РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-1362/2015
02 сентября 2015 года с. Бея
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Сорогиной О.Ю.,
при секретаре Александровой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пыстогова Н.Н. и Стахеева А.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании постоянно проживающими в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» об обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к администрации Бейского района Республики Хакасия об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, к ГКУ РХ «УСПН Бейского района» об обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости, мотивируя свои требования тем, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Хакасия в результате пожаров, жилое помещение и имущество находящееся в нем расположенное по <адрес>, полностью утрачено. Просят суд установить факт постоянного проживания во времянке по адресу вышеназванного жилого помещения, пострадавшего в результате пожара, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязать администрацию Бейского района включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, обязать ГКУ РХ «УСПН Бейского района» за счет средств федерального бюджета выплатить истцу единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Истцы Пыстогов Н.Н., Стахеев А.В. и их представитель адвокат Мякишева Т.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивали и суду пояснили, что собственником жилого дома по <адрес> является И.К.. Жилой дом и хозяйственные постройки по указанному адресу в результате пожара были утрачены полностью. Истцы являются работниками И.К. по найму пасут овец, проживали они постоянно во времянке по адресу места жительства И.К. по <адрес>. Во времянке у истцов находилось принадлежащее им имущество, кровать, конфорка для приготовления пищи, холодильник, личные вещи, документы, все было уничтожено. Истцы паспортизировались, как лица, документы которых были утрачены в результате чрезвычайной ситуации. Просят суд удовлетворить исковые требования, поскольку проживали во времянки своего работодателя постоянно больше трех лет и утратили имущество первой необходимости.
От ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия представитель по доверенности Протасова А.Ю. оставляет вопрос разрешения заявленных требований истца на усмотрение суда.
От ответчика ГКУ РХ «УСПН по Бейскому району» представитель по доверенности Стряпков Е.Н. просит рассмотреть дело в его отсутствии, оставляет вопрос разрешения заявленных требований на усмотрение суда.
Третье лицо И.К. пояснил суду, что истцы Пыстогов Н.Н. и Стахеев А.В. его рабочие, которые работают у него по найму пасут скот, жили истцы во времянке рядом с принадлежащим ему домом по <адрес>. Во времянке у истцов были личные вещи, он купил, стояла кровать, конфорка, он купил им телевизор во времянку и холодильник. Жили истцы у него во времянке постоянно больше трех лет. В результате пожара жилой дом и времянка были уничтожены полностью. Ему как собственнику утраченного жилья с учетом членов его семьи строиться жилой дом взамен утраченного площадью < > кв. метра, ему и членам его семьи выплачена материальная и финансовая помощь, а истцам, которые так же пострадали в результате пожара материальная и финансовая помощь не выплачивалась.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация Новоенисейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Минфин России в лице УФК по Республике Хакасия.
От третьего лица Новоенисейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
От третьего лица Минфин России в лице УФК по Республике Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился.
От третьего лица Министерство труда и социального развития Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан, находящихся на территории Российской Федерации, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 которого граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
12.04.2015 г. на территории Бейского района Республики Хакасия возникла чрезвычайная ситуация, связанная с пожарами.
В силу ч. 1ст. 61 ГПК РФуказанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением главы Республики Хакасия - Председателя правительства Республики Хакасия с 13.00 часов 12.04.2015 г. введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия, распоряжением главы администрации Бейского района от 12.04.2015 г. № 110-р введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Бейский район.
Как установлено в ходе судебного заседания, зона чрезвычайной ситуации охватывает жилой дом, расположенный по <адрес>, который распоряжением главы Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ №, включен в список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - пожаров на территории населенных пунктов Бейского района.
В ходе судебного заседания установлено, что в домовладении, расположенном по <адрес>, жилой дом на данном земельном участке полностью уничтожен, утрачены полностью надворные постройки, что также подтверждается актом определения состава утраченного имущества и обследования имущества, пострадавшего при чрезвычайной ситуации, возникшей ДД.ММ.ГГГГ в результате природных пожаров, совокупностью приобщенных к делу документов.
На основании решения Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу установлен факт владения за И.К. на праве собственности жилым домом по <адрес> на день объявления режима чрезвычайной ситуации возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ на территории МО Бейский район РХ. И.К. и член его семьи несовершеннолетний В.И. включены в список граждан постоянно проживающих в жилых помещениях признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории МО Бейский район РХ, обязав Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить И.К. и несовершеннолетнему <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ> меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, общей площадью < > кв.м., взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по <адрес>. с последующим оформлением построенного жилого помещения в собственность И.К. и несовершеннолетнему <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ>
Решением от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу И.К., Н.З., несовершеннолетний <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ> признаны постоянно проживающими в жилом помещении по <адрес> на день объявления режима чрезвычайной ситуации возникшей в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ на территории МО Бейский район РХ, признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации с обязанием выплатить И.К., Н.З., несовершеннолетнему <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ> единовременную материальную помощь в размере < > рублей каждому и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере < > рублей каждому. Решением Бейского районного суда вступившим в законную силу Н.З. признана членом семьи И.К., с предоставлением меры социальнйо поддержки с учетом всех членов семьи И.К., В.И. в виде строительства жилого дома, общей площадью < > кв.м., взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по <адрес>. с последующим оформлением построенного жилого помещения в собственность И.К. и несовершеннолетнему <НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ>и Н.З.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 г. № 662-р Правительству Республики Хакасия из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, произошедших 12.04.2015 г. на территории Республики Хакасия выделены бюджетные ассигнования, в том числе: на оказание гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с полной/частичной утратой ими имущества первой необходимости.
Решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. «л» ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).
Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия».
В соответствии с действующим законодательством реализация лицом, имеющим право на получение единовременной материальной выплаты носит заявительный характер.
Как следует из материалов дела, истцы в администрацию Бейского района с заявлением о включении их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами на территории Бейского района Республики Хакасия не обращались.
Истец Пыстогов Н.Н. прописан в <адрес>, Стахеев А.В. зарегистрирован в <адрес>
В судебном заседании свидетели В.В., Р.А. суду пояснили, что по <адрес> постоянно проживал с семьей И.К., истцы работники И.К., постоянно проживали во времянке по месту жительства И.К. Во времянки у истцов была кровать, небольшая конфорка, телевизор и холодильник, хранились их личные вещи. Холодильник и телевизор покупал истцам И.К., но он платил своим работникам заработную плату, они моги себе покупать личные вещи.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, п. 7 которого предусмотрено, что на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости), которые направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Выплаты предоставляются гражданам в размере, установленном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110.
Из анализа положений указанного Порядка, подпунктов «г», «д» п. 2, подпунктов «г», «д» п. 11 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110, единовременная материальная помощь оказывается в размере < > рублей на человека.
Во исполнение данного постановления, Правительством Республики Хакасия утвержден Порядок и установлен механизм осуществления выплат гражданам, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Хакасия (Постановление Правительства Республики Хакасия от 17.04.2015 г. № 158), в соответствии с п.п. 2, 3 которого главы муниципальных образований после составления списков граждан, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, составляют и представляют указанные списки в государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения, которые впоследствии передают сведения в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
На основании поступивших списков граждан Минтруд Республики Хакасия непосредственно, а также через государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения, осуществляет выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости (п. 5).
Оценивая исковые требования истцов к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании постоянно проживающими в помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, и производное требование к ГКУ РХ «УСПН Бейского района» об обязании выплатить материальную и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости, суд исходит из следующего.
Как указывалось выше, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Хакасия природных пожаров, единовременной материальной помощи в размере < > рублей на человека, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - < > рублей на человека, за полностью утраченное имущество - < > рублей на человека).
При этом из смысла вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости может быть признано только за гражданами, признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживавшими на момент введения режима чрезвычайной ситуации в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратившими имущество вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании материальной и (или) финансовой помощи.
Таким образом, из содержания вышеуказанных правовых положений в их взаимосвязи следует, что для признания за гражданином права на получение финансовой помощи, и, соответственно, на включение в списки, юридическое значение имеет не только причинение ущерба и доказанность утраты имущества первой необходимости, но и факт постоянного проживания лица на соответствующей территории на момент чрезвычайной ситуации, при этом бремя доказывания обстоятельств, определяющих указанное право, лежит на истцах.
Разрешая исковые требования о признании постоянно проживающим в помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с ч. 1ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 55 ГПК Российской Федерации, предметом доказывания по гражданскому делу являются обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений суд сам определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела. Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как установлено судом, в жилом доме по <адрес>, истцы не проживали и не зарегистрированы, кроме того, как было с достоверностью установлено в ходе судебного разбирательства фактически в жилом доме по указанному адресу проживал И.К. с членами своей семьи. Согласно справки ГКУ РХ « УСПН Бейского района И.К. и члены его семьи Н.З.к. и В.И.о. получили единовременную материальную и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в полном объеме, как пострадавшие в результате природных пожаров и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории РХ по <адрес>. Истцы членами семьи собственника утраченного жилого помещения не являются, проживали во времянке, как работники И.К., при этом суд обращает внимание на то, что достоверных и допустимых доказательств того, что истцами проживавшими во времянке принадлежащей И.К. было утрачено принадлежащее им имущество первой необходимости суду не представлено, кроме того, И.К. пояснил суду, что он сам приобретал своим работникам, проживавшим во времянке три года телевизор и холодильник, между тем, согласно акта утраченного имущества по <адрес> времянка не значится, указаны только хозяйственные постройки.
При отсутствии регистрации по <адрес>, истцы в силу ст. 56 ГПК РФ обязаны доказать действительность своего постоянного проживания в жилом помещении.
Стороной истцов достоверных доказательств того, что они постоянно проживали в жилом доме по <адрес> на момент чрезвычайной ситуации суду не представлено, не содержат таких доказательств и исследованные судом материалы дела, указанные обстоятельства и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Факт проживания истцов во времянке, как работников собственника утраченного жилого помещения расположенного по <адрес>, правового значения для выплаты истцам единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не имеет, поскольку отсутствует доказанным факт проживания истцов в жилом доме на момент введения режима чрезвычайной ситуации - то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из представленных истцами доказательств на момент введения режима чрезвычайной ситуации в Бейском районе они в вышеназванном жилом помещении не проживали, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований об обязании администрации Бейского района Республики Хакасия включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, об обязании ГКУ РХ «УСПН Бейского района» выплатить единовременную материальную и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пыстогова Н.Н. и Стахеева А.В. к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании постоянно проживающими в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» об обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бейский районный суд.
Судья Сорогина О.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2015 года.