Решение по делу № 3-8/2014 от 07.08.2014

Дело № 3-8/2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 27 августа 2014 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В.,

при секретаре Янчук Т.И.,

с участием прокурора – заместителя Марийского межрайонного природоохранного прокурора Валитова С.Г., представителей Правительства Республики Марий Эл Николаевой С.В. и Швалевой С.Е., директора Федерального государственного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончука В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. Волжского межрегионального природоохранного прокурора Селифанова В.В. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункта «б» статьи 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» в части отмены приложения № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра»,

УСТАНОВИЛ:

27 февраля 2014 года Правительством Республики Марий Эл принято постановление за № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл».

Пунктом «б» статьи 1 данного постановления отменено приложение № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра», которым установлены границы охранной зоны национального парка.

И.о. Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункта «б» статьи 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» в части отмены приложения № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра».

В обоснование заявления прокурор сослался на то, что в соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Приложение № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра» было принято в соответствии с действующим на момент его принятия законодательством, которое до 30 декабря 2013 года допускало создание охранных зон национальных парков решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проект такого нормативного правового акта, как оспариваемое в части постановление, должен пройти государственную экологическую экспертизу и получить по нему положительное заключение, однако данное условие не выполнено.

В письменном отзыве на заявление представитель Правительства Республики Марий Эл Николаева С.В. просит в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемыми нормами постановления Правительства Республики Марий Эл федеральное законодательство не нарушено. Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра» не принималось решение о создании охранной зоны, не устанавливался режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны. Пункт 7 Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра» предусматривает, что на прилегающих к территории национального парка участках земли в соответствии с положением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Следовательно, охранная зона национального парка «Марий Чодра» создана приказом Минприроды Российской Федерации, а постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» принято в целях устранения противоречия федеральному законодательству. Исходя из вышеизложенного и положений статьи 14, частей 6 и 7 статьи 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей до 30 декабря 2013 года), нормы части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не подлежат применению в данном случае. Поскольку границы особо охраняемой природной территории определены приказом Минприроды Российской Федерации в Положении о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра», в котором предусмотрено создание охранной зоны, следовательно, соответствующим органом является указанное министерство. В отзыве также выражается несогласие с доводами заявления прокурора о необходимости проведения государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании прокурор Валитов С.Г. поддержал заявление, пояснил, что оспариваемая часть постановления Правительства Республики Марий Эл противоречит федеральному законодательству.

Представители Правительства Республики Марий Эл с заявлением прокурора не согласились. Николаева С.В. поддержала доводы отзыва на заявление и дополнительно пояснила, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» Республика Марий Эл с 2005 года не имеет права решать вопросы охранной зоны национального парка «Марий Чодра». Установить фактические границы охранной зоны национального парка «Марий Чодра» в соответствии с описанием, данным в приложении № 2, затруднительно. На проект постановления Правительства Республики Марий Эл природоохранной прокуратурой было дано положительное заключение.

Представитель Федерального государственного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» - директор Мирончук В.В. поддержал заявление прокурора. Пояснил, что на федеральном уровне положение об охранной зоне национального парка «Марий Чодра» и границах охранной зоны не принято, данный вопрос в настоящее время не решается. Затруднений в установлении границ охранной зоны национального парка в соответствии с описанием, данным в приложении № 2, не находит.

Прокурор, представители заинтересованных лиц также пояснили суду, что не располагают сведениями о ведении после принятия постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» какой-либо новой экономической или иной деятельности в границах, установленных в приложении № 2 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра».

Выслушав объяснения прокурора, представителей Правительства Республики Марий Эл, представителя Федерального государственного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра», изучив материалы дела, суд находит заявление и.о. Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл Правительство Республики Марий Эл является высшим исполнительным органом государственной власти.

Полномочия Правительства Республики Марий Эл установлены в Законе Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл».

В нормах статьи 12 данного закона закреплено, что Правительство Республики Марий Эл на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» принято в пределах компетенции правительства республики, опубликовано на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru 27 февраля 2014 года.

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» и пунктом 4 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» официальным опубликованием правовых актов Главы Республики Марий Эл и правовых актов Правительства Республики Марий Эл считается первое размещение (опубликование) их текстов на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл (http://www.portal.mari.ru).

С учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункты 9, 21), названное постановление Правительства Республики Марий Эл является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке и вступившим в силу.

Положениями пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбулой к Федеральному закону от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Согласно пункту «а» части 11 указанной статьи решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

Прокурором оспаривается пункт «б» статьи 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» в части отмены приложения № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 02 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра».

Национальный парк «Марий Чодра» был создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1985 года № 400 «О создании национального парка «Марий Чодра».

В соответствии с данным постановлением решено принять предложение Совета Министров Марийской АССР, согласованное с Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству, Госпланом РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством финансов РСФСР и Главохотой РСФСР, о создании национального парка «Марий Чодра» Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе Мушмаринского и Кужерского лесхозов этого Министерства.

Также решено предоставить в пользование национальному парку «Марий Чодра» 36,6 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда в границах Мушмаринского лесхоза (32,4 тыс. га) и части Кужерского лесхоза (4,2 тыс. га), а Министерству лесного хозяйства РСФСР и Совету Министров Марийской АССР с участием заинтересованных министерств и ведомств осуществить в 1985 - 1987 годах необходимые организационно-технические мероприятия, связанные с созданием национального парка «Марий Чодра».

В развитие и исполнение указанного постановления Совета Министров РСФСР Советом Министров Марийской АССР принято постановление от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра», согласно которому в целях сохранения, восстановления природных комплексов и улучшения использования их Совет Министров Марийской АССР постановил создать с 1 декабря 1985 года национальный парк «Марий чодра» Министерства лесного хозяйства Марийской АССР на базе Мушмаринского и Кужерского мехлесхозов, предоставить в пользование национальному парку «Марий чодра» 36,6 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда в границах Мушмаринского мехлесхоза (32,4 тыс.га) и части Кужерского мехлесхоза (4,2 тыс.га) согласно приложению № 1.

Согласно пункту 2 настоящего постановления Совета Министров Марийской АССР изъята из пользования Республиканского общества охотников и рыболовов часть территории, закрепленной за Волжским, Звениговским, Красногорским и Красностекловарским охотничьими хозяйствами, находящейся в границах национального парка «Марий чодра», и ограничен отстрел и отлов животных в охранной зоне вокруг парка согласно приложению № 2.

Указанное приложение № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра», законность отмены которого оспаривается по настоящему делу, содержит фактическое описание границ охранной зоны национального парка с привязкой к границам лесных кварталов, автодорогам, рекам и т.д.

В настоящее время правовое положение национального парка «Марий Чодра» закреплено в Положении о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденном Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 16 мая 2001 года (с последующими изменениями).

В соответствии с пунктом 2 данного Положения национальный парк учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1985 года № 400 «О создании национального парка «Марий Чодра» на основании постановления Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании природного национального парка «Марий чодра».

Постановлением Правительства Российской Федерации национальному парку предоставлены земли лесного фонда площадью 36593 га.

В пункте 7 Положения установлено, что на прилегающих к территории национального парка участках земли в соответствии с положением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

При этом в настоящем Положении отсутствуют нормы, устанавливающие границы охранной зоны национального парка «Марий Чодра».

Также не принято до настоящего времени в установленном действующим законодательством порядке положение об охранной зоне национального парка «Марий Чодра».

Вместе с тем положениями части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Прокурор правильно указал в заявлении, что на момент принятия постановления Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра» действовали Типовые положения о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках, утверженные постановлением Госплана СССР и ГКНТ от 27 апреля 1981 года № 77/106, в которых отсутствовало прямое указание, какими именно органами принимается решение о создании охранной зоны национальных парков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769 было утверждено Положение о национальных природных парках Российской Федерации, пунктом 4 которого установлено, что в целях защиты территорий национальных природных парков от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны. Решения об образовании охранных зон и утверждении положений о них принимаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками земли.

Содержащиеся в представленном Правительством Республики Марий Эл отзыве на заявление прокурора возражения о том, что в Республике Марий Эл не принималось решение об образовании охранной зоны и не утверждалось положение об охранной зоне национального парка «Марий Чодра» подлежат отклонению, поскольку нормы об образовании охранной зоны национального парка «Марий Чодра» и режиме охранной зоны имелись в постановлении Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра» - в приложении № 2 «Описание границ охранной зоны национального парка «Марий чодра» и в пункте 5 раздела III Положения о национальном парке «Марий чодра».

Таким образом, суд признает обоснованными доводы заявления прокурора о том, что приложение № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра» было утверждено в соответствии с действовавшим ранее законодательством, в силу чего и на основании части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» охранная зона национального парка «Марий Чодра» подлежит сохранению в границах, определенных данным приложением.

Суд полагает необходимым указать, что несмотря на отсутствие положения об охранной зоне национального парка «Марий Чодра», нормы, устанавливающие особый режим природопользования охранных зон национальных парков (особо охраняемых природных территорий), содержатся в пункте 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В пункте 10 Положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра» закреплено, что национальный парк осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда не входящих в лесной фонд лесов и древесно-кустарниковой растительности на территории в границах национального парка и его охранной зоны, осуществляет ведение лесного хозяйства и обладает всеми правами лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством. Иные особенности осуществления природопользования в охранной зоне национального парка «Марий Чодра» закреплены также в пунктах 14 (подпункт 10), 26 (подпункт «к»), 27.3 (подпункт «а»), 35, 36, 43, приложениях №№ 6, 7, 8 указанного Положения.

Возражения представителей Правительства Республики Марий Эл о том, что после внесения изменений в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится утверждение положений о национальных парках, подлежат отклонению, поскольку в части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а не только в порядке, установленном Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ.

Также обоснованными являются доводы заявления прокурора о том, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проект такого нормативного правового акта, как оспариваемое в части постановление, должен пройти государственную экологическую экспертизу и получить по нему положительное заключение, поскольку является документом нормативно-технического характера.

Согласно статье 1 указанного Федерального закона экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня в силу пункта 1 статьи 12 этого же Федерального закона являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статьях 32 и 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено положение о том, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза.

Суд полагает, что проект постановления Правительства Республики Марий Эл, которым отменено приложение № 2 «Описание границ охранной зоны национального парка «Марий чодра», должен был пройти экологическую экспертизу, поскольку он, как содержащий описание границ охранной зоны с привязкой к конкретным координатам, представляет собой документ нормативно-технического характера. Отмена таких границ без установления новых означает фактическое прекращение существования охранной зоны национального парка «Марий Чодра», что может повлечь за собой нарушение сохранности самой особо охраняемой природной территории, поскольку ведение нерегулируемой природоохранным законодательством деятельности окажет негативное воздействие на окружающую среду.

Доводы представителей Правительства Республики Марий Эл о затруднительности определения границ охранной зоны на местности, наличии положительного заключения природоохранной прокуратуры на проект постановления Правительства Республики Марий Эл подлежат отклонению, как не имеющие значения для разрешения настоящего дела.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В связи с тем, что постановление Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра», содержащее приложение № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра», принято в силу прямого указания на это в постановлении Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1985 года № 400 «О создании национального парка «Марий Чодра» и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, то отсутствием установленных в предусмотренном законом порядке границ охранной зоны национального парка «Марий Чодра» нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, на необходимость сохранения ранее созданных охранных зон в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, прямо указано в части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявление и.о. Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Пункт «б» статьи 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» в части отмены приложения № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра» противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому на основании части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

При разрешении вопроса об определении времени, с которого оспоренная прокурором норма подлежит признанию недействующей, суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», и учитывает, что режим охранной зоны особо охраняемых природных территорий – национальных парков, имеет непрерывное действие. Прокурор и представители участвующих в деле лиц пояснили суду, что не располагают сведениями о ведении какой-либо новой экономической или иной деятельности на территории, установленной приложением № 2 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра».

Согласно части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» пунктом 4 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Марийская правда. Официальный еженедельник», периодическом печатном издании «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» или в газете «Марийская правда», газете «Марий Эл» или размещению (опубликованию) на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл (http://www.portal.mari.ru).

Руководствуясь статьями 194 – 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление и.о. Волжского межрегионального природоохранного прокурора Селифанова В.В. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт «б» статьи 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года № 81 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Марийской АССР и Правительства Республики Марий Эл» в части отмены приложения № 2 «Описание границ охранной зоны государственного природного национального парка «Марий чодра» к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 2 декабря 1985 года № 589 «О создании национального парка «Марий чодра».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл Братухин В.В.

3-8/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Правительство РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
vs.mari.sudrf.ru
07.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2014Передача материалов судье
07.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2014Предварительное судебное заседание
27.08.2014Судебное заседание
27.08.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее