Решение по делу № 33-2242/2015 от 13.05.2015

Судья Жданов А.Н. Дело № 33-2242/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Маркелова К.Б., Орловой И.А.,

при секретаре Забоевой Н.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Удорский» на решение Удорского районного суда Республики Коми от 19 марта 2015 года, по которому

Заявление прокурора Удорского района в интересах Логинов С. М. к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» удовлетворено.

Обязана администрация муниципального образования муниципального района «Удорский» предоставить Логинов С. М. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодного для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, не ниже установленной нормы – 33 квадратных метров общей площади на условиях договора найма специализированных жилых помещений в пределах территории МО МР «Удорский» в поселке Усогорск.

Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., объяснения истца Логинова С.М., заключение прокурора Шевелевой М.Г. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Удорского района в интересах Логинова С.М. обратился в суд с иском к администрации МО МР «Удорский» о возложении обязанности предоставить Логинову С.М. жилое помещение, пригодное для проживания, площадью не менее 33 кв.м., на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в пределах территории муниципального образования городского поселения Усогорск. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Логинов С.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствие с постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» от 27.02.2014 г. <Номер обезличен> Логинов С.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Удорский». Недвижимого имущества на праве собственности Логинов С.М. не имеет. Постановлением главы администрации Пысского сельсовета от 22.04.2001 г. <Номер обезличен> за Логиновым С.М. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: с<Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, однако актом обследования, заключением межведомственной комиссии МР «Удорский» указанное жилое помещение признано аварийным и непригодным для проживания. Поскольку до настоящего времени с Логиновым С.М. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда не заключен, у него возникло право на получение жилого помещения.

В судебном заседании истец Логинов С.М. и прокурор ... на исковых требованиях настаивали, доводы, изложенные в заявлении, поддержали.

Представители ответчика администрации МР «Удорский» .... и .... исковые требования не признали.

Представитель органа опеки и попечительства по доверенности .... исковые требования поддержала полностью и просила их удовлетворить.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц администрация ГП «Усогорск» и администрация СП «Большая Пысса», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МР «Удорский» не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика, органа опеки и попечительства, третьих лиц администрация ГП «Усогорск» и администрация СП «Большая Пысса», извещенные надлежащим образом, участия не принимали. В соответствии со ст. 327, 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Логинов С.М., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец – ФИО. умер <Дата обезличена> г., мать умерла <Дата обезличена>

Постановлением главы администрации МО «Удорский район» от 24.05.2002 г. <Номер обезличен> опекуном Логинова С.М. назначен ФИО1

Постановлением главы администрации Пысского сельсовета <Номер обезличен> от 22.04.2002 г. за оставшимся без попечения несовершеннолетним Логиновым С.М. сохранено право проживания в ... квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен> <Адрес обезличен>.

Заключением межведомственной комиссии от 04.05.2010 г. <Номер обезличен> назначенной администрацией МО МР «Удорский», <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> признана аварийной и непригодной для постоянного проживания.

В период времени с декабря 2011 года по декабрь 2012 года Логинов С.М. проходил срочную военную службу по призыву.

С 29.08.2011 г. Логинов С.М. совместно с женой ФИО2. и несовершеннолетним сыном зарегистрирован по адресу: с<Адрес обезличен>.

Постановлением администрации МО СП «Большая Пысса» от 04.03.2013 г. <Номер обезличен> жилой <Адрес обезличен> признан непригодным для проживания и выведен из состава жилого фонда, в тот же день постановлением администрации СП «Большая Пысса» <Номер обезличен> Логинов С.М. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением и.о. руководителя администрации МР «Удорский» от 27.02.2014 г. <Номер обезличен> в связи с признанием жилого помещения непригодным для постоянного проживания установлен факт невозможности проживания Логинова С.М. в <Адрес обезличен>, и он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений на территории МР «Удорский».

По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми от 24.02.2014 г. <Номер обезличен>, зарегистрированных на праве собственности за Логиновым С.М. жилых помещений не значится. До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований искового заявления.

Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абз.1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.12.2012 г. № 104-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2013 г., государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.

Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается Правительством Республики Коми, однако до настоящего времени такой порядок не установлен.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

Суд, установив, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовал свое право на предоставление благоустроенного жилья на условиях специализированного найма, по установленным законодательством нормам жильем не обеспечен, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Размер площади предоставляемого истице жилого помещения суд правильно определил из расчета 33 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в этой части несостоятельны.

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд обоснованно применил норму, установленную статьей 10 Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 04.07.2006 г. № 54-РЗ, так как истец на тот момент имел право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми с учетом позиции Конституционного суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11.07.2011 г., однако данное право не было им реализовано по не зависящим от него причинам. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Логинову С.М., не влекут отмены решения суда, поскольку истец в период прежнего правового регулирования имел право на предоставление жилого помещения по установленной на тот момент норме. Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает в качестве одного из показателей социальную норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемую для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м., т.е. не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.

Доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия свободных жилых помещений в жилищном фонде для исполнения решения суда, недостаточного финансирования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, подлежат отклонению, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению во внеочередном порядке Логинова С.М. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Доводы жалобы, приведенные в обоснование отмены решения суда о том, что Логинов С.М. до достижения возраста 23 лет в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, включен не был, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением не было своевременно реализовано им по независящим от него причинам.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Удорского районного суда Республик Коми от 19 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Удорский» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2242/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Логинов С.М.
Прокурор У.р.
Ответчики
Администрация МО МР "Удорский"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Маркелов К.Б.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
18.05.2015Судебное заседание
20.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2015Передано в экспедицию
18.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее