является уроженкой <данные изъяты>, гражданкой Российской Федерации, в России проживает <данные изъяты>, ранее <данные изъяты> у нее есть взрослые дети от первого брака, с Дичко В. они познакомились в <данные изъяты>, в брак вступили в <данные изъяты>, проживают совместно в принадлежащей ей квартире, Дичко В. работает официально, она также работает, ее доход около <данные изъяты>, их общий доход позволяет содержать семью и гасить кредиты, просит отменить решение МВД. Пояснила, что въезд в <данные изъяты> и выезд из нее осуществляется в безвизовом режиме по заграничному паспорту, однако стоимость дороги значительная – около <данные изъяты>, она и ее муж не могут себе это позволить.
Рассмотрев по существу административное дело по административному исковому заявлению, изучив материалы дела, дело Дичко В., суд приходит к следующему. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 156, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 8 указанного Федерального закона № 115-ФЗ в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.2-3 (2) данной статьи до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, (3.) Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
При этом согласно подпункта 3 пункта 3.1положения пунктов 1 - 3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство: (3) иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию.
Согласно п. 3.4 данной статьи вид на жительство иностранному гражданину и членам его семьи, указанным в подпункте 3 пункта 3.1 настоящей статьи, выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Таким образом, в том числе, вид на жительство может быть выдан участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 637, далее Государственная программа). Согласно данной Государственной программы содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Согласно п. 13-14 Государственной программы (13) решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации. (14.) Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право: а) осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника.
Согласно п. 19 Государственной программы Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право: б) на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации; Согласно п. 25 Государственной программы свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи): неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Согласно п. 29 Государственной программы аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 20 Государственной программы, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Также в соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
В допустимых пределах, обусловленных конституционными и международно-правовыми нормами, границами законодательного, а также правоприменительного, и прежде всего судебного, усмотрения, Российская Федерация вправе решать, создает ли определенный вид миграционных правонарушений в сложившейся обстановке насущную социальную необходимость в обязательном выдворении за ее пределы иностранцев, совершивших эти правонарушения, и допустимо ли его применение к лицам с семейными обязанностями.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционным Судом РФ указано, что суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными. Лежащая на государствах - участниках конвенции ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
При этом сам по себе факт наличия семьи на территории другого государства не является преградой для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина с территории Российской Федерации.
Согласно п. 21.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации" (утв. Приказом УФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), который в настоящее время также применяется МВД, лицо, обращающееся за выдачей вида на жительство представляет документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность.
Величина прожиточного минимума установлена в целом по РФ на душу населения в размере <данные изъяты>
В ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Дичко В. является гражданином <данные изъяты>, прибыл в Российскую Федерацию для воссоединения с семьей.
С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени Дичко В. <данные изъяты> с гражданкой России Безрукова А.Н., они проживают совместно в квартире Безрукова А.Н. по адресу: <адрес>.Дичко В. трудоустроен в <данные изъяты>, его заработная плата составляет около <данные изъяты>, по месту работы характеризуется положительно. Из пояснений Безрукова А.Н. следует, что с учетом ее доходов, общий уровень обеспеченности членов их семьи выше прожиточного минимума, также у Дичко В. имеются сбережения.
У Дичко В. имеется свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом от ДД.ММ.ГГГГ, действующее до ДД.ММ.ГГГГ, которое является действующим, сведений о его отмене не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ Дичко В. был привлечен к административной ответственности по ч<данные изъяты> КоАП РФ в связи с тем, что проживал по адресу<адрес> без регистрации. Ему назначено наказание в виде штрафа, штраф оплачен.
ДД.ММ.ГГГГ Дичко В. обратился с заявлением о выдаче вида на жительство. При обращении среди прочего указал о наличии денежных средств на банковском счете (<данные изъяты>).
В рамках обследования жилищно-бытовых условий ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Дичко В. проживает с Дичко А.Н. в квартире по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению выдано положительное заключение, ему выдан вид на жительство.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Дичко В. привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ в связи с тем, что имея разрешение на временное проживание не подал ежегодное уведомление о подтверждении своего проживания. Ему назначено наказание в виде штрафа, штраф оплачен.
Решением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ был аннулирован вид на жительство Дичко В., с указанием на допущенное нарушение пп. 7 п.1 ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ.
Не согласившись с этим Дичко В. обратился в суд.
Представленными документами подтверждается совершение Дичко В. в течение 1 года двух административных правонарушений, предусмотренных ч<данные изъяты> КоАП РФ, таким образом у ответчика были правовые основания для вынесения оспариваемого решения.
Однако с учетом всех обстоятельств дела в совокупности, с учетом участия Дичко В. в вышеуказанной Государственной программе, его материальное и семейное и социальное положение, род деятельности, <данные изъяты> суд полагает, что принятое решение влечет для Дичко В. и его семьи последствия несоразмерные по своей тяжести допущенным Дичко В. нарушениям, таким образом, нарушает его права на личную и семейную жизнь, решение не оправдано крайней социальной необходимостью, не соразмерно допущенному нарушению. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Дичко В. к <адрес> по заявленным требованиям. Иск рассмотрен по заявленным требованиям и представленным доказательствам.
Руководствуясь статьями 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск Дичко В. к <адрес> признании незаконным решения об аннулировании вида на жительство.
Признать незаконным и отменить решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина Дичко В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Лаптева К.Н.
Копия верна: судья Лаптева К.Н.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (вт.).