Дело 2-107/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 10 марта 2016 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семенова В.В. Семенова В.В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и понуждении назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд
У С Т А Н О В И Л:
Семёнова В.В. обратилась в суд с иском к ответчику ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» утверждая, что 13 ноября 215 года обратилась в Центр с заявлением о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03. 2016 года. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик известил ее об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании не предоставления документов, подтверждающих доходы ее супруга Семёнова Алексея Витальевича, также то, что он не имел дохода по независящим от него причинам.
Считает решение не законным, поскольку она предоставила все установленные законом документы, подтверждающие доходы членов ее семьи за весь период расчета.
Просит суд: Признать решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» № 741 от 16.11.2015 года об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг незаконным;
Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» назначить Семёновой Семенова В.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца привлечен Семёнов А.В.
В судебном заседании истец Семёнова В.В. исковые требования уточнила, просила суд: Признать решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг незаконным;
Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» назначить Семёновой Семенова В.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом суду пояснила, что ее семья состоит из 5 человек: ФИО9. Она состоит на учета в Центре занятости населения Ижемского района с 2014 года, получает пособие по безработице – <данные изъяты> рублей. Супруг- ФИО10 на учете в Центре занятости населения не состоит, устроиться на работу из-за своего инакомыслия не может. В центр занятости населения его не ставят, поскольку требуют справку с последнего места работы. Указанную справку они неоднократно запрашивали в ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров», однако указанная справка поступила только недавно. Старший сын является студентом <данные изъяты>, получает стипендию в размере <данные изъяты> рублей, зарегистрирован в их квартире, во время учебы проживает в <адрес>. Младший сын <данные изъяты> учатся в школе, какого-либо дохода не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» с заявлением о назначении субсидии по коммунальным услугам за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В назначении субсидии ей было отказано на том основании, что она не представила документов, подтверждающих доход супруга, хотя она представила заявление, где указала доход супруга от ведения приусадебного хозяйства. Другого дохода ее супруг не имеет. Кроме указанных документов, ею были представлены справка о составе семьи, справка о том, что старший сын является студентом и его доход, квитанции по коммунальным услугам за сентябрь 2015 года, подтверждающие, что задолженности по оплате оказанных услуг она не имела. ГБУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» самостоятельно запрашивал сведения из Центра занятости населения Ижемского района. По ее мнению она предоставила весь пакет документов, а в назначении субсидии ей незаконно отказано. Ее семья признана малоимущей, оплачивать коммунальные платежи она не в состоянии. За период с ноября 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ год возникла задолженность в размере <данные изъяты> коп. и на указанную сумму мировым судьей Ижемского судебного участка вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. В случае удовлетворения ее иска судом, указанную задолженность она погасит. Другой возможности не имеет.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 иск не признала, суду пояснила, что документы, необходимые для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечислены в пункте 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г., № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Подпункт «д» пункта 8 Правил предусматривает обязательное предоставление документов, подтверждающих доходы как самого заявителя, так и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Непредставление вышеуказанных документов служит основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Семёнова В.В. обратилась в ГБУ РК ЦСЗН Ижемского района за предоставлением субсидии 13 ноября 2015 года, представив пакет документов, в том числе сведения о своих доходах, однако доходы супруга не были представлены, а также документов, подтверждающих, что супруг не может трудоустроиться по независящим от него причинам. Каких-либо сведений о том, что супруг заявительницы находится в поисках работы, также не предоставлено. Семёновой В.В. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с предоставлением неполных сведений ( пункт 14 Правил).
Привлеченный в качестве третьего лица Семёнов В.В. поддержал доводы искового заявления, суду пояснил, что устроиться на работу не может.
Суд, заслушав участников судебного заседания и, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как установлено судом, истец Семёнова В.В. (состав семьи 5 человек), проживая по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником указанного выше жилого помещения и имея по данному адресу регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив заявление и соответствующий пакет документов.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении субсидии Семёновой В.В. отказано, в связи с непредоставлением ею документа, подтверждающего доход супруга ФИО11
Считая отказ в назначении субсидии незаконным, истец обратилась в суд с данным иском.
В соответствии с частями 1, 6, 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 ст.159 Жилищного кодекса РФ).
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст159 ЖК РФ).
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 года утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (подпункт «г» пункта 8 Правил).
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
Перечень документов, подтверждающих отсутствие у граждан доходов, установлен пунктом 50 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации № 58 и Минсоцразвития Российской Федерации № 403 от 26 мая 2006 года.
В силу пункта 68 Методических рекомендаций, к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы: от реализации и сдачу в аренду (наем) недвижимого имущества, за исключением жилого помещения, транспортных средств и иных механических средств; от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства; в виде наследуемых и подаренных денежных средств; полученные в результате деятельности крестьянского хозяйства; в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми); другие доходы, которые не могут быть документально подтверждены.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 14 Правил).
Уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
При обращении за назначением субсидии, истцом Семёновой В.В. в заявлении было указано, что Семёнов А.В., за период с мая по октябрь 2015 года имел доход от ведения личного подсобного хозяйства, других доходов не имел.
Наличие личного подсобного хозяйства Семенова В.В. подтверждено справкой администрации сельского поселения «Ижма».
Из пояснений представителя ответчика ФИО4 в суде следует, что в Центр занятости населения Ижемского района направлялись запросы, откуда получены сведения, подтверждающие отсутствие доходов у Семёнова А.В.
Из трудовой книжки Семёнова А.В., представленных суду материалов и установленных в суде обстоятельств видно, что последний не работает с ДД.ММ.ГГГГ, на учете в центре занятости населения не состоял, пособие по безработице не получал.
В связи с тем, что в оспариваемый период Семёнов А.В. не работал, на учёте в центре занятости населения не состоит, иных доходов не имел, индивидуальным предпринимателем не является, суд находит, что истцом Семёновой В.В. представлены достоверные сведения об отсутствии доходов у ее супруга, кроме как от ведения личного подсобного хозяйства.
В судебном заседании установлено, что не смотря на предпринимаемые меры к трудоустройству, Семёнов А.В. трудоустроиться не может.
Истцом Семёновой В.В. представлены в суд доказательства, свидетельствующие о том, что в расчетный период супруг истицы Семёнов А.В. не встал на учет в Центр занятости населения Ижемского района по объективным причинам.
Согласно Перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы в ГУ РК «ЦЗН Ижемского района» значится, в том числе и справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Согласно сведениям трудовой книжки Семёнова Алексея Витальевича, последним местом его работы является Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров ( г. Сыктывкар).
Из пояснений истицы в суде следует, что справка о среднем заработке Семёнова А.В. с указанного учреждения неоднократно запрашивалась, однако поступила только в конце октября 2015 года.
Согласно справки Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров ( г. Сыктывкар) о средней заработной плате ФИО5 следует, что действительно она отправлена ДД.ММ.ГГГГ ( исх.№).
Истцом Семёновой В.В. в ГБУ РК « Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» представлена справка Центра занятости населения Ижемского района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая ее доходы за указанный период.
Истцом Семёновой В.В. была представлена справка о доходах старшего сына ФИО1 в виде стипендии в размере 2400 рублей.
Из справки того же государственного учреждения- ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» « О признании семьи малоимущей в органах социальной защиты населения серии 1801 № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что семье Семёновой В.В. присвоен статус «малоимущей» и семья имеет право на получение государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
П. 8 (1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, позволяет уполномоченным органам самостоятельно получать на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия определенного вида документы.
П.13(2) Правил, обязывает уполномоченные органы приостановить рассмотрение заявления о предоставлении субсидии в случае, если заявитель не представил всех или части документов в уполномоченный орган.
Как видно из представленных материалов, истцу Семёновой В.В. не предлагалось представить дополнительно не достающие документы, и по этому основанию рассмотрение заявления не приостанавливалось.
В соответствии с пунктом 10 Правил, требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается.
При обращении для назначения субсидии истец Семёнова В.В., по мнению суда, представила заявление и все установленные пунктом 8 Правил необходимые документы, в том числе: справку о составе семьи, справку из центра занятости населения, справку о семейном положении, квитанции поставщиков коммунальных услуг, из которых видно, что счета оплачены, задолженности не имеется. В представленном заявлении истец Семёнова В.В. указала на отсутствие доходов своего супруга Семёнова А.В., кроме от доходов от ведения личного подсобного хозяйства.
Судом установлено, что на момент обращения истец Семёнова В.В. установленную Правилами задолженность по оплате коммунальных услуг не имела. Является собственником жилого помещения. Представила сведения об отсутствии доходов мужа, который не работает и индивидуальным предпринимателем не является. Семья имеет совокупный доход семьи, который ниже величины установленного прожиточного минимума, что так же подтверждается справкой ГБУ РК «Центр занятости населения Ижемского района» от ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами дела.
Таким образом, поскольку при обращении для назначения субсидии истцом были представлены все необходимые документы и документы, подтверждающие совокупный доход семьи, который ниже величины прожиточного минимума, отказ в назначении истцу Семёновой В.В. субсидии является не законным, а её исковые требования подлежащими удовлетворению.
Истец Семёнова В.В. является матерью и воспитывает 3-х детей, её совокупный доход составляет ниже величины прожиточного минимума, является собственником жилого помещения и оплачивает коммунальные услуги и, исходя из статуса семьи, отказ в назначении Семёновой В.В. субсидии, супруг которой не работает и доходов не имеет, приведет к нарушению прав, как самого истца, так и её несовершеннолетних детей.
Доводы ответчика, что для предоставления субсидии супруг истца должен иметь доходы или состоять на учете в центре занятости населения, как основание к отказу в назначении субсидии не могут быть признаны обоснованными, поскольку Семёнов А.В. является членом семьи собственника жилого помещения, является домохозяином, как отец принимает участие в воспитании троих детей, отсутствие у Семёнова А.В. работы, исходя из материального положения семьи, не может влиять на отказ в назначении истцу Семёновой В.В. субсидии.
Кроме того, указанные выше Правила не содержат в себе запрета в назначении субсидии заявителю, член семьи которого не имеет работу или доходов и отказ в назначении субсидии не должен происходить только лишь по формальным основаниям и нарушать права иных, в том числе несовершеннолетних членов семьи.
Доказательств наличия у Семёнова А.В. не задекларированных доходов и недостоверность представленных им сведений ответчиком представлено не было.
В судебном заседании истец Семёнова В.В. просит обязать ответчика назначить ей субсидию с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 41 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 года, субсидия представляется сроком на 6 месяцев.
При предоставлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при предоставлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (пункт 44 Правил).
Истец Семёнова В.В. обратилась для назначения субсидии ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, признавая отказ в назначении истцу субсидии не законным, в связи с тем, что истец Семёнова В.В. имеет право на получение субсидии и представила все необходимые документы, суд находит возможным исковые требования истца Семёновой В.В. удовлетворить и обязать ответчика назначить истцу Семёновой В.В. субсидию по оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Семёновой Семенова В.В. удовлетворить.
Признать решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Семёновой Семенова В.В. в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не законным.
Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ижемского района» назначить Семёновой Семенова В.В. субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: Т.И. Засыпкина