Дело № 2а-57/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 01 февраля 2017 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Растегина Р.В.,
при секретаре Гангаловой Т.С.,
с участием представителя административного истца Шуваевой Ю.Н.,
административного ответчика Татарниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области к Татарниковой О. А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иловлинском районе Волгоградской области (далее по тексту – ГУ УПФР в Иловлинском районе) обратилось в Иловлинский районный суд с административным иском к Татарниковой О.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени за период с 29 сентября 2015 года по дату выставления требования в общем размере <данные изъяты>.
В обоснование иска указано, что административный ответчик Татарникова О.А. являлась индивидуальным предпринимателем и в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» была обязана уплачивать страховые взносы.
14 сентября 2015 года Татарникова О.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в течение 15 дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик уплату страховых взносов не произвел.
За несвоевременную уплату задолженности административному ответчику начислены пени в процентах (по 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ) от суммы недоимки за каждый день просрочки.
В порядке досудебного урегулирования спора, в адрес административного ответчика 29 марта 2016 года направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № № от 25 марта 2016 года со сроком исполнения до 12 апреля 2016 года.
Требования административным ответчиком не исполнены, задолженность до настоящего времени не погашена.
С учётом изложенного, УПФР в Иловлинском районе Волгоградской области просит взыскать с Татарниковой О.А. в пользу ГУ УПФР в Иловлинском районе Волгоградской области задолженность по страховым взносам и пени в общем размере <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца Шуваева Ю.Н. настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Татарникова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, при этом пояснила, что задолженность по страховым взносам и пени погашены ею в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
На период образования задолженности по данному делу и предъявления требований о взыскании задолженности и пени, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 18).
На основании ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
На основании ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3 ст. 25).
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25).
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7 ст. 25).
Статьей 21 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.
К отношениям о взыскании страховых взносов не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством.
Положения статьи 21 указанного Федерального закона применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.9 ст.21).
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что обязанность по оплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования связана с наличием статуса индивидуального предпринимателя; в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно; в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки начисляется пеня; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Судом установлено, что Татарникова О.А. 12 июля 2006 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 10-11).
С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Татарникова О.А. являлась плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и состояла на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Иловлинском районе Волгоградской области.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца в судебном заседании, Татарниковой О.А. не была исполнена обязанность по уплате страховых взносов и пени за период с 01 января 2015 года по 14 сентября 2015 года на общую сумму <данные изъяты>, в связи с чем в адрес административного ответчика 29 марта 2016 года направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № № от 25 марта 2016 года на общую сумму <данные изъяты> со сроком исполнения до 12 апреля 2016 года (л.д. 13). Однако требование административным ответчиком также исполнено не было.
Вместе с тем, административным ответчиком в судебное заседание представлены квитанции об оплате задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму <данные изъяты>.
Из представленных документов следует, что на момент рассмотрения дела судом, задолженности по уплате страховых взносов, а также пени за несвоевременно уплаченные платежи, Татарникова О.А. не имеет.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, административным истцом суду не представлено.
При этом в силу ч. 4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается именно на административного истца.
Однако данная обязанность ГУ УПФР в Иловлинском районе Волгоградской области не исполнена.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░