Решение по делу № 2-2174/2015 ~ М-1185/2015 от 11.03.2015

Дело № 2-2174/15                         14 мая 2015 года

                 Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре Азбековой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гутнера И.Е. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области

                  У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Гутнер И.Е. обратился в суд с указанным заявлением.

    Заявление обосновано тем, что заявитель является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство на право собственности на землю <данные изъяты> от 13.05.1998г.). Площадь участка без проведения межевания была установлена в размере <данные изъяты>

В результате уточнения площади по материалам межевания и постановки Участка на кадастровый учет, его площадь составила <данные изъяты>, и ему был присвоен кадастровый номер .

В 2014 году заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее Росреестр) с заявлением о государственной регистрации права собственности на участок в связи с уточнением границ по материалам межевания, в чем ему было отказано по следующей причине.

Из представленных документов усматривается, что площадь вышеуказанного земельного участка увеличилась более, чем на десять процентов.

Документы, подтверждающие право Гутнера И.Е. на земельный участок площадью <данные изъяты> не представлены, что препятствует проведению государственной регистрации права собственности.

Данное обстоятельство препятствует заявителю в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства.

Из указанного в сообщении Росреестра от 28.11.2014г. , пункта 5 статьи 27 федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ, на который он опирается, отказывая в государственной регистрации права собственности на участок, видно, что величина 10% площади земельного участка применяется лишь в том случае, если отсутствует установленный предельный минимальный размер земельного участка для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 29.10.2003 года №83-оз «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» установлен минимальный размер земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, равный 0,05 га.

Заявитель считает отказ Росреестра незаконным, необоснованным и препятствующим ему в реализации прав на регистрацию права собственности на участок.

Заявитель также указал, что с момента приобретения участка он им пользуется, оплачивает членские и целевые взносы, задолженностей по ним не имеет. На участке за его средства был возведен садовый дом. Споры со смежными землепользователями отсутствуют.

Заявитель просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, выразившиеся в отказе в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области зарегистрировать за Гутнером И.Е., право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства.

Представитель заявителя Гутнера И.Е. по доверенности Логачев М.А. в судебное заседание явился, заявление поддерживает, суду сообщил, что в соответствии с нормами областного закона, площадь земельного участка при межевании может быть увеличена на 500 кв. м.

    Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области по доверенности Дмитриева Ю.С. в судебное заседание явилась, заявление считает необоснованным. Представила суду письменные возражения, в которых указано следующее. 10.10.2014 года за во Всеволожский территориальный отдел Управления через соответствующий филиал Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» представителем Гутнера И.В. были представлены документы для осуществления соответствующих регистрационных действий в отношении вышеуказанного объекта недвижимости. 28.10.2014 года государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц до 28.11.2014 года. 28.11.2004 года государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации. Оспариваемое решение было обусловлено следующим. В качестве документов, являющихся в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 №    122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для осуществления регистрационных действий на государственную регистрацию права представлены, в том числе следующие документы:

1) Архивная выписка из Постановления Администрации МО «<данные изъяты>» от 14.04.1998 года от 28.01.2013 (далее - постановление);

2) Архивная копия Постановления Администрации МО «<данные изъяты>» от 09.10.2003 года от 28.01.2013 ;

3) Свидетельство на право собственности на землю от 13.05.1998 года серия <данные изъяты> (далее - свидетельство);

4) Кадастровый паспорт земельного участка от 19.12.2008 года .

Согласно представленным на государственную регистрацию свидетельству и постановлению вышеуказанный земельный участок имеет площадь <данные изъяты>. Вместе с тем по сведениям представленного на регистрацию кадастрового паспорта, а также кадастрового паспорта от 05.11.2014 года , полученного в ответ на внутриведомственный запрос от Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ленинградской области, в государственном кадастре недвижимости содержится информация о вышеуказанном земельном участке с площадью <данные изъяты>. В соответствующих уведомлениях о приостановлении регистрационных действий и об отказе в государственной регистрации заявителю было дано разъяснение, что в соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета должен принять решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственным регистратором было установлено, что площадь спорного земельного участка в результате уточнения его границ увеличена более чем на десять процентов. Заявитель полагает, что к рассматриваемому случаю указанное положение не подлежит применению, поскольку «статьей 1 областного закона Ленинградской области от 29.10.2003 №83-оз «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» установлен минимальный размер земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, равный 0,05 га». Вместе с тем довод заявителя не является обоснованным ввиду следующего. Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112- ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В соответствии со ст. 4 указанного правового акта для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). В свою очередь, согласно имеющимся в деле правоустанавливающих документов кадастровым паспортам спорный объект недвижимости относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения садоводства.

Таким образом, указанное заявителем законоположение к рассматриваемым не подлежит применению к рассматриваемым отношениям. Какие-либо документы, подтверждающие право Гутнера И.Е. на земельный участок площадью <данные изъяты> на государственную регистрацию представлены не были, вследствие чего у Управления отсутствовали правовые основания для осуществления необходимых регистрационных действий. Кроме того, согласно п. 5 ст. 18 Закона о регистрации, копии актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Однако копии вышеуказанных постановлений представлены на государственную регистрацию в единственных экземплярах, что также не соответствует требованиям действующего законодательства. В связи с неустранением выявленных противоречий в период приостановления государственной регистрации, государственный регистратор, с учетом возложенной на него положениями п. 2 ст. 19 Закона о регистрации обязанности, принял решение об отказе в осуществлении регистрационных действий. Дополнительно Управление указало также, что по аналогичным основаниям 28.04.2014 за заявителю также было отказано в государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок. На основании изложенного Управление считает решение об отказе в государственной регистрации прав законным и обоснованным,

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

28.11.2014 года заявителю Гутнеру И.Е. отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В государственной регистрации отказано на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку согласно представленным на государственную регистрацию правоустанавливающим документам, площадь земельного участка составляет <данные изъяты>, в соответствии с кадастровым паспортом площадь участка составляет <данные изъяты>, соответственно площадь земельного участка увеличилась более чем на 10 %, что противоречит требованиям закона.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Суд полагает оспариваемое решение заинтересованного лица законным и обоснованным, принятым в пределах установленной законом компетенции.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества осуществляется на основании документов, свидетельствующих о наличии, возникновении, прекращении, переходе, ограничении (обременении) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законом Ленинградской области N 83-оз от 29 октября 2003 года "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель: для садоводства: минимальный размер - 0,05 гектара, максимальный размер - 0,12 гектара.

Вместе с тем, действие настоящего областного закона (в части установленных настоящим областным законом предельных размеров земельных участков) не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, определено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Установленный Законом Ленинградской области N 83-оз от 29.10.2003 года предельный минимальный размер земельного участка для целей садоводства не подлежит применению при уточнении границ земельного участка, а доказательств предоставления заявителю в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого товарищества земельного участка большей, чем <данные изъяты> площади заявителем не представлено.

Между тем, представленные на регистрацию документы свидетельствуют об увеличении площади земельного участка более чем на 10 %, в связи с чем для государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок площадью <данные изъяты> оснований не имелось.

Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

                     Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении заявления Гутнера И.Е. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                      Т.П. Матусяк

2-2174/2015 ~ М-1185/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гутнер Игорь Евгеньевич
Другие
Управление Росреестра по ЛО
СНТ "Строитель"
Суд
Смольнинский районный суд
Судья
Матусяк Татьяна Павловна
11.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2015[И] Передача материалов судье
13.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2015[И] Судебное заседание
18.09.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее