Дело № 2- 1319/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2017 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Бодровой Н.Ю.
при секретаре Самосватовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова В.А. к Товариществу собственников жилья «106» о предоставлении подлежащей раскрытию информации и обязании внести исправления в квитанции на оплату коммунальных платежей, путем внесения графы – показания общедомовых приборов учета и суммарного поквартирного объема,
УСТАНОВИЛ:
Козлов В.А. обратился в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «106» о предоставлении подлежащей раскрытию информации и обязании внести исправления в квитанции на оплату коммунальных платежей, путем внесения графы – показания общедомовых приборов учета и суммарного поквартирного объема.
Свои требования мотивирует тем, что он является собственником квартиры № многоквартирного жилого дома, расположенной по адресу <адрес>. 01 сентября 2016 года им направлено ценное письмо с описью и уведомлением о получении с заявлением о предоставлении подлежащей раскрытию в соответствии с действующим законодательством информации, о предоставлении документов, подтверждающих правильность начисления коммунальных платежей. 13.09.2016г. ТСЖ было получено данное письмо, что подтверждается почтовым уведомлением. Однако, запрошенная информация ТСЖ до настоящего времени так и не предоставлена, как и не было предоставлено возможности ознакомиться с указанной информацией несмотря на неоднократные обращения как лично, так и почте. ТСЖ до настоящего времени так и не была предоставлена. Истец лично пытался вручить председателю ТСЖ заявление о предоставлении подлежащей раскрытию в соответствии с действующим законодательством информации лично, что подтверждается соответствующими Актами. Однако председатель ТСЖ ФИО5 отказывала в ознакомлении с документами, содержащими данную информацию, не предоставив ни одного документа для ознакомления, без объяснения причины. Просит суд обязать ТСЖ «106» предоставить Козлову В.А. информацию о своей деятельности, указанную в заявлении, а также обязать ответчика внести исправления в квитанциях на оплату коммунальных платежей, приведя их в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, путем внесения графы (Показания общедомовых приборов учета и суммарного поквартирного объема).
Представитель истца по доверенности Дворник И.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
В судебное заседание представители ТСЖ «106» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу требований ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд определил, в виду согласия представителя истца, рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав представленные доказательства, оценив обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что Козлов В.А. является собственником квартиры № многоквартирного жилого дома, расположенной по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в очередной раз отправлено в адрес председателя ТСЖ «106» ценное письмо с описью и уведомлением о получении с заявлением о предоставлении подлежащей раскрытию в соответствии с действующим законодательством информации, о предоставлении документов, подтверждающих правильность начисления коммунальных платежей. 13.09.2016г, а именно: техническую документацию на многоквартирный дом, документы о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов (по водоснабжению и электроснабжению) по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды; документы об объемах Гкал выставленных по отоплению за 2013-2016г.г.; акты сверки взаиморасчетов с ресурсоснабжающими организациями за 2013-2016г.г. по начисленным и перечисленным суммам за электроэнергию, водоснабжение и отопление; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (а именно штатное расписание, сметы доходов и расходов за 2013-2016г.г.; режим работы ТСЖ, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками в частности бухгалтером ТСЖ; фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии товарищества (личные заявления о выдвижении своей кандидатуры); протоколы общих собраний об избрании данных кандидатур; годовая бухгалтерская отчетность товарищества за 2013-2015г.г. с отметкой налоговой инспекции; отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества за 2013-2016г.г.; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома за 2013-2016г.г.; заключение ревизионной комиссии товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за 2013-2016г.г.; реестр членов товарищества.
Данное письмо было получено Ответчиком 13 сентября 2016г, что подтверждается почтовым уведомлением.
В адрес ТСЖ «106» истец обращался неоднократно однако в предоставлении документов ответчик отказывал.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами.
Пункт 3 Указа Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на доступ к информации» устанавливает, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в том числе в доступности для граждан информации, предоставляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (ст. 5 ЖК РФ).
Статьей 138 ЖК РФ предусмотрено, что товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований главы 13 ЖК РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; реестр членов товарищества; бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; иные предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества (ст. 143.1 ЖК РФ).
В соответствии с требованиями ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Порядок раскрытия информации установлен в Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт), согласно которому управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке. Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность. Информация также раскрывается путем ее размещения на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; а также путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности – также в электронном виде.
На основании абзаца второго пункта 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
При этом в соответствии с пунктом 8 (1) Стандарта в рамках общей информации о товариществе и кооперативе раскрытию подлежат: режим работы органов управления товарищества или кооператива, в том числе часы личного приема граждан (г); фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии товарищества или кооператива (д);
В соответствии с п. 9 (1) Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива раскрытию подлежат: годовая бухгалтерская отчетность товарищества или кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (а); отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива за год, предшествующий текущему году (в); протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году) (г); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества или кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году (д).
Из п. 13(1) Стандарта следует, что информация о средствах товарищества и кооператива должна содержать размер обязательных платежей и взносов, установленный общим собранием членов товарищества или кооператива, для членов товарищества или кооператива; сведения об образовании резервного фонда товарищества или кооператива, иных специальных фондов товарищества или кооператива, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов.
В силу п. 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
На основании подпункта «в» пункта 5(1), вышеуказанного Стандарта, товариществами информации раскрывается путем: предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности – также в электронном виде.
На основании пунктов 17, 21(1) Стандарта раскрытие информации осуществляется на основании письменного запроса в течение 20 дней со дня поступления данного заявления.
Товарищества хранят копии материалов, размещаемых на информационных стендах (стойках) в помещении соответствующей организации (включая все обновления), в течение 5 лет (пункт 15 Стандарта).
На основании п. п. «р», п. 31, гл. IV Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года (далее – Правила), исполнитель обязан: предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных приборов учета, о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право истца получать информацию о деятельности товарищества, и соответственно о корреспондирующей обязанности ТСЖ предоставить истцу свободный доступ к информации о его деятельности, в том числе путем ознакомления с рядом заявленных истцом документов, поскольку иное означало бы создание препятствий в осуществлении права истца на информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы.
Исковое заявление подано в суд истцом, уполномоченным на получение указанных документов – собственником квартиры №, расположенной по адресу <адрес>.
Кроме того ЖК РФ и Стандарты не ограничиваю круг лиц имеющих право на предоставление им вышеуказанной информации только собственниками жилых помещений и членами ТСЖ.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Стандарта, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Поскольку ответчик отказал Козлову В.А. в предоставлении требуемой им информации, у суда имеются законные основания для удовлетворения заявленного иска.
Учитывая положения ст. ст. 29, 46 Конституции Российской Федерации ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд делает вывод о доказанности тех обстоятельств, что права и охраняемые законом интересы истца в части не предоставления для ознакомления информации о деятельности ТСЖ нарушены ответчиком и подлежат защите, поскольку ответчик оспаривает право истцов на ознакомление с указанными документами, по поводу ознакомления с которыми истец обращался к нему, однако ответчик в ознакомлении неправомерно отказал, документы для ознакомления истцу не предоставил. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Судом при разрешении спора учтено, что в ходе рассмотрения настоящих исковых требований, обстоятельства обращения истца за доступом интересующей его информации о деятельности товарищества в объеме, которые установлены положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и уставом товарищества, ответчиком не оспаривались. Истец в течение нескольких месяцев обращался в ТСЖ по вопросу ознакомления с документами, как письменно, так и устно.
Требования истца об обязании ТСЖ «106» внести исправления в квитанции на оплату коммунальных платежей, приведя их в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, путем внесения графы – показания общедомовых приборов учета и суммарного поквартирного объема, также подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. п. «е», «з» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года в платежном документе указываются: общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В соответствии с пунктом 71 Правил приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 года № 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее – Примерная форма), а также методические рекомендации по ее заполнению (далее – Методические рекомендации).
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций примерную форму платежного документа рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами.
В графах 4, 5 и 6 раздела 4 Примерной формы указываются показания приборов учета коммунальных услуг (общедомовые), предоставленные исполнителем коммунальных услуг либо ресурсоснабжающей организацией при непосредственном способе управления, суммарный объем коммунальных услуг в жилых и нежилых помещениях, используемый для расчета объема коммунальных услуг на общедомовое потребление в многоквартирном доме, и суммарный объем коммунальных услуг на общедомовые нужды, который определен исполнителем услуг в соответствии с Правилами, в том числе с учетом оснащенности многоквартирного дома приборами учета (пункты 28, 29, 30 Методических рекомендаций).
В связи этим исполнитель коммунальной услуги, в целях доведения до потребителя уведомительной и справочной информации обязан сформировать платежный документ, отвечающий установленным Правилами требованиям и содержащий в том числе сведения о предоставленных коммунальных услугах в многоквартирном доме.
Таким образом, исполнитель обязан представлять потребителю платежный документ с указанием в нем сведений, предусмотренных подпунктом «е» пункта 69 Правил (указанная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда РФ от 04.12.2013 № АКПИ13-1049 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354»)
Таким образом, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В материалах дела имеется платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому истцом была уплачена государственная пошлина в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 233 – 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Козлова В.А. к ТСЖ «106» о предоставлении подлежащей раскрытию информации и обязании внести исправления в квитанции на оплату коммунальных платежей, путем внесения графы – показания общедомовых приборов учета и суммарного поквартирного объема удовлетворить.
Обязать ТСЖ «106» раскрыть информацию о своей деятельности Козлову В.А., а именно предоставить следующую информацию: техническую документацию на многоквартирный дом, документы о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов (по водоснабжению и электроснабжению) по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды; документы об объемах Гкал выставленных по отоплению за 2013-2016г.г.; акты сверки взаиморасчетов с ресурсоснабжающими организациями за 2013-2016г.г. по начисленным и перечисленным суммам за электроэнергию, водоснабжение и отопление; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (а именно штатное расписание, сметы доходов и расходов за 2013-2016г.г.; режим работы ТСЖ, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками в частности бухгалтером ТСЖ; фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии товарищества (личные заявления о выдвижении своей кандидатуры); протоколы общих собраний об избрании данных кандидатур; годовая бухгалтерская отчетность товарищества за 2013-2015г.г. с отметкой налоговой инспекции; отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества за 2013-2016г.г.; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома за 2013-2016г.г.; заключение ревизионной комиссии товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за 2013-2016г.г.; реестр членов товарищества.
Обязать ТСЖ «106» внести исправления в квитанциях на оплату коммунальных платежей, внести исправления в квитанции на оплату коммунальных платежей, путем внесения графы – показания общедомовых приборов учета и суммарного поквартирного объема.
Взыскать с ТСЖ «Родничок» в пользу Козлова В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: